Файл: Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе в системе общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На правах рукописи
Гофман Ирина Николаевна
Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе в системе общего образования
Автореферат
Магистерской диссертации на соискание
академической степени магистр
Барнаул, 2022
Работа выполнена на кафедре философии и культурологи
Алтайского государственного педагогического университета
Научный руководитель – д.и.н., профессор, заведующий кафедрой Философии и культурологии АлтГПУ Скопа В.А.
Рецензент – Бочарова Т.А., к.и.н., доцент кафедры экономики, социологии и политологии ФГБОУ ВО АлтГПУ.
Защита состоится 29 июня 2022в 09.00 в Алтайском Государственном
Педагогическом университете по адресу: г. Барнаул, ул. Ядринцева, 136
Общая характеристика работы
Актуальность темы.
Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы». Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.
Новые цели школьного образования сформулированы в стандартах общего образования. Это - воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: патриотического, нравственного, эстетического. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу. Данный возраст характеризуется высокой восприимчивостью воздействий извне, верой в истинность только изучаемого, проговариваемого, в непреложность и значимость нравственных общепризнанных мерок.
Следует заметить, что проблема патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности не получила еще должного освещения в научных работах. Недостаточно раскрыт вопрос уточнения педагогических условий, реализация которых способствует повышению эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной деятельности.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников в общеобразовательных организациях.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - разработать и на практике проверить эффективность комплекса занятий, направленных на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвинута гипотеза о том, что патриотическое воспитание младших школьников будет эффективным, если:
- определены основные критерии оценки эффективности формирования патриотизма у младших школьников;
- разработана и внедряется в педагогический процесс модель системы патриотического воспитания младших школьников;
- теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие основные задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность патриотического воспитания младших школьников.
2. Выделить критерии и показатели уровня развития патриотической воспитанности младших школьников.
3. Разработать и апробировать структурную модель системы патриотического воспитания младших школьников в педагогическом процессе.
4. Раскрыть возможности внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
5. Разработать комплекс занятий, направленный на патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Методологическую основу исследования составили: идеи гуманизма и демократии, материалистической диалектики и системного подхода как важнейшей грани и общего методологического принципа науки; системное понимание воспитания; учение о творческой деятельностной сущности личности, закономерностях ее воспитания, о роли деятельности и общения в развитии личности, о формировании всесторонне развитой личности; а также государственные программы и доктрины Российской федерации в части образования и патриотического воспитания.
Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, психологов, педагогов по ключевым проблемам, массив которых системно сгруппирован по направлениям: проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения; вопросы гуманистической направленности воспитания личности; системный подход и общая теория систем; концепция системного понимания воспитания.
Методы исследования. Для решения поставленной в работе цели использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение учебных программ и опыта работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников; педагогический эксперимент; диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, коллективный опрос, анализ результатов деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования были школа № 1 с. Родино Родинского района Алтайского края и детско-юношеский цент этого района. Исследованием было охвачено 40 учащихся начальных классов. Исследовательская работа осуществлялось с 2020 по 2022 гг.
Научная новизна исследования: На основе концепции системного понимания воспитания рассмотрена с новых научно-педагогических позиций проблема патриотического воспитания, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе.
Определены критерии, показатели, уровни сформированности патриотической воспитанности младших школьников:
1) когнитивный критерий и его показатели:
- полнота и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России;
- степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний;
-
эмоциональный критерий и его показатель:
- проявление чувства гордости за свою Родину, её свершения;
-
деятельностный критерий и его показатели:
- сформированность патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ;
- стремление быть творцом во благо интересов Родины.
Разработана и внедрена модель системы патриотического воспитания младших школьников, включающая следующие компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты вносят определенный вклад в теорию воспитания. В нем показана возможность решения проблемы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, дальнейшего развития научных представлений о патриотическом воспитании младших школьников как одного из аспектов целостного воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов при разработке методики оценки эффективности формирования патриотической воспитанности младших школьников; уровневые характеристики сформированности патриотической воспитанности младших школьников могут служить основой для создания фонда оценочных средств в общеобразовательном учреждении. Подготовленная модель системы патриотического воспитания младших школьников позволит обеспечить и повысить эффективность патриотического воспитания младших школьников в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений и центров дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были освещены и получили одобрение на конференциях разного уровня:
1. Гофман И.Н. Патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками / И.Н. Гофман // Научно-практический журнал «Устойчивое развитие науки и образования» : сб. ст. / отв. ред. М.А. Шаталов. – Воронеж : Изд-во ООО «АМиСта», 2020. – С. 97-99
2. Гофман И.Н Влияние гаджетов на детей как социокультурный феномен/ И.Н. Гофман // XXII городская научно-практическая конференция молодых ученых " Молодежь-Барнаулу". – Барнаул. 2020 г. – С. 117-120
3. Гофман И.Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе / И.Н. Гофман// Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования: сб. ст. / отв. ред. В.А. Скопа. – Барнаул: Изд-во ФГБОУВО «АлтГПУ»,2020. – С. 135-137
4. Гофман И.Н. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема / И.Н. Гофман // XXII городская научно-практическая конференция молодых ученых " Молодежь-Барнаулу". – Барнаул. 2021г. – С. 95- 98
Структура работы: обусловлена её задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, рассмотрена степень разработанности проблемы, новизна, определены цель, предмет, объект, поставлены задачи, обоснована методологическая база исследования, теоретико-практическая значимость, апробация, структура работы
.
ГЛАВА 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в системе общего образования
1.1. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
Современный этап развития нашего государства характеризуется пристальным вниманием к личности, ее формированию, повышением значения человеческого фактора. В это связи возрастает роль системы воспитания и всех её звеньев. Проблема воспитания любви к своему отечеству, преданности, готовности, служить совей Родине, всегда занимала главенствующее положение в теории и практике патриотического воспитания и представляет исключительную важность на современном этапе развития общества.
Проблемы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновало умы отечественных просветителей и педагогов. Свой неоспоримый вклад в формировании патриотической мысли в России в XVIII-XIX вв. внесли многие выдающиеся учёные. Так, М. В. Ломоносов российский гений, энциклопедист рассматривал природу человека иерархически: «нижняя» - чувственная, эгоистическая, и «высшая» - духовная, патриотическая. Отсюда и цель просвещения - научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства пользы общественных интересов над личными, т.е. к достижению одной из ведущих целей патриотического воспитания в современном его понимании.
Во многих работах общественных деятелей и педагогов особенно XVIII века, когда происходило оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» синонимичны.
Русские демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, H. A. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский утверждали, что патриотическое воспитание это один из путей преобразования России, а его цель подготовка патриота-гражданина, широко образованного и трудолюбивого.
Велико значение известного патриота России, великого русского педагога К. Д. Ушинского в решение проблемы патриотического воспитания. Через всё его педагогическое наследие прошла мысль о воспитании патриотизма и национального самосознания. Он утверждал, что воспитание должно воспитывать у подрастающего поколения чувство долга перед Отчизной, национальной гордости и уважения к другим народам.
Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В. А. Сухомлинский. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня.