Файл: Патриотическое воспитание младших школьников во внеклассной работе в системе общего образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Активно разрабатывали теорию патриотического воспитания подрастающего поколения, проблемы советского патриотизма Н. И. Губанова, Н. М. Конжиев, И. Е. Кравцева, Т. Н. Мальковская. Патриотическое воспитание школьников было одним из приоритетных направлений советской школы.
К настоящему времени в русской историографии обозначенной проблемы, как отмечает А. Г. Вороненко, выделяются три традиции, толкования, направления, понимания патриотизма. Это: военный патриотизм, гражданский и духовно-религиозный2. Это три разных понимания и три разных варианта организации, три модели патриотического воспитания. И именно с этим разночтением приходится иметь дело общеобразовательной школе.
1.2. Особенности и специфика патриотического воспитания младших школьников
С позиции концепции системного понимания воспитания система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является «частичной» системой воспитания3. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как момент функционирования педагогических систем. Коллектив учащихся начальных классов, образовательное учреждение и семья являются целостными педагогическими системами, поэтому обеспечить высокую эффективность системы патриотического воспитания младших школьников возможно только при условии организации оптимального функционирования целостных педагогических систем в общеобразовательных учреждениях. Патриотическое воспитание младших школьников имеет с ними общие основы, но вместе с тем этот процесс имеет свою специфику.
Особенности патриотического воспитания на отдельных этапах развития личности есть проявление общих возрастных особенностей детей. Важным этапом развития личности является младший школьный возраст, от постановки воспитания в этом возрасте зависит дальнейшее развитие человека. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственных качеств личности. Нам представляется необходимым выделить те специфические стороны личности младших школьников, которые могут стать необходимой базой при осуществлении их патриотического воспитания.
Переломным моментом в жизни ребенка является поступление в школу. Основным видом деятельности для него становится учение, к которому он относится как к серьезной
, общественно значимой деятельности. Этим объясняется их «исключительное добросовестное и прилежное отношение к делу». Ребенок начинает приобщаться к взрослой жизни. Если раньше для него ведущей деятельностью была игра, то теперь ею стала учеба – в какой-то мере эквивалент трудовой деятельности. Из привычной домашней обстановки ребенок попадает в совершенно незнакомую ему среду, вступает в коллектив, начинает общественную жизнь. Каков ребенок в учебной деятельности, в общественной жизни класса, таким он зачастую становится в будущей «взрослой» жизни.
В научных источниках отмечается тесная связь нравственных и патриотических аспектов личности. Нравственные аспекты личности лежат в основе и являются системообразующими в патриотическом воспитании младших школьников. Практически все его компоненты преломляются через категорию «нравственность»4. Причем младший школьный возраст особенно сенситивен для становления нравственности как стержневого образования личности гражданина и патриота.
1.3. Методические основы патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе
Современное общество требует новых подходов к патриотическому воспитанию. В частности, современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественнополезной деятельности.
Заинтересованность школы в эффективном использовании возможностей внеурочной деятельности объясняется ее включением в учебный план 1-4 классов и подтверждается рядом объективных и субъективных оснований:
- приоритет воспитательных задач, направленных на достижение личностных результатов;
- осознание образовательных, социально-педагогических и воспитательных возможностей внеурочной деятельности;
- эффективно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на воспитании учащегося.
Для формирования поведенческого компонента патриотического воспитания с детьми целесообразно использовать такие виды воспитывающих ситуаций, как авансирования доверием; свободного выбора; непринужденной принудительности; эмоционального заражения; соревновательная; соотнесения; успеха; творчества.
Таким образом, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с целью патриотического воспитания, формирования развития чувства гордости за своё отечество в младшем школьном возрасте. Многообразны средства и методы, которые используются для достижения результатов патриотического воспитания педагогами.
ГЛАВА 2. Развитие Патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе
2.1. Модель патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе
В решении поставленной задачи мы разработали модель системы патриотического воспитания младших школьников, которая была апробирована в системе общего образования в с. Родино - школа № 1.
Модель выступает в виде совокупности понятий. Она выражает образовательный процесс обобщенно - акцентируя внимание на мысленно выделяемых свойствах. Объектом нашего моделирования была система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности в системе общего образования. Нами была избрана структурная модель, имитирующая внутреннюю организацию структуры оригинала. Необходимость избрания такого типа модели обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, для выявления сущности любого объекта необходимо раскрыть его структуру. Во-вторых, структурные модели имеют различный уровень абстрактности, обобщенности и применимости. В-третьих, для одного и того же оригинала может быть создано несколько структурных моделей, что позволяет изучать разные уровни структуры объекта.
Центральным системообразующим компонентом модели является цель - патриотическое воспитание младших школьников в общеобразовательных учреждениях, которая раскрывается во внеурочной деятельности на основе решения следующих задач: а) вооружение младших школьников знаниями о Родине, ее прошлом и настоящем; б) воспитание любви к Родине, чувства долга и ответственности перед ней, формирование определенных способов поведения, позволяющих проявлять любовь к Родине и чувство долга перед ней в повседневной жизни; в) формирование у младших школьников умений и навыков, позволяющих вести себя патриотически; г) развитие качеств, характеризующих личность как активного творца во благо интересов Родины и служение ей.
В модели в качестве принципов патриотического воспитания младших школьниками выступают: а) патриотическая направленность содержания внеурочной деятельности младших школьников; б) обеспечение сочетания общечеловеческих, национальных ценностей в содержании воспитания; в) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности младших школьников.
2.2. Диагностика патриотического воспитания младших школьников
В соответствии с выдвинутой целью, задачами опытно-поисковая работа включает в себя следующие этапы:
- определение уровней патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем этапе в исследуемой группе детей, анализ полученных результатов и на этой основе формулирование задач для последующей работы с детьми;
- разработка содержания педагогической работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и ее апробация.
Опытно-поисковая работа проводилась на базе МОУ СОШ № 1 с. Родино. В исследовании приняли участие 40 детей младшего школьного возраста (1-3 классы).
Анализ диагностического инструментария позволил нам выбрать оптимальные диагностики для выявления уровней патриотической воспитанности. Таким образом, исследование проводилось с помощью следующих диагностик: «Что такое Родина» и «Достопримечательности нашей Родины». Использование диагностических методов, их взаимное дополнение на всех этапах процесса изучения патриотической воспитанности младших школьников служила гарантией обеспечения достоверности результатов патриотического воспитания учащихся.
Уровень патриотического воспитания у младших школьников определялся по трехбалльной системе: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл.
Таким образом, опытно-поисковая работа позволила нам выявить исходный уровень патриотического воспитания детей в совокупности выделенных показателей и сформулировать задачи формирующего этапа нашей работы: разработать комплекс занятий для повышения уровня патриотической воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности.
Разработать задания:
- направленные на понимание основных понятий патриотического содержания: «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение отечеству», символы России;
- формирование патриотических чувств (любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой поселок, семью, школу);
- формирование гражданской активности (проявление заботы о своей школе, участие в делах класса, школы, села).
2.3. Условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе
Анализ и обобщение материалов педагогического опыта и опытно-экспериментальной работы, сопоставление результатов, достигнутых в экспериментальном классе в патриотическом воспитании младших школьников, а также степень выполнения в них рекомендаций, разработанных нами на основе общей гипотезы исследования, позволили нам теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной деятельности.
В ходе исследования мы выделили следующие педагогические условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности:
- постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива;
- систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной внеучебной деятельности;
- вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;
- совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;
- осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания во внеучебной деятельности.
Как показала экспериментальная работа, формирование патриотической воспитанности происходило наиболее интенсивно и последовательно в тех классах, где коллективная деятельность организовывалась на основе создания микро-коллективов, объединения детей по интересам. На этой основе возникали наилучшие возможности для проявления младшими школьниками самодеятельности.
Заключение. Патриотизм - это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины; стремление нести ответственность за нее, вставать на ее защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.