Файл: Упрощенная форма учёта (Общая характеристика упрощенной формы учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фирмы могут вести полноценный учет согласно требованиям общей системы налогообложения на основе законодательства о бухучете. Вариант подходит для тех фирм, у которых постоянно велик риск потерять право на УСН и «свалиться» в общий режим. Кроме того, удобен для тех «упрощенцев», которые предпочитают получать подробные сведения о положении своего бизнеса. Это очень хорошо помогает проанализировать деятельность с экономической точки зрения.[18]

Полный бухгалтерский учет упрощенного плана схож с правилами учета на общем режиме, однако здесь допустимы упрощения. Так, например, организация может укоротить план счетов, исправлять ошибки прошлых лет в текущее время, не применять ряд ПБУ, более просто заполнять регистры.[19]

Этот вариант подходит для малых предприятий, которые хотят видеть полную картину своей деятельности, но в достаточно укрупненном масштабе для ее анализа.

Сокращенный бухучет упрощенного типа предполагает только ведение записей в специальной книге сделок, которая выглядит как единая таблица. Факты хозяйственной деятельности отражают в ней по методу двойной записи.[20]

Этот вариант приемлем для небольших фирм, которые имеют дело с ограниченным количеством операций одинакового плана. В связи с этим, ими востребованы одни и те же счета бухучета.

При ведении простого бухгалтерского учета упрощенного типа все факты хозяйственной деятельности заносят также в таблицу, но уже без двойной записи.

Руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы:

  • ввести в штат предприятия должность бухгалтера;
  • создать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной фирме (централизованной бухгалтерии), аудиторской фирме или частному предпринимателю;
  • вести бухгалтерский учет самостоятельно.[21]

Предприятие или предприниматель самостоятельно определяет учетную политику, форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных.

О выборе упрощенной системы бухгалтерского учета и отчетности необходимо указать в приказе предприятия «Об организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия».[22]


Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных первичных документов.

Первичные документы для придания им юридической силы и доказательности должны иметь следующие обязательные реквизиты: название предприятия, учреждения, от имени которых составлен документ, название документа, дату и место составления, содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции, должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.[23]

Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности установлен Положением о бухгалтерском учете.[24]

Следующим этапом учета является регистрация сведений, отраженных в первичных учетных документах, регистрах бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; использование данных бухгалтерских регистров для получения другой информации, необходимой для предприятия и внешних пользователей.

Обобщения информации о хозяйственных операциях малые предприятия могут осуществлять по простой и упрощенной форме бухгалтерского учета, регистры которых построены на применении упрощенного Плана счетов.[25]

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в частности, предусматривает применение упрощенного Плана счетов и применение регистров бухгалтерского учета для малых предприятий предусмотренных при упрощенной форме бухгалтерского учета.[26]

1.3. Достоинства и недостатки упрощенной формы бухучета

Правом вести бухгалтерский учет в упрощенном виде могут воспользоваться все субъекты малого бизнеса. Под этот критерий подпадают предприятия с численностью сотрудников менее 100 человек и доходом менее 400 млн рублей в год.[27]

Также к категории «малый бизнес» относятся и все организации на упрощенной системе налогообложения.


Если бизнес подпадает под эти требования, то можно воспользоваться определенными привилегиями.

Вести обобщенный план счетов. Информация о том, по каким хозяйственным операциям можно укрупнить счета, существует в рекомендациях Минфина.

Вести бухучет в упрощенных регистрах. Компаниям, которые не занимаются производством и у которых не более 30 операций в месяц, Минфин разрешает отказаться от ведения различных бухгалтерских ведомостей и для составления бухгалтерской отчетности заполнять только журнал учета хозяйственных операций. [28]

С 2013 года регистры должны быть составлены по форме, которую утвердил руководитель организации и которая содержит все обязательные реквизиты.

При выборе регистров организация может:

  • разработать собственную форму;
  • взять за основу унифицированные формы из Приказа Минфина России от 21.12.1998 № 64н, удалив ненужные реквизиты и (или) дополнив необходимые;
  • признавать доходы и расходы кассовым методом.[29]

Этот способ прост в использовании, и, поскольку при УСН доходы и расходы также признаются кассовым методом, его применение поможет сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Однако при применении кассового метода могут возникнуть проблемы с учетом основных средств, поэтому рекомендуется пользоваться этой привилегией с осторожностью - она подходит не всем.

  • Не применять двойную запись.

Эта возможность доступна только микропредприятиям с численностью сотрудников до 15 человек и годовым оборотом до 60 млн рублей в год.[30]

Это позволяет отражать сделки, операции и иные события, оказывающие влияние на финансовое положение организации, только в одном регистре. Показатели бухгалтерской отчетности формируются на основании сведений из регистра и результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Однако эта привилегия исключает такие понятия как «дебет» и «кредит», а значит, и достоверность всех данных.

2. Порядок организации и ведения учета по упрощенной форме


2.1. Требования по упрощенной системе бухгалтерского учета

Законом о бухгалтерском учете предусмотрено, что он распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством России, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность в соответствии с законодательством.[31]

Субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.[32]

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) учетная политика организации должна обеспечивать такое ведение бухгалтерского учета, которое будет отвечать определенным требованиям.[33] (Рисунок 1)

В соответствии с Законом субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять упрощенную систему налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, что предусматривает замену уплаты установленных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) уплатой единого налога и применения упрощенной формы бухгалтерского учета и отчетности.[34]

Этим же Законом предусмотрено, что она может применяться наряду с действующей общей системой налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством, - на выбор субъекта малого предпринимательства.

То есть субъекты малого предпринимательства самостоятельно выбирают, или вести бухгалтерский учет по общему правилу с использованием общего Плана счетов, или в упрощенном виде с применением упрощенного Плана счетов и составлением финансовой отчетности.[35]

Основные требования ведения бухгалтерского учета

полнота

осмотрительность

своевременность

непротиворечивость

Приоритет содержания перед формой

Рис. 1. Требования ведения бухгалтерского учета

«Рисунок составлен по Гладкова С.Г. Упрощенная система налогообложения / С.Г. Гладкова. - 2010. - Новосибирск: Издательский центр "Мысль", 2016. - 128 с.»


Сущность упрощенных способов ведения бухгалтерского учета раскрыта в «Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства», утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64.[36]

Согласно данным рекомендациям упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись:

  • по простой форме - без использования регистров бухгалтерского учета имущества предприятия;
  • по форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предприятия.[37]

Простая форма рекомендована для малых предприятий, совершающих незначительное количество хозяйственных операций, как правило, не более тридцати в месяц, не осуществляющих производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов.

Типовыми рекомендациями установлено, что в случае применения простой формы бухгалтерского учета все операции регистрируются только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Вместе с Книгой должна вестись также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.[38]

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.[39]

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на месяц, при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам, или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована.[40]

На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.[41]