Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Смыслу жизни противостоит отчуждение человека от жизни, когда собственные действия, поведение, жизнь в целом теряют ценность, значимость. Помочь обрести смыслы жизни человеку помогает человеко-центрированное воспитание.
Вообще же, установилось понимание того, что развитие духовности и нравственности человека происходит под влиянием разных факторов. К ним, согласно классификации, К. В. Макаровой, относятся социально-средовые, деятельностно-духовные и личностные смысловые1. Рассмотрим их, используя предложенное деление с учетом того, что данная классификация, в принципе, охватывает все выделяемые современными авторами факторы.
Социально-средовые факторы духовно-нравственного становления в авторской трактовке образуются уровнем культуры, в которой личность развивается. Под культурой имеется в виду, с одной стороны, человеческий опыт, закрепленный в мифах, легендах, ритуалах и обычаях, с другой стороны, – ценностные ориентации семьи и нормы её морали. Опираясь на концепцию Л. С. Выготского, уровень культуры общества (и семьи как мини-общества) и духовные способности человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исторически выработанные в культурной среде нормы нравственности и морали напрямую присваиваются личностью при формировании нравственных и моральных качеств. Только приобщаясь к культуре, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций2.
Деятельностно-духовные факторы духовно-нравственного развития представляют собой определенные виды деятельности. Таковыми обозначаются игра, учебная деятельность и искусство3. Духовным фактором развития является и трудовая деятельность, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Как отмечает К. В. Макарова, мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей4. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла. Этот сплав проявляемых способностей и духовного состояния стимулирует развитие духовных способностей личности. В целом, деятельностно-духовные факторы, по К. В. Макаровой, способствуют формированию личностной духовной регуляции. Личностно-смысловые духовные факторы, в её трактовке, обеспечивая оценку и выбор формы поведения, характеризуют внутренний мир человека. К ним относятся: моральное сознание, поступок, совесть и эмоциональные переживания.
В трактовке И. В. Михалец, факторы развития духовно-нравственных отношений делятся на две основные группы – внутренние (потребность личности в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру, к личностному своеобразию, опыту, знаниям, интеллекту других людей) и внешние (психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений) факторы развития1. Очевидно, что обозначенные факторы обладают вариативностью воздействия на каждого конкретного человека. Возможностями по их оптимизации обладает педагогическое воздействие.
В современной педагогической науке получили широкое распространение теории духовно-нравственного воспитания как результата приобщения к общечеловеческим ценностям. Если духовная сторона воспитания до недавнего времени выпадала из поля внимания, то его нравственные аспекты получили определенное развитие2. Попадая в поле исследовательских интересов, нравственное воспитание рассматривается как: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества; процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения; развитие и формирование нравственных качеств личности.
Интегрируя изученные наработки, можно говорить о том, что духовно-нравственное воспитание должно включать в себя не только знание индивидом определенного набора духовно-нравственных норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии1.
Имеется опыт структурирования содержания духовно-нравственного воспитания на три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент включает в себя знания о духовности нравственности, умение обращаться к самопознанию своего духовного потенциала на уровне избранного личностью духовно-нравственного идеала и присущих ему ценностей, способность к рефлексии, умение воспринимать ситуацию сквозь призму духовно-нравственных ценностей, способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.
Эмоциональный компонент характеризуется эмоционально-ценностным отношением к себе и другим людям. При этом отношение к себе возникает через отношение к другому человеку, в котором этот другой предстаёт как величайшая ценность в своей неповторимости и уникальности.
Поведенческий компонент проявляется в желании руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях, способности реализовать принятый ею выбор в практической деятельности, овладение навыками самоконтроля и самоуправления своими действиями2.
Таким образом, анализ работ по проблемам духовно-нравственного воспитания позволяет отметить, что на начальных этапах онтогенеза духовно-нравственное развитие личности во многом зависит от целенаправленного воспитательного воздействия, ориентированного на формирование смысловой сферы, нравственных норм и жизненных принципов ребёнка.
В качестве основных условий и факторов духовно-нравственного воспитания обозначаются: утверждение нравственного идеала; возможности коллектива в формировании нравственного сознания; эмоционально-нравственная установка; усвоение принципов, представляющих нравственный образец; творение человеком себя и культурное преобразование социума.
При выделении детерминант духовно-нравственного воспитания акцент также делается на: осознанно эмоциональном усвоении нравственности; постепенной выработке простейших моральных черт и свойств и последующей их интеграции; определяющем значении мировоззрения; становлении особой оценочной деятельности и овладении способами социальной ориентировки; активном социально-психологическом обучении, решении моральных дилемм.
Анализ научных материалов показал, что вопросы реализации духовно-нравственного воспитания личности в современных исследованиях по преимуществу увязываются с деятельностью образовательных учреждений. Вместе с тем уже оформляется понимание того, что в сложившихся социально-экономических условиях образовательные учреждения не всегда способны взять на себя функцию развития духовности личности. Как отмечает Е. В. Михайлик, духовно-нравственные интересы человека, развивающегося при традиционных образовательных технологиях, обычно ограничиваются учебными предметами и событиями, близкими к кругу его повседневной жизни1. При этом используется форма духовной деятельности, возникающая вокруг воспитуемого и независимо от него, т.е. та, которая, по словам Л. С. Выготского, «плетется в хвосте детского развития» и ориентирована на его вчерашний день»1. Учитывая данные высказывания, очевидна необходимость поиска новых воспитательных подходов и педагогических технологий, ориентированных на развитие духовно-нравственной сферы учащихся. Перспективной в этой связи может рассматриваться разработка педагогических технологий, позволяющих расширить роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка.
1.2 Семья как фактор развития духовно-нравственных ценностей личности
Воспитание человека, позволяя осуществить воспроизводство традиционных для общества ценностей, имеет огромное социальное значение.
Не случайно, в нем сформирован ряд институтов: образование, церковь, армия, право – на которые возложена более или менее выраженная обязанность воспитывать у человека конкретные черты, востребованные обществом на определенный момент исторического развития. Центральную роль среди подобных социальных институтов на протяжении веков неизменно-выполняет семья2.
Проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны её функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное), здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку1. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Семья, самое первоначальное, но, вместе с тем, и наиболее устойчивое звено общества, является одним из самых совершенных эволюционных изобретений человечества. Это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит своё «Я» с «Я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения2.
Соединяя гармонично собственное существование с продлением семейного рода и фамилии, семья реализует триединую по своей сути воспроизводящую функцию: семья обеспечивает не только воспроизводство населения в обществе, но и воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Тем самым осуществляется непрерывное снабжение социальных институтов необходимым количеством статусно-ролевых исполнителей, поддерживается выживание и существование общества в целом. Благодаря семье, достигаемой в её рамках преемственности поколений, осуществляется функционирование всей социальной структуры общества в целом. То, насколько успешно будут протекать данные процессы, во многом зависит от успешности реализации семьей воспитательной функции
Вообще же, установилось понимание того, что развитие духовности и нравственности человека происходит под влиянием разных факторов. К ним, согласно классификации, К. В. Макаровой, относятся социально-средовые, деятельностно-духовные и личностные смысловые1. Рассмотрим их, используя предложенное деление с учетом того, что данная классификация, в принципе, охватывает все выделяемые современными авторами факторы.
Социально-средовые факторы духовно-нравственного становления в авторской трактовке образуются уровнем культуры, в которой личность развивается. Под культурой имеется в виду, с одной стороны, человеческий опыт, закрепленный в мифах, легендах, ритуалах и обычаях, с другой стороны, – ценностные ориентации семьи и нормы её морали. Опираясь на концепцию Л. С. Выготского, уровень культуры общества (и семьи как мини-общества) и духовные способности человека взаимосвязаны и взаимообусловлены. Исторически выработанные в культурной среде нормы нравственности и морали напрямую присваиваются личностью при формировании нравственных и моральных качеств. Только приобщаясь к культуре, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций2.
Деятельностно-духовные факторы духовно-нравственного развития представляют собой определенные виды деятельности. Таковыми обозначаются игра, учебная деятельность и искусство3. Духовным фактором развития является и трудовая деятельность, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Как отмечает К. В. Макарова, мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей4. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла. Этот сплав проявляемых способностей и духовного состояния стимулирует развитие духовных способностей личности. В целом, деятельностно-духовные факторы, по К. В. Макаровой, способствуют формированию личностной духовной регуляции. Личностно-смысловые духовные факторы, в её трактовке, обеспечивая оценку и выбор формы поведения, характеризуют внутренний мир человека. К ним относятся: моральное сознание, поступок, совесть и эмоциональные переживания.
В трактовке И. В. Михалец, факторы развития духовно-нравственных отношений делятся на две основные группы – внутренние (потребность личности в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру, к личностному своеобразию, опыту, знаниям, интеллекту других людей) и внешние (психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений) факторы развития1. Очевидно, что обозначенные факторы обладают вариативностью воздействия на каждого конкретного человека. Возможностями по их оптимизации обладает педагогическое воздействие.
В современной педагогической науке получили широкое распространение теории духовно-нравственного воспитания как результата приобщения к общечеловеческим ценностям. Если духовная сторона воспитания до недавнего времени выпадала из поля внимания, то его нравственные аспекты получили определенное развитие2. Попадая в поле исследовательских интересов, нравственное воспитание рассматривается как: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества; процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения; развитие и формирование нравственных качеств личности.
Интегрируя изученные наработки, можно говорить о том, что духовно-нравственное воспитание должно включать в себя не только знание индивидом определенного набора духовно-нравственных норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии1.
Имеется опыт структурирования содержания духовно-нравственного воспитания на три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Когнитивный компонент включает в себя знания о духовности нравственности, умение обращаться к самопознанию своего духовного потенциала на уровне избранного личностью духовно-нравственного идеала и присущих ему ценностей, способность к рефлексии, умение воспринимать ситуацию сквозь призму духовно-нравственных ценностей, способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.
Эмоциональный компонент характеризуется эмоционально-ценностным отношением к себе и другим людям. При этом отношение к себе возникает через отношение к другому человеку, в котором этот другой предстаёт как величайшая ценность в своей неповторимости и уникальности.
Поведенческий компонент проявляется в желании руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях, способности реализовать принятый ею выбор в практической деятельности, овладение навыками самоконтроля и самоуправления своими действиями2.
Таким образом, анализ работ по проблемам духовно-нравственного воспитания позволяет отметить, что на начальных этапах онтогенеза духовно-нравственное развитие личности во многом зависит от целенаправленного воспитательного воздействия, ориентированного на формирование смысловой сферы, нравственных норм и жизненных принципов ребёнка.
В качестве основных условий и факторов духовно-нравственного воспитания обозначаются: утверждение нравственного идеала; возможности коллектива в формировании нравственного сознания; эмоционально-нравственная установка; усвоение принципов, представляющих нравственный образец; творение человеком себя и культурное преобразование социума.
При выделении детерминант духовно-нравственного воспитания акцент также делается на: осознанно эмоциональном усвоении нравственности; постепенной выработке простейших моральных черт и свойств и последующей их интеграции; определяющем значении мировоззрения; становлении особой оценочной деятельности и овладении способами социальной ориентировки; активном социально-психологическом обучении, решении моральных дилемм.
Анализ научных материалов показал, что вопросы реализации духовно-нравственного воспитания личности в современных исследованиях по преимуществу увязываются с деятельностью образовательных учреждений. Вместе с тем уже оформляется понимание того, что в сложившихся социально-экономических условиях образовательные учреждения не всегда способны взять на себя функцию развития духовности личности. Как отмечает Е. В. Михайлик, духовно-нравственные интересы человека, развивающегося при традиционных образовательных технологиях, обычно ограничиваются учебными предметами и событиями, близкими к кругу его повседневной жизни1. При этом используется форма духовной деятельности, возникающая вокруг воспитуемого и независимо от него, т.е. та, которая, по словам Л. С. Выготского, «плетется в хвосте детского развития» и ориентирована на его вчерашний день»1. Учитывая данные высказывания, очевидна необходимость поиска новых воспитательных подходов и педагогических технологий, ориентированных на развитие духовно-нравственной сферы учащихся. Перспективной в этой связи может рассматриваться разработка педагогических технологий, позволяющих расширить роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка.
1.2 Семья как фактор развития духовно-нравственных ценностей личности
Воспитание человека, позволяя осуществить воспроизводство традиционных для общества ценностей, имеет огромное социальное значение.
Не случайно, в нем сформирован ряд институтов: образование, церковь, армия, право – на которые возложена более или менее выраженная обязанность воспитывать у человека конкретные черты, востребованные обществом на определенный момент исторического развития. Центральную роль среди подобных социальных институтов на протяжении веков неизменно-выполняет семья2.
Проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны её функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное), здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку1. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Семья, самое первоначальное, но, вместе с тем, и наиболее устойчивое звено общества, является одним из самых совершенных эволюционных изобретений человечества. Это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит своё «Я» с «Я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения2.
Соединяя гармонично собственное существование с продлением семейного рода и фамилии, семья реализует триединую по своей сути воспроизводящую функцию: семья обеспечивает не только воспроизводство населения в обществе, но и воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Тем самым осуществляется непрерывное снабжение социальных институтов необходимым количеством статусно-ролевых исполнителей, поддерживается выживание и существование общества в целом. Благодаря семье, достигаемой в её рамках преемственности поколений, осуществляется функционирование всей социальной структуры общества в целом. То, насколько успешно будут протекать данные процессы, во многом зависит от успешности реализации семьей воспитательной функции