Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепции русских философов, рассматривающих нравственные темы, связаны с проблемами религиозного сознания, идеей соборности, «панморализма» (Соловьев B. C., Флоренский П. А., Бердяев H. A., Булгаков С. Н.). Согласно современным подходам (Беляева Л. В., Зеленкова И. Л., Платонов К. К., Темнова Л. В., Хвостов A. A.), нравственная сфера рассматривается как результат общественно-исторического развития, и обосновывают её социальную обусловленность и связь с деятельностью человека. В частности, по мнению Л. И. Анцыферовой, нравственность можно рассматривать как системообразующее качество (основание) всей сферы индивидуальных потребностей и поступков субъекта1.

Нравственная потребность как субъективное отношение к моральным ценностям общества или класса находит выражение в целях, которые человек ставит перед собой и которые он преследует. В таком качестве она достаточно динамична и на протяжении жизни человека подвержена определенному развитию. Анализ всего многообразия теорий и концепций нравственности позволил выделить два подхода к рассмотрению специфики её развития: интегративный, исследующий общие закономерности нравственного развития и элементный, рассматривающий отдельные нравственные свойства личности2.

Проведённые исследования и накопленный научный потенциал в отечественной науке показали, что нравственное развитие представляет собой непрерывный процесс личностных изменений, происходящих под влиянием социума и обеспечивающих интериоризацию индивидом моральных норм, и подчиняется закону системной дифференциации, согласно которому более развитые, сложные и иерархически упорядоченные структуры развиваются из более простых и слабо расчлененных структур путём их постепенной дифференциации1. Попытка раскрыть сущность процесса нравственного развития личности представлена в ряде концепций зарубежных и отечественных авторов, в частности Ж. Пиаже, Л. Колберга, Г. А. Урунтаевой, Л. М. Аболина, В. П. Зинченко.

Так, концепция Г. А. Урунтаевой в качестве основания нравственного развития имеет соотношение уровней ответственности и внутренней свободы поступков. Динамика нравственного развития связывается с повышением моральной ответственности при одновременном увеличении степеней свободы субъекта поведения. Концепция экспериментально не проработана: не определены четкие возрастные границы, не описаны конкретные характеристики стадий нравственного развития, его факторы и условия; проблематична сама амплификация трактовки сути нравственного развития, применительно к любому возрасту.


В концепции духовно-нравственного развития личности Л. М. Аболина, В. П. Зинченко нравственность детей рассматривается как интегративное системное качество, затрагивающее не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд параметров. Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов2. В данной концепции духовно-нравственная личность рассматривается с позиции интегрального системного единства с характерными компонентами и параметрами.

При разных подходах к рассмотрению динамики развития нравственности, авторы отмечают, что оно проявляется в рефлексии долга и совести, ценностном ориентировании, свободном целеполагании, мотивации, нравственных исканиях смысла, выборе и проектировании действий, взаимопомощи, сотрудничестве, саморегуляции поведения. Важнейшим новообразованием личности, являющимся результатом интериоризации нравственных норм, общества, выступает развитие нравственного сознания и самосознания1. Под нравственным сознанием в настоящее время понимается целостный образ действительности, позволяющий человеку понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь с позиций нравственных норм, благодаря которым всё воспринимаемое обретает нравственный смысл2. В его содержании выделяют нравственное знание, понимание, умственные действия и нравственные переживания. Нравственное сознание предписывает личности определение поступка в качестве нравственного долга.

Значительную роль в становлении нравственного сознания и самосознания играет эмоциональность, эмоциональная окрашенность психической жизни и практического опыта человека, особенно на ранних этапах его жизни. Чувства выполняют большую роль в формировании новых мотивов поведения у детей, превращая их из знакомых в реально действующих, в реализацию имеющихся у субъекта мотивов поведения3. Высшими социальными чувствами, основанными на интериоризированных нравственных нормах и ценностях, являются нравственные чувства. Основными из них являются чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия.

Нравственные чувства могут переходить в нравственные переживания. Нравственные переживания – особая эмоциональная деятельность большой напряжённости со сложными и противоречивыми элементами, многократно возникающий момент в процессе существования устойчивого нравственного чувства

1. Готовность субъекта сопереживать, действовать так, как если бы этим другим являлся он сам, образует, по мнению A. B. Петровского, нравственные отношения2. По мнению Л. И. Рувинского, нравственные отношения представляют собой такое образование, в котором на лицо слияние мыслей (суждений и оценок явлений), чувств (переживаний определенного характера по их поводу) и волеустремлений (побуждений к действию) в результате возникшего отношения3. Соответственно в их структуре целесообразно выделять три компонента: когнитивный компонент (наличие знаний о духовной сущности человека); поведенческий компонент (желание руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях); эмоциональный компонент (эмоционально-ценностное отношение к себе, другим людям и миру)4. Обозначенная структура делает очевидным, что отношения находят реальное воплощение в поведении человека.

Нравственное поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно длительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Анализ научной литературы позволяет выделить компоненты, составляющие мотивационную направленность нравственного поведения человека: нравственные потребности и мотивы, моральное самосознание и самооценка, чувства и переживания, социальные эмоции. Практика показывает, что нравственное поведение не является априорно присущим человеку. Процесс ориентации личности в системе нравственных идеалов и ценностей, среди людей и социальных групп, являющихся их носителями, осознанный процесс поиска, выбора и создания собственных нравственных эталонов и идеалов, а затем на их основе – принципов, ценностей, норм, правил интерпретируется в качестве нравственного самоопределения человека1. К числу определяющих нравственное самоопределение факторов авторами относится достаточно обширный массив переменных: пол, возраст, материальный и социальный статус, семейное положение, наличие/отсутствие детей, влияние семейного и школьного воспитания, сила воли, эмпатия, доверчивость, агрессивность, смелость, эмоциональная неустойчивость, локус контроля, направленность на себя, уровень интеллекта, профессиональная деятельность, влияние значимого окружения, социально-экономическая ситуация в обществе.

В своём комплексе они задают индивидуальный облик человека.


Продолжаясь на протяжении всей жизни человека, нравственное самоопределение обусловливает отношение человека к нормам морали, т.е. нормам поведения, установленным в конкретном обществе в конкретный исторический период для всех членов этого общества2.

Понятия «мораль» и «нравственность» очень близки по-своему смысловому наполнению. Вместе с тем они относятся к разным исследовательским сферам. Суть различий между понятиями «мораль» и «нравственность» в том, что мораль – это существующее вне конкретного человека, а нравственность – интериоризованное им и применённое на практике3. Соответственно, проблема морали в современной науке исследуется как системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Другие работы посвящаются изучению социальных эмоций и тендерным аспектам как предпосылкам нравственного развития1.

Характеристикой морали выступает моральность. Моральность личности – это степень соблюдения ею норм морали в повседневной жизнедеятельности и в особых ситуациях, ставящих её в ситуацию нравственного выбора2. С моральностью личности тесно связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести. Обязательства перед другими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сообществе. Кодекс чести – это всегда конкретный, определенный кодекс.

Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Сообщество признаёт за индивидом право быть личностью, быть достойным на совершение поступков и социально оцениваемых действий, т.е. быть субъектом социального поведения3. Регуляторами данного процесса выступают стыд и совесть. Формирования чувства стыда является одним из первых признаков развития моральной сферы у ребёнка. В трактовке В. В. Зеньковского стыд является «проводником моральных сил в душу ребёнка». Он вводит дитя в мир моральных традиций. Стыд – мучительное чувство и поэтому обладает большой психической силой4.

Совесть представляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Работа совести направлена на оценку наших действий с их объективной стороны; подходя очень близко к переживаниям стыда, это чувство всё же направляет нашу оценку не на нашу личность как таковую, а на нашу активность в её результатах и объективных итогах
1.

Такие понятия, как честность и лживость, порядочность и подлость, прилежание и лень, возникают в понимании ребёнка, когда он постигает окружающий мир на основе рассказов взрослых и событий ежедневной обычной жизни. Уже к подростковому возрасту формируются важнейшие показатели развития нравственности – чувство долга и ответственности за свои поступки. По Л. И. Божович, ответственность представляется в единстве трех компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого, а также компонента самосознания личности2. Основу развития когнитивного компонента ответственности составляет познание социально-нравственных норм, регулирующих поведение становления общинного «этического мировоззрения»3. Мотивационный компонент ответственности связан в своём развитии с расширением пространства социальных интересов ребёнка, формирования общественной направленности личности. Растущие люди осознают возможности собственного участия в жизни общества, выделяя одновременно «границы» действия нормы ответственности применительно к этим новым для них сферам деятельности и отношений. В этих условиях возникает возможность осознать, что ответственность является социально-моральным явлением, специфика которого определяется особенностями сферы общения4. Поведенческий компонент, выражающийся в реальном ответственном поведении, складывается в рамках социально ориентированной учебной деятельности и в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, понятия «духовность» и «нравственность» не являются тождественными.

Система смысловых отношений внутренне связана с ценностными ориентациями личности. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей культурной, духовной, общественной жизни. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни выводится из мировоззрения как системы взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности, к самому себе. Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Оно включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления1.

Смысл жизни, выражая жизненные позиции и устремления человека, зависит от его реальных достижений, от реальной способности выразить себя в формах жизни. В трактовке К. А. Абульхановой-Славской смысл жизни представляет собой не только будущее, не только перспективу, но и меру достигнутого человеком, оценку достигнутого своими силами по существен­ным для личности критериям