Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подго­товке специалистов по физической культуре играет развитие лич­ности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно орга­низовать тренировочный процесс воспитания двигательной куль­туры ребенка.

У педагога по физической культуре должны быть сформирова­ны следующие умения и способности:

  • Дидактические способности — умение правильно строить пе­дагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений.

  • Академические способности — творческое искание нового. Из­вестно, что все талантливые педагоги находятся в постоянном по­иске нового.

  • Коммуникативные способности — умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога.

  • Перцептивные способности — умение заглянуть во внутрен­ний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия.

  • Экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, панто­мимика. От этого зависит многое в воспитательно-образователь­ной работе с ребенком. Для воспитателя важно ярко, образно, ли­тературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много луч­ше, чем учитель словесности.

  • Организаторские способности — умение воспитателя органи­зовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом про­фессиональную компетентность, деловитость.

  • Гностические способности — умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволя­ет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обу­чения и воспитания ребенка.



  • Суггестивные способности — умение внушить интерес к за­нятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обла­дающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радо­стью и с интересом занимаются с ним.

  • Стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмо­циями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять вы­держку, терпение и спокойствие в критических ситуациях.

  • Эмпатия — способность сопереживать, сорадоваться и огор­чаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать.

340

Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения пред­мета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.

Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществ­ляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».

В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.

«Содержание курса» предусматривает приобретение учащими­ся знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.

В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень до­машних заданий для учащихся.

На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методи­ка их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для само­стоятельного изучения по литературным источникам, указывают­ся задания, характер письменных материалов, их объем и назна­чение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.

Каждой теме дается список основной и дополнительной педа­гогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; пере­чень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в биб­лиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, док­лады для родителей).

Продуманный и тщательно составленный рабочий план обес­печит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практи­ческих навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом уча­щиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утвержда­ется на заседании предметной комиссии.

341


3.2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретичес­ких уроков, семинарских и практических занятий, самостоятель­ной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных уме­ний и навыков учащихся проходит в процессе педагогической прак­тики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсо­вой работы.

Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспи­тание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.

При обучении используются разные типы уроков: урок по тео­ретической и практической проверке знаний, по сообщению но­вых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.

Наибольшее распространение в колледже получил урок сме­шанного типа. Он состоит из организационного момента, про­верки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изло­женного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.

Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.

На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литера­турными педагогическими источниками, составлять план, конс­пекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ста­вить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.

Более полному усвоению излагаемого педагогом материала спо­собствует использование средств наглядности (иллюстрации и де­монстрационный материал).

Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методи­ку проведения разнообразных форм организации двигательной дея­тельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнасти­ки, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).

На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисун­ки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвен­тарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-

342

кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планирова­нию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.

Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.

При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видео­фильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепере­дач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».

На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секун­домерами, шагомерами и др.

На семинарских занятиях углубляются, конкретизируются тео­ретические положения, изложенные на уроках, проверяются и за­крепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять пла­ны и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.

По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, на­пример: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. Пос­ле этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвеча­ют на них. При подведении итогов преподаватель оценивает ос­новной доклад, характеризует его содержание и форму изложе­ния, использование наглядных пособий; оценивает доклады и вы­ступления остальных учащихся.

Практические занятия проводятся как в колледже, так и в до­школьном образовательном учреждении. Учащиеся распределяют­ся по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.

На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и ме­тодика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику орга­низации различных форм двигательной деятельности (физкультур­ных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движе­ний, собирают комплексы физических упражнений.

Основная цель практических занятий — овладение практичес­кими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование

343


пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физи­ческим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом за­нятий.

Учебная практика ставит целью проводить беседы, консульта­ции для родителей.

Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оце­ниваются преподавателями.

Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педа­гогом организуются показательные занятия в дошколь­ном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физичес­кого воспитания, самостоятельной двигательной активности ре­бенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребен­ка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитатель­ные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие про­цедуры в сочетании с физическими упражнениями.

Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить не­обходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть груп­пу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть го­лосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и пра­вильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.

Во время обсуждения внимание учащихся обращается на орга­низацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию прин­ципов и методов обучения, активизацию мышления, формирова­ние условий для творчества, исправление и предупреждение оши­бок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.

Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.

При анализе различных форм организации двигательной дея­тельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.

Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.

Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоятель­ная работа учащихся включает изучение записей материала, сде­ланных на уроке, и его анализ, проработку литературных источ­ников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-

344

тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, док­ладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30


Учет успеваемости. Знания учащихся проверяются на занятиях. Продуктивность занятий повышается при использовании разно-1 образных форм активизации и проверки знаний учащихся: устном и письменном опросе, выполнении контрольных работ, тестиро­вании, непосредственном проведении учащимися форм и методов обучения движению, подвижным и спортивным играм и т.д.

На практических занятиях учитывается знание методики рабо­ты с ребенком, качество выполненных заданий. На основе текуще­го учета успеваемости выставляется итоговая оценка.

Подготовка преподавателя к уроку имеет важнейшее значение. Искусство преподнесения знаний зависит от квалификации пре­подавателя, его личных качеств, знаний и отношения к предмету. К каждому уроку преподаватель тщательно готовится, придумыва­ет вопросы для учащихся, продумывает преподнесение нового и закрепление пройденного материала. Подготовка к уроку прово­дится с учетом подготовленности учащихся (в зависимости от днев­ного, вечернего или заочного отделения).

Преподаватель является примером в овладении движением, сло­вом, знанием методики. Он тактичен, выдержан, любит свое дело и учеников. Успех преподавания во многом зависит от педагоги­ческих и личностных качеств учителя.

Курсовые работы. Курсовая работа — одна из форм учебной деятельности учащихся. При написании курсовой работы учащий­ся приобретает навыки работы с литературой по специальности, связывает вопросы теории и практики, ведет наблюдения, орга­низовывает экспериментальную проверку гипотезы работы, фор­мулирует выводы. Написание курсовой работы требует инициати­вы и творчества, умения связать теорию с практикой.

Преподаватель консультирует учащегося, направляет и оцени­вает его работу.

ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



Программа настоящего обследования детей состоит из трех разделов, характеризующих:

— физическое развитие (измерение длины и массы тела, ок­
ружности грудной клетки);

  • функциональное состояние (измерение артериального давления, частоты седечных сокращений, жизненной емкости легких, фи­зической работоспособности по тесту — PWC170);

  • развитие психофизических качеств (измерение силы: динамометрия кистей рук, становая динамометрия, вис на согнутых ру­ках, поднимание ног в положении лежа на спине; скоростно-силовых ка­честв: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность, прыжки на двух ногах боком за 10 с; быстроты: бег на дистанции Юме хода и 30 м; «челноч­ный бег» 3x10 м; выносливости: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей); ловкости: бег зигзагом, броски малым

346

мячом в горизонтальную и вертикальную цель, прыжки через препят­ствие и пролезания под ним, прыжки через скакалку; гибкости: наклон туловища вперед на скамейке.

Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультур­ной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 30x10 м.

Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, вес­ной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, лег­кой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в спортивном костюме, обувь должна быть на резиновой подо­шве, в помещении форма иная — спортивные трусы, майка, спортив­ная обувь.

Измерение физического развития и функционального состояния де­тей проводятся медицинским работником дошкольного учреждения, из­мерение физической подготовленности - воспитателем вместе с трене­ром или двумя воспитателями. Все данные обследования заносятся в прото­кол тестирования отдельно для девочек и мальчиков по каждой возраст­ной группе.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Для проведения антропологических измерений необходимо предоста­вить комнату, в которой поддерживалась бы температура зоны комфорта (22 —24°С). Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка. Для проведения измерений необходимо приобрести: ростомер — 1 шт., весы медицинские — 1 шт., сантиметровую ленту — 2 шт.

Измерение длины тела. Длина тела измеряется от верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрос­лому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1 см. Измерения проводятся в сантиметрах.

Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения — 50 г.

Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности груд­ной клетки используется сантиметровая лента, которую при обнаруже­нии вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200— 250 измерений).

При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек — по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах.

347


ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Измерение артериального давления (систолического и диастолического). Для проведения измерения потребуется ртутный манометр Короткова — 1 шт. Артериальное давление измеряется в положении сидя, в спокойном состоянии, на правой руке ребенка с использованием специальных ман­жет для детей. Для детей от 2 до 5 лет применяется манжетка М-55, в 6 лет — М-85 (ширина манжетки в мм).

Освободить руку ребенка от одежды, наложить манжетку на среднюю треть предплечья. Давление в манжетке быстро поднимают на 20—30 мм выше того давления, при котором происходит облитерация радиального пульса (140—160 мм рт.ст.), далее со скоростью не более 2—3 мм рт.ст. за пульсацию артерии снижают давление в манжетке. Момент появления нового тона (звука) соответствует систолическому давлению. При полном повышении тонов фиксируется диастолическое давление. Измерения про­водятся 2 раза, в протокол вписывается средняя арифметическая величи­на двух измерений.

Измерение частоты сердечных сокращений. Число сердечных сокраще­ний (ЧСС) измеряется секундомером по пульсу или сердечному толчку в течение 30 с в положении сидя, приложив ладонь к области сердца ре­бенка. Далее это число умножают на 2 и получают число пульсовых ударов за 1 мин.

Измерение жизненной емкости легких. Жизненная емкость легких изме­ряется воздушным спирометром. Ребенок должен сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, а затем глубокий полный вдох и равномерный макси­мальный выдох до отказа в трубку спирометра. Испытание проводится 3 раза, записывается наибольший результат с точностью до 100 см3. Мунд­штук после каждого исследования дезинфицируется в растворе марганцо­вокислого калия или борной кислоты.

Измерение физической работоспособности. К тестированию допускают­ся дети, не имеющие острых и хронических заболеваний, относящиеся к I группе здоровья. Для проведения теста PWC170 необходимо иметь:

а) набор ступенек разной высоты (см);

б) метроном с частотой звуковых сигналов в диапазоне 60—100 уд./мин;

в) секундомер.

Помещение, в котором проводится тестирование, должно быть доста­точно просторным (не менее 4 м2 на одного человека), светлым, чистым, хорошо проветренным до начала испытания. Температуру воздуха в нем следует поддерживать в пределах 18 —20° С.

Порядок проведения теста:

1. В течение 5 мин перед началом теста ребенок отдыхает сидя. У него измеряется частота сердечных сокращений в покое. Результат заносится в протокол. Затем подбирается высота ступеньки (/г), которая индивидуаль­на для каждого ребенка в зависимости от длины его ноги.

Длина ноги (см): 53 55 58 60 62 65 67 70 72.

Высота ступеньки (см): 16 17 18 19 20 21 22 23 24.

Эта величина (h— высота ступеньки, см) вписывается в протокол тестирования.

348

2. Нагрузка начинается и заканчивается по команде взрослого. Восхож­
дение на ступеньку проводится в течение 2 мин с частотой подъемов 30 в
1 мин. Ходьба проводится под счет взрослого или удары метронома. Каж­
дое восхождение выполняется на 4 счета (на 4 удара метронома) следую­
щим образом:

  • ребенок ставит одну ногу всей ступней на ступеньку;

  • поднимает вторую ногу и приставляет к первой — в этот момент он стоит обеими ногами на ступеньке;

  • опускает одну ногу на пол;

— и приставляет к ней другую.
Это одно восхождение.

При движении можно оказывать помощь ребенку, слегка придержи­вая его за руку, с целью поддержания ритма движения и необходимой его частоты.

После нагрузки необходимо измерить частоту сердечных сокращений и записать протокол тестирования.

3. Определение физической работоспособности (PWC|70) проводится
расчетным методом по формуле Л.И.Абросимовой, В.Е.Карасик:



где N = Pnh,

здесь Р — масса ребенка (кг);

п — число подъемов на ступеньку в 1 мин (30);

И — высота ступеньки.

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Тесты по определению силы

Динамометрия кистей рук

Измерение силы правой и левой кистей производится детским руч­ным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сто­рону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони. Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выпол­няется 2—3 попытки сначала левой, затем правой рукой. Регистрируется лучший результат обеих кистей. Перед проведением теста динамометры необходимо калибровать. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Становая динамометрия

Измерение проводится плоскопружинным стандартным динамомет­ром в положении стоя, ноги на платформе. Ручки динамометра, которые держит ребенок, должны находиться на уровне колен. С полной силой (без рывка) ребенок разгибает туловище и тянет за ручки до отказа. Реги­стрируется лучший результат из 2—3 попыток. Тест предназначен для де­тей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению силовой выносливости

Вис на согнутых руках

Тест применяется для детей, начиная с 3 лет. Ребенок стоит на ящике перед перекладиной так, чтобы подбородок находился на высоте желез-

349