Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, учёта возрастных особенностей, последовательности и комплексности педагогических воздействий представлены в работах Ананьева Б. Г., Газман О. С., Гершунского Б. С., Казакина М. Г., Никандрова Н. Д.1.
Теоретическую основу образуют исследования становления духовности личности, что представлено в работах Знакова В. В., Коваль H. A., Пономаренко В. А., Шадрикова В. Д.2 теории и концепции нравственности – Божович Л. И., Зосимовский A. B., Пиаже Ж.3 исследования, раскрывающие особенности построения нравственного воспитания и духовного воспитания – Рувинский Л. И., Харламов И. Ф., Белозерцев Е. П.4 воспитательный потенциал семейной среды представлен в трудах Каптерева П. Ф., Лесгафта П. Ф., Руссо Ж.-Ж., Фрейда 3.5 психологические предпосылки духовно-нравственного воспитания ребёнка младшего школьного возраста рассматривались в работах Давыдова В. В., Мухиной B. C., Фельдштейна Д. И.6.
Основной базой эмпирического исследования являлись школы г. Барнаула (№ 56, 98, 113). Эксперимент охватил 50 семей, имеющих детей младшего школьного возраста (1-3 классы).
Методы исследования:
– теоретический анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические (беседа, наблюдение, диагностическая тестовая карта, самооценка, тестовая методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга);
– прогностические (проектирование, моделирование);
– экспериментальные.
Исследование проводилось в два этапа:
На первом (2020-2021 гг.) – осуществлялся анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
На втором (2021-2022 гг.) – осуществлялась экспериментальная работа.
Научная новизна исследования:
– выявлены компоненты готовности младших школьников к духовно-нравственному поведению (интеллектуальный, мотивационный и операционально-деятельностный) и разработаны критерии сформированности данной готовности (информационный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный);
– сконструирована педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье;
– выделены характеристики семейной среды, благоприятной для духовно-нравственного воспитания детей – соблюдение базовых семейных ориентаций; использование демократического стиля воспитания; реализация гуманистического общения.
Теоретическая значимость исследования:
– установлены содержание компонентов и определены критерии сформированности готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей;
– определены условия и выделены принципы и методы, благоприятствующие духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в семье.
Практическая значимость исследования:
– основные положения работы, а также разработанная модель могут использоваться для организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семьях с разным уровнем готовности родителей к данному виду воспитательной деятельности;
– результаты исследования, раскрывающие особенности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, могут быть привлечены для профилактики нарушений в духовно-нравственной сфере на ранних этапах развития личности;
– предложенные в рамках исследования методы изучения духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста могут использоваться в других исследованиях, ориентированных на изучение искомой личностной характеристики;
– материалы исследования могут использоваться при работе с родителями.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях:
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье
Человек XXI столетия находится в состоянии постоянных перемен, которые в настоящее время обрели общецивилизационный статус. Непрерывный рост требований к интеллектуальному уровню заставил человека сосредоточить основное внимание на своей информированности, образованности, социальной и профессиональной компетентности. При этом ряд традиционных ценностей стал восприниматься в качестве неактуальных, второстепенных, отодвигаемых, соответственно, на второй или даже третий план жизненных приоритетов. В их число, поддавшись ускоряющемуся ритму обновления, многие стали относить духовно-нравственные составляющие своей жизни1.
Несмотря на очевидность огромного воспитательного потенциала, заложенного в духовно-нравственных составляющих в процессе жизнедеятельности человека, его изучение достаточно долго не попадало в центр исследовательских интересов отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день ситуация медленно, но неуклонно меняется. Происходит переосмысление опыта понимания духовности и нравственности, сложившегося ещё в Древнем мире (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Августин). Содержание семейного воспитания исследовалось Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинским и др. Они единодушны в том, что семейное воспитание является базовым для формирования личности растущего ребёнка. В исследованиях философов, социологов, демографов, психологов И. В. Бестужева-Лады, И. С. Кона, В. И. Переведенцева, В. Я. Разумного, А. Г. Харчева воспитание будущего семьянина трактуется как один из важнейших аспектов социального становления человека1. Методологические основы проблем семейного воспитания базируются на научных трудах В. Г. Афанасьева, В. А. Борисова, А. Г. Вишневского, А. Г. Харчева, М. С. Мацковского, В. А. Рясенцева, Ю. И. Семенова.
Проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей и членов семьи между собой исследованы Ю. Л. Азаровым, Т. В. Воликовой, П. П. Пивненко, Л. С. Сальниковой, E. H. Сорочинской, О. Н. Урбанской. Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах О. С. Богдановой, Г. Н. Волкова, И. В. Гребенникова, A. A. Григорьевой, Р. Г. Гуровой, Л. Ю. Гордина, В. Г. Закировой, A. B. Иващенко, Э. И. Сокольниковой.
Всё более заинтересованная работа по освоению духовного опыта прошлого разворачивается в педагогике (Андреев В. И., Амонашвили Ш. А., Беляева В. А., Новиков А. Н., Петракова Т. И., Старов М. И.) и психологии (Бондырева С. К., Братусь Б. С., Василюк Ф. Е., Зинченко В. П., Ничипоров Б. В.).
Согласно сложившимся философским представлениям, духовность выступает в качестве особой способности людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии. Так, К. А. Абульханова духовность определяет через способ личностной психической организации, отвечающий принципам человечности, возвышенности, гармонии2. В. В. Знаков считает, что духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности. По его мнению, духовность субъекта можно понять с учетом контекста культуры и мироздания. H. A. Коваль духовность рассматривает как целостное психическое явление поиска истины, добра, красоты.
Исследование различных аспектов духовного развития личности всегда находилось в центре изучения философских, социологических, культурологических наук. В концепции С. Б. Каверина выделяются такие духовные потребности как потребность быть личностью нравственно и эстетически, потребность в поиске смысла жизни, в подготовленности к жизненным перспективам и потребность в труде. К числу духовных потребностей авторами также относятся: потребность быть личностью (Петровский A. B., Петровский В. А.); нравственная и эстетическая потребности (Джидарьян И. А., Скатерщиков В. К., Коваль H. A.); потребность смысла жизни (Маслоу А., Франкл В.); потребность в подготовленности и преодолении (Симонов П. В.); потребность в творческом труде (Фролов И. Т., Смирнов Г. Д., Каверин С. Б., Шадриков В. Д.).
Все вместе они составляет сущность процесса, названного А. Маслоу потребностью в самоактуализации1. Обладание человеком данными характеристиками позволяет говорить о сформированности у него духовной культуры.
Важнейшим измерением духовности выступает нравственность, которая рассматривается как степень интериоризации человеком нравственных ценностей. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Совпадение общественных и общечеловеческих требований с мотивацией человека образует сферу его нравственной свободы2.
Теоретическую основу образуют исследования становления духовности личности, что представлено в работах Знакова В. В., Коваль H. A., Пономаренко В. А., Шадрикова В. Д.2 теории и концепции нравственности – Божович Л. И., Зосимовский A. B., Пиаже Ж.3 исследования, раскрывающие особенности построения нравственного воспитания и духовного воспитания – Рувинский Л. И., Харламов И. Ф., Белозерцев Е. П.4 воспитательный потенциал семейной среды представлен в трудах Каптерева П. Ф., Лесгафта П. Ф., Руссо Ж.-Ж., Фрейда 3.5 психологические предпосылки духовно-нравственного воспитания ребёнка младшего школьного возраста рассматривались в работах Давыдова В. В., Мухиной B. C., Фельдштейна Д. И.6.
Основной базой эмпирического исследования являлись школы г. Барнаула (№ 56, 98, 113). Эксперимент охватил 50 семей, имеющих детей младшего школьного возраста (1-3 классы).
Методы исследования:
– теоретический анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические (беседа, наблюдение, диагностическая тестовая карта, самооценка, тестовая методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга);
– прогностические (проектирование, моделирование);
– экспериментальные.
Исследование проводилось в два этапа:
На первом (2020-2021 гг.) – осуществлялся анализ педагогической, психологической, философской и социологической литературы по проблеме исследования духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
На втором (2021-2022 гг.) – осуществлялась экспериментальная работа.
Научная новизна исследования:
– выявлены компоненты готовности младших школьников к духовно-нравственному поведению (интеллектуальный, мотивационный и операционально-деятельностный) и разработаны критерии сформированности данной готовности (информационный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный);
– сконструирована педагогическая модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье;
– выделены характеристики семейной среды, благоприятной для духовно-нравственного воспитания детей – соблюдение базовых семейных ориентаций; использование демократического стиля воспитания; реализация гуманистического общения.
Теоретическая значимость исследования:
– установлены содержание компонентов и определены критерии сформированности готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей;
– определены условия и выделены принципы и методы, благоприятствующие духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в семье.
Практическая значимость исследования:
– основные положения работы, а также разработанная модель могут использоваться для организации духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семьях с разным уровнем готовности родителей к данному виду воспитательной деятельности;
– результаты исследования, раскрывающие особенности духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста, могут быть привлечены для профилактики нарушений в духовно-нравственной сфере на ранних этапах развития личности;
– предложенные в рамках исследования методы изучения духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста могут использоваться в других исследованиях, ориентированных на изучение искомой личностной характеристики;
– материалы исследования могут использоваться при работе с родителями.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях:
-
Шиповская М.Н. Роль семейного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников/ М.Н. Шиповская // Научно-практический журнал «Устойчивое развитие науки и образования» : сб. ст. / отв. ред. М.А. Шаталов. – Воронеж : Изд-во ООО «АМиСта», 2020. – С.135-138. -
Шиповская М.Н. Уровни нравственной воспитанности младших школьников/ М.Н. Шиповская // Сборник материалов VI Международной заочной научной конференции «Форум молодых учёных: мир без границ», приуроченной ко Дню народного единства, в 8 ч. Ч.6. Секции 8,9. – Донецк: Изд-во «ДОНМАН», 2020. – С.415-416. -
Шиповская М.Н. Влияние семьи на содержание нравственности / М.Н. Шиповская // II Всероссийская научно-практическая конференция студентов «Юридическая наука и практика в XXI веке». – Омск, 2020. – С.86-89 . -
Шиповская М.Н Психолого-педагогическая характеристика духовно-нравственного воспитания личности / М.Н. Шиповская // XXIII городская научно-практическая конференция молодых учёных «Молодёжь-Барнаулу». – Барнаул. 2021 г. – С.375-379. -
Шиповская М.Н. Основные условия формирования нравственности ребёнка в семье / М.Н. Шиповская // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология : сб.ст. – Андижан-Ташкент : Изд-во Андижанский государственный университет, 2021. – С.262-264. -
Шиповская М.Н. Духовно-нравственные ориентиры современной молодёжи / М.Н. Шиповская // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования : сб. ст. / отв. ред. В.А. Скопа. – Барнаул : Изд-во ФГБОУ ВО «АлтГПУ», 2021. – С.73-74.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические аспекты формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье
-
Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания личности
Человек XXI столетия находится в состоянии постоянных перемен, которые в настоящее время обрели общецивилизационный статус. Непрерывный рост требований к интеллектуальному уровню заставил человека сосредоточить основное внимание на своей информированности, образованности, социальной и профессиональной компетентности. При этом ряд традиционных ценностей стал восприниматься в качестве неактуальных, второстепенных, отодвигаемых, соответственно, на второй или даже третий план жизненных приоритетов. В их число, поддавшись ускоряющемуся ритму обновления, многие стали относить духовно-нравственные составляющие своей жизни1.
Несмотря на очевидность огромного воспитательного потенциала, заложенного в духовно-нравственных составляющих в процессе жизнедеятельности человека, его изучение достаточно долго не попадало в центр исследовательских интересов отечественных и зарубежных ученых. На сегодняшний день ситуация медленно, но неуклонно меняется. Происходит переосмысление опыта понимания духовности и нравственности, сложившегося ещё в Древнем мире (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Августин). Содержание семейного воспитания исследовалось Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинским и др. Они единодушны в том, что семейное воспитание является базовым для формирования личности растущего ребёнка. В исследованиях философов, социологов, демографов, психологов И. В. Бестужева-Лады, И. С. Кона, В. И. Переведенцева, В. Я. Разумного, А. Г. Харчева воспитание будущего семьянина трактуется как один из важнейших аспектов социального становления человека1. Методологические основы проблем семейного воспитания базируются на научных трудах В. Г. Афанасьева, В. А. Борисова, А. Г. Вишневского, А. Г. Харчева, М. С. Мацковского, В. А. Рясенцева, Ю. И. Семенова.
Проблемы взаимодействия различных институтов воспитания с семьей и членов семьи между собой исследованы Ю. Л. Азаровым, Т. В. Воликовой, П. П. Пивненко, Л. С. Сальниковой, E. H. Сорочинской, О. Н. Урбанской. Нравственные аспекты семьи, семейного воспитания, развития гуманных внутрисемейных взаимоотношений раскрываются в трудах О. С. Богдановой, Г. Н. Волкова, И. В. Гребенникова, A. A. Григорьевой, Р. Г. Гуровой, Л. Ю. Гордина, В. Г. Закировой, A. B. Иващенко, Э. И. Сокольниковой.
Всё более заинтересованная работа по освоению духовного опыта прошлого разворачивается в педагогике (Андреев В. И., Амонашвили Ш. А., Беляева В. А., Новиков А. Н., Петракова Т. И., Старов М. И.) и психологии (Бондырева С. К., Братусь Б. С., Василюк Ф. Е., Зинченко В. П., Ничипоров Б. В.).
Согласно сложившимся философским представлениям, духовность выступает в качестве особой способности людей сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии. Так, К. А. Абульханова духовность определяет через способ личностной психической организации, отвечающий принципам человечности, возвышенности, гармонии2. В. В. Знаков считает, что духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной, умственной деятельности. По его мнению, духовность субъекта можно понять с учетом контекста культуры и мироздания. H. A. Коваль духовность рассматривает как целостное психическое явление поиска истины, добра, красоты.
Исследование различных аспектов духовного развития личности всегда находилось в центре изучения философских, социологических, культурологических наук. В концепции С. Б. Каверина выделяются такие духовные потребности как потребность быть личностью нравственно и эстетически, потребность в поиске смысла жизни, в подготовленности к жизненным перспективам и потребность в труде. К числу духовных потребностей авторами также относятся: потребность быть личностью (Петровский A. B., Петровский В. А.); нравственная и эстетическая потребности (Джидарьян И. А., Скатерщиков В. К., Коваль H. A.); потребность смысла жизни (Маслоу А., Франкл В.); потребность в подготовленности и преодолении (Симонов П. В.); потребность в творческом труде (Фролов И. Т., Смирнов Г. Д., Каверин С. Б., Шадриков В. Д.).
Все вместе они составляет сущность процесса, названного А. Маслоу потребностью в самоактуализации1. Обладание человеком данными характеристиками позволяет говорить о сформированности у него духовной культуры.
Важнейшим измерением духовности выступает нравственность, которая рассматривается как степень интериоризации человеком нравственных ценностей. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Совпадение общественных и общечеловеческих требований с мотивацией человека образует сферу его нравственной свободы2.