Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

спектр упражнений выполняется из разнообразных исходных по. ложений, что чрезвычайно важно для эффективности развития гиб­кости и подвижности в суставах.

Эксперименты показывают, что использование различных ис­ходных положений обеспечивает равномерное растягивание всех уча­стков мышц, без чего невозможно полноценное развитие гибкости.

Основополагающим принципом стрейчинга является регуляр­ность и постепенность растяжки, ее абсолютная безболезненность. Методика стрейчинга основывается на естественных свойствах мышц: ползучести и релаксации.

Ползучесть — это свойство мышц изменять с течением вре­мени при той же нагрузке и напряжении свою длину.

Релаксация — это свойство мышц расслабляться с течени­ем времени при той же нагрузке и напряжении.

Стрейчинговые упражнения помогают расслаблять мышцы с по­мощью растяжки, не перенапрягая их. Методика стрейчинга стоит на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений, она отрицает возмож­ность использования баллистических упражнений именно из-за обя­зательно возникающего при этом перерастяжения мышц. Соглас­но этой методике, лучше недорастянуть мышцу, чем перерастя­нуть ее, тогда как при правильном выполнении упражнения все­гда остается запас растяжки.

Каждый раз, выполняя упражнения с запасом растяжки, мыш­ца тем самым подготавливается к большему растяжению, посте­пенно она перестает чувствовать напряжение (в основе возникно­вения такого мышечного изменения лежит свойство ползучести).

Таким образом, постепенно, без перерастяжки и перенапряже­ния, можно сделать мышцы эластичными, а тело гибким.

Стрейчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, например, страшной одыш­ки, ощущения потери сознания, какие могут возникать при рывко-вых движениях. Наоборот, стрейчинг успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры, ближе узнать свое тело. Эти упражнения учат наслаждаться движением. Несмотря на то, что стрей­чинг прежде всего направлен на развитие гибкости, следует избе­гать такого узкого понимания значения данного вида упражнений.

Итак, основное положительное воздействие методики стрейчинга в связи с развитием гибкости можно свести к следующим факторам:

  • при выполнении стрейчинговых упражнений уменьшается мышечное напряжение и достигается релаксация тела;

  • развивается гибкость, создаются максимально благоприят­ные условия для развития и совершенствования других физичес­ких качеств;

118

  • осуществляется развитие координации движений, они ста­новятся более свободными и выполняются без труда;

  • совершенствуется функция равновесия (а значит и вестибу­лярного аппарата), что способствует удержанию статических поз;

  • формируется разнообразная двигательная активность;

  • предупреждается травматизм, в особенности мышечные пе­рерастяжки и перенапряжения;

  • облегчаются занятия такими видами спорта, как бег, ката­ние на лыжах, плавание и т.д.;

  • обогащается знание тела, развивается внимательное отно­шение к нему (фокусирование внимания на различных частях тела, подвергаемых растяжению, анализ возникающих при этом ощу­щений является залогом правильного выполнения стрейчинговых упражнений, формирования телесной рефлексии);

  • формируется привычка двигаться естественно и непринуж­денно, улучшается обычное самочувствие.

Оздоровительная сущность стрейчинга состоит в том, что при растягивании разных частей тела в соответствующих направлениях мы добиваемся чередования напряжения и расслабления в мыш­цах. Меняя силу и направление нагрузки, мы можем задействовать многие группы мышц. Растяжки основаны на естественном движе­нии. Каждый знает, как хочется потянуться всем телом, пробудив­шись ото сна. Расслабились мышцы — отдыхают нервы, успокаи­вается мысль, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучша­ется самочувствие.

Лучший способ снять ненужное напряжение — это умение диф­ференцированно расслабляться, достигая такого состояния, когда в отдыхающих клетках активно идут восстановительные процессы. Расслабление помогает приостановить ненужное расходование энер­гии, быстро нейтрализует утомление, дает ощущение покоя и со­средоточенности.

Большое значение в жизнедеятельности ребенка имеет хоро­шая осанка. Скелет — кагжас и опора всех мягких тканей и орга­нов, поэтому формирование и поддержание правильной осанки является одной из главных задач физического воспитания. Очень Полезны для этого упражнения на растяжку. Помимо того, что они Укрепляют мышцы и связочный аппарат, при растягивании по­звоночника увеличиваются межпозвонковые промежутки, умень­шается сдавливание нервов, давление на заднюю продольную связ­ку, восстанавливается циркуляция крови, лимфы, оказывается воз-Действие на рецепторы мышц, снимаются рефлекторные боли. I В методике стрейчинга предлагаются такие упражнения, при ВьШолнении которых удается на некоторое время полностью снять Сгрузку с позвоночника.

119


Суммируя все вышесказанное об оздоровительном воздействии стрейчинговых упражнений, можно утверждать, что занятия стрей-чингом способствуют гармоничному, естественному развитию и укреплению систем и функций организма. Регулярное выполнение этих упражнений укрепляет мышечно-связочный аппарат рук, ног, туловища, восстанавливает гибкость суставов и позвоночника, по­вышает работоспособность, уравновешивает нервную систему и научает снимать психоэмоциональные и физические перегрузки. Отличительной особенностью метода стрейчинга является то, что стрейчинговые упражнения основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение стрейчинговых упражнений пред­полагает активное включение в этот процесс таких психических функций, как ощущение, внимание, память, мышление.

Комплекс ощущений, возникающих каждый раз при принятии той или иной позы, закладывает основу для правильного выпол­нения упражнений, производит точную и своевременную коррек­цию, помогает найти оптимальный путь для решения поставлен­ных задач.

Исследователи утверждают, что существует связь между телес­ным функционированием и психическими процессами. В большин­стве случаев по нарушению физического состояния можно, диаг­ностировать те или иные психические нарушения.

Психотерапевтами в ходе длительных исследований доказано, что работой, направленной на устранение, исправление физичес­ких недостатков, в том числе и снятие телесных зажимов, раскре­пощение тела, наделение его способностью свободно двигаться (а развитие гибкости и осанки предусматривает именно эти цели), можно устранить и психические нарушения, т.е., устраняя след­ствие, мы устраняем и причину.

С помощью стрейчинговых упражнений удается максимально просто и эффективно снять очаги мышечного напряжения, рас­слабить мышцы, помочь человеку почувствовать мышцы. Делая тело ребенка гибким, мы даруем ему и двигательную свободу, в конеч­ном счете способствуем восстановлению психического равновесия и открываем перед детьми возможность через тело взаимодейство­вать со своим внутренним миром.

Использование стрейчинга как системы упражнений, направ­ленных на развитие гибкости и снятие мышечных зажимов, спо­собствующих совершенствованию ощущений, познанию собствен­ного тела и его деятельности и на этой основе сознательному уп­равлению движениями, приобретает особое значение в свете так называемой «соматической теории», создателем которой является американский врач Томас Ханна. «Необходимо с самого детства формировать внимательное и сознательное отношение к своему телу,

120

а через него — к своему внутреннему миру, — считает Томас Хан­на. — Необходимо с детства привить детям ответственное отноше­ние к себе, помочь им понять, как действует их тело, создать в теле способности двигаться с минимумом усилий и максимумом эффек­тивности, не посредством увеличения мускульной силы, а посред­ством возрастающего понимания того, как тело работает. Важно фор­мировать у них умение сознательного управления движениями, а через их воздействие — на психические процессы. Это уникальная способность человека, но ее нужно развивать с детства» [37].

Доктор Томас Ханна считает, что гибкость — важное психофи­зическое качество, направленное на совершенствование не только тела, но и духа. Он разработал программу упражнений, обосновал роль соматических упражнений, цель которых — обеспечить конт­роль над движениями мышц, расслабить их. Предложенная им не­сложная гибкая программа физических и психологических упраж­нений требует совсем немного времени. Однако выбор времени выполнения этих упражнений зависит от биологических ритмов. В результате исследований он пришел к выводу, что наилучшее время для занятий — 18.00, поскольку именно к этому времени мышцы наиболее расслаблены и работоспособны. В отличие от фи­зических упражнений, рекомендованных в физической культуре (рывковые, маховые), Т.Ханна разработал методику упражнений на развитие гибкости. Эта методика направлена на то, чтобы со­хранить достигнутое и еще больше развить приобретенные каче­ства. Программа построена по принципу постепенного усложне­ния; упражнения должны выполняться в медленном темпе с уче­том многоступенчатой нагрузки на мышцы и анатомо-физиологи-ческих особенностей человека.

Многоступенчатая нагрузка дает возможность в медленном тем­пе — без болевых ощущений, вреда, травм — осуществить растяж­ку мышц. Доктор Томас Ханна утверждает, что когда ребенок на­учится говорить свободно, раскрепощенно владеть своим телом, его социальная роль повышается. Правильное использование со­матических и стрейчинговых упражнений открывает перед ребен­ком уникальные возможности: обеспечивает не только физичес­кое здоровье на долгие годы, но и здоровье психическое, помога­ет познать и максимально реализовать свои возможности, форми­рует активную жизненную позицию, позволяет занять достойное Место в обществе, самоактуализоваться, стать свободным, незави­симым, уверенным в себе.

Стрейчинговые упражнения лаконичны, понятны, быстро вво­дят ребенка в рабочий ритм. Этому способствует сочетание выпол­нения движений со словом (В. А. Сегаль). Например, наклон из по­ложения сидя ребенок выполняет под стихотворный текст:

121


С ели, спинку прямо держим. Гордо голову подняли. На носочках взгляд задержим. И в наклоны поиграем.

Применяются упражнения с мячом, игровые упражнения типа «Поспеши, но не ошибись»; «Велосипед»; «Вместе—врозь»; «Пе­рекаты» и др., подвижные игры «Шлепанье», игры для развития I «мелкой моторики рук» и т.д.

Развитие ловкости

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движения­ми (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятель­ность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся об­становки (Л.П.Матвеев).

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных воп­росов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим каче­ством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди дру­гих качеств индивида. По образному выражению автора, «ловкость — ...козырная масть, которая кроет все остальные карты» [26, с.28].

Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними ! существуют явные различия. «Двигательная ловкость — это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простей­шая форма находчивости постепенно перерастает в умственную | находчивость» [26, с.32].

По мнению автора, само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает основную сущность понятия. «Там, где двигатель­ная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчить­ся, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, — помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требу­ется эта двигательная инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникаю­щей задаче, язык находит выражения одного общего корня со сло­вом ловкость» [26, с. 244]. Кроме образных и красноречивых объяс­нений автор дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть спо­собность двигательно выйти из любого положения, т.е. способ-ность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

122

  1. правильно (т.е. адекватно и точно);

  2. быстро (т.е. скоро и споро);

k3) рационально (т.е. целесообразно и экономично);

j 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» [26, с.29].

Н.А. Бернштейн считает, что формирование правильности дви­жений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое сни­жение скорости и силы выполнения движения, однако правиль­ность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точ­ности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее во многих других» [26, с. 32].

Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В.С.Фарфель говорит о ловкости как о быст­ром выполнении двигательных действий, а Н.А. Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчи­вости, решительности, реакции, т.е. умению предвидеть, пред­угадывать. Рациональность же рассматривается в прямой зависи­мости от правильности движений. «Рациональность движений не­отделима от самих движений и мало склонна к переносам. Поэто­му о ней приходится заботиться применительно к каждому двига­тельному навыку» [26, с.31]. Находчивость, по мнению Н.А. Берн-штейна, главное ядро двигательного опыта, зависящее от накоп­ленного двигательного опыта. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» ловкости:

  1. телесная ловкость;

  2. предметная, или ручная, ловкость.

Другой исследователь, Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:

  1. ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связан­ных со сменой позы, «телесная ловкость»;

  2. ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвиде­нием в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

  3. ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «Ручная», или «предметная», ловкость;

  4. ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласо­ванных усилий нескольких участников;

  5. ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требую­щих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим Противодействием и взаимодействием участников.

Определенный системный подход к пониманию сущности лов-Кости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С.Фар-ФЗДя, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание

123


измерению показателей ловкости. Так, В.С.Фарфель считает ос­новными измерителями ловкости пространство и время. Он выде­ляет три ступени развития ловкости.

Первая ступень характеризуется пространственной точно­стью и координированностью движений, при этом не имеет зна­чения скорость их выполнения.

Второй ступенью ловкости является тонкая пространствен­ная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого выс­шего проявления ловкости является то наименьшее время, кото­рое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Итак, мы выяснили, что показателями ловкости могут быть вре­мя, пространство и точность выполнения движений.

Кроме В.С.Фарфеля с этой точкой зрения согласны и другие ученые. Так, например, В.С.Филиппович считает, что ловкость — это способность рационально использовать имеющийся двигатель­ный потенциал.

Согласно теории уровневого построения движений Н.А.Берн-штейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы, а низовые уровни служат лишь вспомогатель­ными, фоновыми предпосылками. Реальные проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства «С», при этом для проявления ловкости необходима всегда совместная работа по мень­шей мере двух уровней, подчиненных один другому. Один уровень играет роль ведущего, другой — фонового.

Ведущий уровень обеспечивает преимущественно правильность и находчивость действий, фоновые уровни создают для этого не­обходимые предпосылки, регулируя прежде всего быстроту дви­жений и обеспечивая их рациональность. «Она (ловкость) может находить свое выражение только в тех верховных, наиболее бога­тых в смысловом отношении, уровнях, которые наделены, во-пер­вых, упражняемостью, во-вторых, тем, что мы называем пере-ключаемостью или маневренностью» [26, с.263]. Н.А.Бернштейн утверждает, что ловкие двигательные акты всегда представляют собой фондированные структуры. Все одноуровневые движения от­носятся к числу примитивных, в которых даже сложная задача доступна разрешению простыми координационными средствами, не могущими предъявить ощутимых требований к двигательной ловкости.

Итак, дав анализ ловкости, рассмотрим, что же лежит в основе ее психофизиологических механизмов?

124

физиолог П.К.Анохин выдвинул представления о стадии «пред­решения», на которой собственно и формируется решение и пред­определяется его направленность. В проблеме принятия решения 0Н отводит ведущую роль мотивации, считая ее обязательным фак-т0ром, определяющим и устанавливающим форму решения, тип решения, его общие очертания. Принятие решений, как говорит П.К.Анохин, переводит один системный процесс (афферентный синтез) в другой системный процесс — в программу действий. Это является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер. По данным д.М.Матюшкина и М.П.Егорова, в процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях выделяются следующие этапы:

  1. поиск и обнаружение неизвестного;

  2. выработка оптимальных стратегий цели;

  1. предварительная или экстренная оценка возможности прак­тического использования выдвинутых стратегий;

  2. проверка правильности и контроль за исполнением приня­того решения.

Эти авторы различают два основных вида интеллектуальной де­ятельности:

  1. принятие решения представляет собой выбор и оценку изве­стных способов действий в тех или иных ситуациях;

  2. быстрота и точность принятия решения исключают приме­нение стереотипов (имеется в виду работа в экстремальных усло­виях).

Степень адекватности принимаемых решений в неожиданных ситуациях и надежность действий А. М. Матюшкин и М. П. Егоров связывают, прежде всего, со способностью прогнозирования.

Н. А. Бернштейн в работе «О ловкости и ее развитии», анализи­руя социально-биологические основы формирования двигатель­ных действий, пишет, чтр «...каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи дей­ствия» [26, с. 2801. Он утверждает, что организм не просто реагиру­ет на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически пере­менчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного про­воза, а затем выбора, т.е. «...реакцией организма и его верховных Управляющих систем на ситуацию является не действие, а приня­тие решения о действии» [26, с. 264]. Говоря о принятии решения в Условиях дефицита времени, физиолог указывает на возможность Формирования срочных тактических решений на низовых уровнях Управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи 0fI объясняет значение подстройки нервно-мышечной периферии, вторая обеспечивает готовность к экспертному действию.

125


Таким образом, мы видим, насколько велика роль нервной си­стемы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является пси­хофизическим качеством, то она должна обладать свойством уп-ражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «...ловкость — не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость — это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершен­ства он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несом­ненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства» [26, с. 298].

Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым и тре­нируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тре­нировки ловкости:

  1. накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

  2. совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обста­новки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

  • применение упражнений с необычными исходными положе­ниями;

  • зеркальное выполнение упражнений;

  • изменение скорости и темпа движений;

  • варьирование пространственными границами, в которых вы­полняется упражнение;

усложнение упражнений дополнительными движениями.
В понятие ловкость входят следующие компоненты:

  1. быстрота реакции на сигнал;

  2. координация движений;

  3. быстрота усвоения нового;

  4. осознанность выполнения движений и использования дви­гательного опыта.

Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладе­вать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Мат­веев, Л.Б.Кофман и др.).

126

К показателям ловкости относят следующие факторы: способ­ность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных иг­рах координированно выполнять двигательные действия. При фор­мировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обу­чения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игро­вые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на ко­ординацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не оши­бись» и т.д.

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических уп­ражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Го-лынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение — положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или — «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале ле­вой или правой рукой, а затем наоборот.

Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с ма­лым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.

Ловкость — это сложно координированное качество, оно необ­ходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка
комплексно, развитие одного из качеств способствует улучше­
нию других психофизических качеств. Их развитие требует при­
стального внимания педагогов и соблюдения ими следующих
правил: ,

  • помоги, но не навреди;

  • заинтересуй, но не настаивай;

  • каждый ребенок индивидуален.

Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите особенности обучения ребенка движению.

  2. Назовите методы и приемы обучения физическим упражнениям.

  1. В чем состоит двигательный навык. Каковы закономерности его фор­мирования?

  2. Дайте характеристику функциональных систем двигательных дей­ствий (по П.К.Анохину).

127