Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ребенка, родителей, товарищей по работе. Важную роль в подготовке специалистов по физической культуре играет развитие личности будущего педагога, соответствующей профессиональной модели, специалиста, который умеет правильно, грамотно организовать тренировочный процесс воспитания двигательной культуры ребенка.
У педагога по физической культуре должны быть сформированы следующие умения и способности:
-
Дидактические способности — умение правильно строить педагогический процесс; знание принципов, средств, методических приемов обучения; использование закаливающих процедур при проведении физических упражнений. -
Академические способности — творческое искание нового. Известно, что все талантливые педагоги находятся в постоянном поиске нового. -
Коммуникативные способности — умение установить добрые отношения с ребенком, родителями, товарищами по работе. Оно базируется на личностных и деловых качествах педагога. -
Перцептивные способности — умение заглянуть во внутренний мир ребенка, узнать по его глазам, жестам и т.д. состояние здоровья, настроение, в котором он пришел на занятия. -
Экспрессивные способности — речь, мимика, жесты, пантомимика. От этого зависит многое в воспитательно-образовательной работе с ребенком. Для воспитателя важно ярко, образно, литературно правильно и четко пользоваться словом. П.Ф.Лесгафт писал, что учитель физкультуры должен владеть словом много лучше, чем учитель словесности. -
Организаторские способности — умение воспитателя организовать прогулки, досуг, праздники и т.д., проявив при этом профессиональную компетентность, деловитость. -
Гностические способности — умение педагога анализировать деятельность своих подопечных и свою собственную, что позволяет в необходимых случаях корректировать стратегию и тактику обучения и воспитания ребенка.
-
Суггестивные способности — умение внушить интерес к занятиям физической культуры, красоте движений. Педагога, обладающего такой способностью, дети ждут с удовольствием, радостью и с интересом занимаются с ним. -
Стрессоустойчивость — умение педагога управлять своими эмоциями, активизировать механизм саморегуляции, проявлять выдержку, терпение и спокойствие в критических ситуациях. -
Эмпатия — способность сопереживать, сорадоваться и огорчаться; сопричастность к успехам и недостаткам ребенка, желание ему помочь и поддержать.
340
Педагогические навыки, вырабатываемые в ходе изучения предмета, динамичны. Они совершенствуются в процессе дальнейшей ! работы с ребенком.
Профессиональная подготовка учащихся колледжа осуществляется на основе программы, которая состоит из: «Пояснительной записки»; «Содержания курса»; «Приложения».
В «Пояснительной записке» раскрываются задачи курса, харак-[ теристика типа уроков, формы самостоятельной работы учащихся | и учеты успеваемости.
«Содержание курса» предусматривает приобретение учащимися знаний по общим и методическим вопросам теории физическо-| го воспитания и развития ребенка.
В «Приложении» приводится список учебной педагогической литературы, примерный график прохождения курса, перечень домашних заданий для учащихся.
На основе программы составляется рабочий план прохождения | курса. В нем отражается количество часов на каждую тему, после -; довательность прохождения их, а также задачи и содержание тео-| ретических уроков, семинарских и практических занятий, методика их проведения. В рабочем плане намечаются вопросы для самостоятельного изучения по литературным источникам, указываются задания, характер письменных материалов, их объем и назначение; отмечается, на каких уроках проходит проверка выполнен-[ ного задания. В нем подробно перечисляются наглядные пособия, содержание видео- и аудиотеки, название необходимых измери-! тельных приборов и т. д.
Каждой теме дается список основной и дополнительной педагогической литературы, которая рекомендуется учащемуся; перечень материалов, имеющихся в методическом кабинете и в библиотеке колледжа. Важно указать цель изучения дополнительной 1 литературы и формы отчетности по ней (аннотации, конспекты, I планы и конспекты консультаций, бесед, творческие работы, доклады для родителей).
Продуманный и тщательно составленный рабочий план обеспечит высокие результаты освоения учащимися преподаваемого курса, будет способствовать привитию им определенных практических навыков, таких, как проведение физических упражнений, планирование, наблюдение и регистрация наблюдаемых фактов, анализ документов и просмотренных занятий. Таким образом учащиеся готовятся к непрерывной педагогической практике в до-, школьном образовательном учреждении. Рабочий план утверждается на заседании предметной комиссии.
341
3.2.2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Учебная работа по курсу осуществляется в форме теоретических уроков, семинарских и практических занятий, самостоятельной работы учащихся. Закрепление знаний, профессиональных умений и навыков учащихся проходит в процессе педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении. Углубленному изучению наиболее актуальных вопросов программы физического воспитания ребенка способствует выполнение учащимися курсовой работы.
Изучение предмета тесно связано с курсом «Физическое воспитание», а также с такими предметами, как анатомия, физиология, основы педиатрии и гигиены, психологии, педагогики и др.
При обучении используются разные типы уроков: урок по теоретической и практической проверке знаний, по сообщению новых знаний, урок-беседа, дискуссия, творческие уроки и др.
Наибольшее распространение в колледже получил урок смешанного типа. Он состоит из организационного момента, проверки и закрепления знаний, формирования профессиональных умений и навыков, сообщения новых знаний, закрепления изложенного на уроке материала, разъяснения домашнего задания. В зависимости от задач урока его структура может изменяться.
Содержание учебного материала излагается в разной форме: рассказ, лекция, беседа.
На уроках учащиеся работают с учебниками, программами, справочной и другой литературой. Они учатся работать с литературными педагогическими источниками, составлять план, конспекты, тезисы, рефераты, доклады. При этом педагог должен ставить перед учащимся четкие задачи и вопросы, конкретизировать форму отчетности (составлять план, тезисы, конспекты, беседы для родителей и т.д.) и определять время выполнения задания.
Более полному усвоению излагаемого педагогом материала способствует использование средств наглядности (иллюстрации и демонстрационный материал).
Обучая технике физического упражнения, педагог показывает на учащихся движение в целом, его отдельные элементы; методику проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности детей (физкультурных занятий, упражнений гимнастики, подвижных игр, физкультминутки и т.д.).
На уроке применяются иллюстрированные материалы, рисунки, фотографии, плакаты и т.д., на которых изображена техника физических упражнений (прыжков, метания, лазания и др.), типы осанок; физкультурное оборудование, атрибуты; игрушки, инвентарь для проведения физических упражнений; таблицы классифи-
342
кации средств и методов физического воспитания, физических упражнений по возрастам, образцы документации по планированию, планы и конспекты занятий, бесед, консультаций.
Большое место на уроке занимает использование чертежей, схем, рисунков, которые демонстрируются через эпидиаскоп, кодоскоп, диапроектор и др.
При изучении курса проводится просмотр диафильмов, видеофильмов. В учебных целях можно использовать просмотр телепередач, например рубрику «Если хочешь быть здоров».
На уроках учащиеся обучаются пользованию измерительными приборами: метрономами (для изучения ритма движения), секундомерами, шагомерами и др.
На семинарских занятиях углубляются, конкретизируются теоретические положения, изложенные на уроках, проверяются и закрепляются знания учащихся; вырабатывается умение работать с литературой по специальности; конспектировать ее; составлять планы и конспекты докладов, консультаций, бесед для родителей; приобретаются умения устно излагать конкретные темы курса.
По каждой теме семинара учащимся дается список литературы, определяются задания, план их выполнения, формы отчетности. Организация семинарского занятия может строиться различно, например: преподаватель напоминает задачи семинара, порядок его проведения и предоставляет слово для выступлений учащимся. После этого присутствующие задают вопросы, а выступающие отвечают на них. При подведении итогов преподаватель оценивает основной доклад, характеризует его содержание и форму изложения, использование наглядных пособий; оценивает доклады и выступления остальных учащихся.
Практические занятия проводятся как в колледже, так и в дошкольном образовательном учреждении. Учащиеся распределяются по подгруппам. Все присутствующие на занятии должны быть одеты в спортивную форму.
На практических занятиях изучается техника строевых, обще-развивающих, спортивных упражнений, основных движений и методика обучения им в разных возрастных группах, репертуар и методика проведения подвижных игр, в том числе и спортивных. Учащиеся составляют конспекты, разрабатывают методику организации различных форм двигательной деятельности (физкультурных занятий, утренней гимнастики, досуга, праздников и др.). Они составляют таблицы, делают зарисовки техники основных движений, собирают комплексы физических упражнений.
Основная цель практических занятий — овладение практическими навыками (проведение физических упражнений, овладение терминологией, подача команд и распоряжений, использование
343
пособий, снарядов), умелым сочетанием показа движений и слова. Учащиеся учатся анализировать методику обучения ребенка физическим упражнениям, выявлять ошибки и предлагать способы их устранения; вести записи наблюдений, выступать с анализом занятий.
Учебная практика ставит целью проводить беседы, консультации для родителей.
Подготовка и участие учащихся в практических занятиях оцениваются преподавателями.
Параллельно с изучением курса в учебных аудиториях с целью наглядного подтверждения излагаемых теоретических задач педагогом организуются показательные занятия в дошкольном учреждении. При посещении дошкольного образовательного учреждения учащиеся знакомятся с созданием условий физического воспитания, самостоятельной двигательной активности ребенка, учатся умению предупреждать и исправлять ошибки ребенка, обеспечивать страховку, решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, осуществлять закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями.
Рассматривая требования к воспитателю, следует отметить необходимость наличия у него таких качеств, как умение показывать и доступно объяснять физические упражнения, умение видеть группу, контролировать самочувствие и поведение детей, владеть голосом и культурой речи, соблюдать педагогический такт и правильный тон в общении с детьми, а также высокую степень его подготовки к занятиям и их направленность на осознанность и развитие творчества ребенка.
Во время обсуждения внимание учащихся обращается на организацию физкультурных занятий: решение задач, реализацию принципов и методов обучения, активизацию мышления, формирование условий для творчества, исправление и предупреждение ошибок детей, распределение нагрузки, времени, затрачиваемого на каждую часть занятия.
Педагог обращает внимание учащихся на выработку навыков правильной осанки, закаливающие процедуры и т.д.
При анализе различных форм организации двигательной деятельности определяется общая и моторная плотности на основе данных хронометража.
Вопросы для анализа и темы педагог дает заранее.
Руководство самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа учащихся включает изучение записей материала, сделанных на уроке, и его анализ, проработку литературных источников; выполнение заданий, составление аннотаций, разработку планов-конспектов физкультурного занятия и утренней гимнас-
344
тики, подвижных игр и т.д.; составление конспекта бесед, докладов, консультаций для родителей, сценариев физкультурных ; праздников.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Учет успеваемости. Знания учащихся проверяются на занятиях. Продуктивность занятий повышается при использовании разно-1 образных форм активизации и проверки знаний учащихся: устном и письменном опросе, выполнении контрольных работ, тестировании, непосредственном проведении учащимися форм и методов обучения движению, подвижным и спортивным играм и т.д.
На практических занятиях учитывается знание методики работы с ребенком, качество выполненных заданий. На основе текущего учета успеваемости выставляется итоговая оценка.
Подготовка преподавателя к уроку имеет важнейшее значение. Искусство преподнесения знаний зависит от квалификации преподавателя, его личных качеств, знаний и отношения к предмету. К каждому уроку преподаватель тщательно готовится, придумывает вопросы для учащихся, продумывает преподнесение нового и закрепление пройденного материала. Подготовка к уроку проводится с учетом подготовленности учащихся (в зависимости от дневного, вечернего или заочного отделения).
Преподаватель является примером в овладении движением, словом, знанием методики. Он тактичен, выдержан, любит свое дело и учеников. Успех преподавания во многом зависит от педагогических и личностных качеств учителя.
Курсовые работы. Курсовая работа — одна из форм учебной деятельности учащихся. При написании курсовой работы учащийся приобретает навыки работы с литературой по специальности, связывает вопросы теории и практики, ведет наблюдения, организовывает экспериментальную проверку гипотезы работы, формулирует выводы. Написание курсовой работы требует инициативы и творчества, умения связать теорию с практикой.
Преподаватель консультирует учащегося, направляет и оценивает его работу.
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа настоящего обследования детей состоит из трех разделов, характеризующих:
— физическое развитие (измерение длины и массы тела, ок
ружности грудной клетки);
-
функциональное состояние (измерение артериального давления, частоты седечных сокращений, жизненной емкости легких, физической работоспособности по тесту — PWC170); -
развитие психофизических качеств (измерение силы: динамометрия кистей рук, становая динамометрия, вис на согнутых руках, поднимание ног в положении лежа на спине; скоростно-силовых качеств: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность, прыжки на двух ногах боком за 10 с; быстроты: бег на дистанции Юме хода и 30 м; «челночный бег» 3x10 м; выносливости: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей); ловкости: бег зигзагом, броски малым
346
мячом в горизонтальную и вертикальную цель, прыжки через препятствие и пролезания под ним, прыжки через скакалку; гибкости: наклон туловища вперед на скамейке.
Обследование детей проводится как в помещении (физкультурный, музыкальный залы), так и на физкультурной площадке. На физкультурной площадке проводятся следующие тесты: метание мяча на дальность бег на дистанции: 10, 30, 90, 120, 150, 300 м, «челночный бег» 30x10 м.
Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в спортивном костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная — спортивные трусы, майка, спортивная обувь.
Измерение физического развития и функционального состояния детей проводятся медицинским работником дошкольного учреждения, измерение физической подготовленности - воспитателем вместе с тренером или двумя воспитателями. Все данные обследования заносятся в протокол тестирования отдельно для девочек и мальчиков по каждой возрастной группе.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Для проведения антропологических измерений необходимо предоставить комнату, в которой поддерживалась бы температура зоны комфорта (22 —24°С). Все измерения проводятся на правой стороне тела ребенка. Для проведения измерений необходимо приобрести: ростомер — 1 шт., весы медицинские — 1 шт., сантиметровую ленту — 2 шт.
Измерение длины тела. Длина тела измеряется от верхушечной точки на голове до пола. Обследуемый ребенок должен стоять правым боком к взрослому, на ровной горизонтальной поверхности пола, прямо, соединив пятки. Голова фиксируется по горизонтали. Необходимо следить за тем, чтобы антропометр не отклонялся от вертикальной линии. Точность измерения до 0,1 см. Измерения проводятся в сантиметрах.
Измерение массы тела. Измерение массы тела проводится десятичными весами (медицинскими рычажного типа, без верхней одежды и обуви). При взвешивании ребенок стоит на середине площадки, спокойно. До измерения весы должны показывать нуль. Точность измерения — 50 г.
Измерение окружности грудной клетки. Для измерения окружности грудной клетки используется сантиметровая лента, которую при обнаружении вытягивания заменяют на новую (рекомендуется заменять через 200— 250 измерений).
При измерении у мальчиков лента накладывается сзади под нижние углы лопаток, спереди по нижнему краю сосковой линии. У девочек — по верхнему краю грудных желез. При наложении ленты ребенок несколько приподнимает руки, затем опускает их и стоит в спокойном состоянии, при котором проводится измерение. Затем фиксируются показатели при глубоком вдохе и в момент полного выдоха. Показатели записываются в сантиметрах.
347
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Измерение артериального давления (систолического и диастолического). Для проведения измерения потребуется ртутный манометр Короткова — 1 шт. Артериальное давление измеряется в положении сидя, в спокойном состоянии, на правой руке ребенка с использованием специальных манжет для детей. Для детей от 2 до 5 лет применяется манжетка М-55, в 6 лет — М-85 (ширина манжетки в мм).
Освободить руку ребенка от одежды, наложить манжетку на среднюю треть предплечья. Давление в манжетке быстро поднимают на 20—30 мм выше того давления, при котором происходит облитерация радиального пульса (140—160 мм рт.ст.), далее со скоростью не более 2—3 мм рт.ст. за пульсацию артерии снижают давление в манжетке. Момент появления нового тона (звука) соответствует систолическому давлению. При полном повышении тонов фиксируется диастолическое давление. Измерения проводятся 2 раза, в протокол вписывается средняя арифметическая величина двух измерений.
Измерение частоты сердечных сокращений. Число сердечных сокращений (ЧСС) измеряется секундомером по пульсу или сердечному толчку в течение 30 с в положении сидя, приложив ладонь к области сердца ребенка. Далее это число умножают на 2 и получают число пульсовых ударов за 1 мин.
Измерение жизненной емкости легких. Жизненная емкость легких измеряется воздушным спирометром. Ребенок должен сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха, а затем глубокий полный вдох и равномерный максимальный выдох до отказа в трубку спирометра. Испытание проводится 3 раза, записывается наибольший результат с точностью до 100 см3. Мундштук после каждого исследования дезинфицируется в растворе марганцовокислого калия или борной кислоты.
Измерение физической работоспособности. К тестированию допускаются дети, не имеющие острых и хронических заболеваний, относящиеся к I группе здоровья. Для проведения теста PWC170 необходимо иметь:
а) набор ступенек разной высоты (см);
б) метроном с частотой звуковых сигналов в диапазоне 60—100 уд./мин;
в) секундомер.
Помещение, в котором проводится тестирование, должно быть достаточно просторным (не менее 4 м2 на одного человека), светлым, чистым, хорошо проветренным до начала испытания. Температуру воздуха в нем следует поддерживать в пределах 18 —20° С.
Порядок проведения теста:
1. В течение 5 мин перед началом теста ребенок отдыхает сидя. У него измеряется частота сердечных сокращений в покое. Результат заносится в протокол. Затем подбирается высота ступеньки (/г), которая индивидуальна для каждого ребенка в зависимости от длины его ноги.
Длина ноги (см): 53 55 58 60 62 65 67 70 72.
Высота ступеньки (см): 16 17 18 19 20 21 22 23 24.
Эта величина (h— высота ступеньки, см) вписывается в протокол тестирования.
348
2. Нагрузка начинается и заканчивается по команде взрослого. Восхож
дение на ступеньку проводится в течение 2 мин с частотой подъемов 30 в
1 мин. Ходьба проводится под счет взрослого или удары метронома. Каж
дое восхождение выполняется на 4 счета (на 4 удара метронома) следую
щим образом:
-
ребенок ставит одну ногу всей ступней на ступеньку; -
поднимает вторую ногу и приставляет к первой — в этот момент он стоит обеими ногами на ступеньке; -
опускает одну ногу на пол;
— и приставляет к ней другую.
Это одно восхождение.
При движении можно оказывать помощь ребенку, слегка придерживая его за руку, с целью поддержания ритма движения и необходимой его частоты.
После нагрузки необходимо измерить частоту сердечных сокращений и записать протокол тестирования.
3. Определение физической работоспособности (PWC|70) проводится
расчетным методом по формуле Л.И.Абросимовой, В.Е.Карасик:
где N = Pnh,
здесь Р — масса ребенка (кг);
п — число подъемов на ступеньку в 1 мин (30);
И — высота ступеньки.
РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Тесты по определению силы
Динамометрия кистей рук
Измерение силы правой и левой кистей производится детским ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони. Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполняется 2—3 попытки сначала левой, затем правой рукой. Регистрируется лучший результат обеих кистей. Перед проведением теста динамометры необходимо калибровать. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Становая динамометрия
Измерение проводится плоскопружинным стандартным динамометром в положении стоя, ноги на платформе. Ручки динамометра, которые держит ребенок, должны находиться на уровне колен. С полной силой (без рывка) ребенок разгибает туловище и тянет за ручки до отказа. Регистрируется лучший результат из 2—3 попыток. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.
Тесты по определению силовой выносливости
Вис на согнутых руках
Тест применяется для детей, начиная с 3 лет. Ребенок стоит на ящике перед перекладиной так, чтобы подбородок находился на высоте желез-
349