Файл: Традиции милосердия и благотворительности в общественной жизни России.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат на тему: «Традиции милосердия и благотворительности в общественной жизни России».
Благотворительность - оказание материальной помощи нуждающимся (как отдельным лицам, так и организациям). Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. В связи с тем, что понятие благотворительности является новым для современной России, то и термин «благотворительная деятельность (благотворительность)» является новым. Благотворительность обеспечивает перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Благотворительность все больше становится инструментом, посредством которого общество удовлетворяет свои основные социальные, общечеловеческие потребности. Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 от 11 августа 1995 г. (с измен. от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ). Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.
Благотворительность является бесприбыльной деятельностью, т.е. осуществляется не в целях получения прибыли.
Таким образом, благотворительность следует определить как добровольную деятельность граждан и юридических лиц, осуществляемую в формах бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, выполнении работ, предоставлении услуг, оказании иной помощи.
Основные функции благотворительности в обществе заключаются в следующем:
1. Экономическая функция - обеспечение достойного существования тех граждан, которые в силу объективных особенностей и жизненных ситуаций не способны самостоятельно позаботиться о себе;
2. Социальная функция - снятие социальной напряженности путем выравнивания уровня жизни, поддержки самых обездоленных слоев населения, которые по объективным обстоятельствам не могут адаптироваться в новых условиях;
3. Рыночная функция - восполнение недостатков социальной политики государства и функционирования рыночных механизмов.
4. Общественная функция - восполнение перекосов общественных отношений, приводящих к отходу, не по своей воле, отдельных категорий населения от принятых стандартов жизнедеятельности, что ограничивает их возможности, потребления общественных благ и самореализации; одновременно - воздействие на общественное мнение;
5. Политическая функция - реализация механизмов обратной связи населения и властных структур, формулирование социальных приоритетов от имени тех, кто в социальном плане в силу объективных причин не способен отстаивать свои права;
6. Маркетинговая функция - удовлетворение потребностей филантропов, оказание донорам услуг по осуществлению благотворительных проектов, одновременно - культивация альтруистических и человеколюбивых настроений в обществе.
7. Созидательная функция - строительство на средства благотворителей, спонсоров и меценатов учреждений культуры: театров и музеев, школ и поликлиник.
Благотворительность в современной России явление молодое. Оно еще не имеет опыта, традиций.
Когда-то в России практически не было ни одного состоятельного человека, который не был бы благотворителем. Меценатство русских купцов стало общеизвестным фактом. Вклад некоторых благотворителей в дело повышения благосостояния России поистине грандиозен. Стали нарицательными имена таких русских благотворителей, как Демидов, Шереметев, братья Бахрушины, Хлудов, Третьяков, Мамонтов и многие-многие другие. Чувство сострадания к ближнему всегда отличало россиян. За последние годы, когда перед страной во всей своей неприглядной красе встала проблема нищенства, бездомных детей и неухоженных инвалидов, рука дающего не оскудела.
Фонды и мотивы благотворительности
Благотворительный фонд это организация (как правило, неправительственная) создаваемая с целью финансирования различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных граждан. Как правило, благотворительные фонды создаются для решения проблем, связанных с поддержкой социально уязвимых слоев населения, защитой прав и интересов различных групп населения и т.п.
Значение благотворительных фондов обусловлено следующими факторами:
-ярко выраженной социальной направленностью деятельности. Благотворительные фонды оказывают помощь части общества с низким уровнем дохода, что повышает общий уровень благосостояния членов общества. Кроме того, фонды предоставляют дополнительные рабочие места.
-массовостью – за помощью в благотворительные фонды обращается множество людей;
-высоким интеллектуальным потенциалом организаторов и участников.
-благотворительные фонды могут осуществлять предпринимательскую деятельность, увеличивая конкуренцию между различными секторами экономики, что благотворно сказывается на развитии рыночных отношений.
Признаками благотворительного фонда как некоммерческой организации являются - отсутствие членства и имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Учредители не только не обязаны участвовать в его деятельности, но, и лишены возможности напрямую управлять его делами. Людей к благотворительной деятельности должны побуждать такие чувства, как сострадание и милосердие, а также сочувствие чужому горю, которые и вызывают желание помочь ближнему. Но существуют и другие мотивы, которые отодвигают вышеперечисленные на второй план. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, благотворители могут руководствоваться не только моралью, но и в некоторой степени идеей выгоды. Например, благотворительная деятельность могла бы способствовать рекламе, создать благоприятный имидж, хорошее имя, что особенно важно для коммерческих организаций и политических партий.
Благотворительные организации и основные направления их деятельности
На сегодняшний день существует множество благотворительных организаций, которые можно разделить на группы. Первая и самая массовая группа благотворителей - коммерческие структуры. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке, как нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Вторая активная группа благотворителей - некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан
, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения.
Третья группа благотворителей - физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности, как через личные пожертвования, так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.
Главными и наиболее популярными областями благотворительности в современной России являются:
Культура и искусство - разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
Наука - помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
Образование - учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
Социальная сфера - помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.
Здравоохранение - помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
Охрана природы - финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
Спорт - помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.