Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 418

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагог должен обращать внимание на правильную осанку, ко­ординацию рук и ног, регуляцию дыхания (3 шага — глубокий вдох; 4 шага — длительный выдох); правильную, уверенную, спо­койную манеру ходьбы, умение изменять ее: ходить, не сгибая колен, в полуприседе, с высоким подъемом колена, широким ша­гом, на пятках и т.д.

Совершенствованию ходьбы, а также профилактике плоскосто­пия способствуют специальные упражнения: ходьба на носках вы­полняется на уменьшенной площади опоры и требует напряжения мышц голени и стопы, тем самым укрепляя свод стопы. Короткий шаг, меньший взмах руки способствуют выпрямлению позвоноч­ника. Ребенок младшего дошкольного возраста выполняет разные виды ходьбы: ходьбу на наружном крае стопы («косолапый миш­ка»); ходьба крадучись, на полусогнутых ногах; босиком по лежа­щей на полу ребристой лесенке с захватыванием ее перекладин пальцами ног; ходьба с фиксированным перекатом с пятки на

носок.

В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба:

  1. с высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук, спо­собствующего развитию мышц плечевого пояса и укреплению свя­зочного и суставного аппарата;

  2. ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость;

  3. ходьба приставным шагом.

Детям предлагается ходьба с различными заданиями, выполня­емыми по сигналу, — на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между пред­метами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предмета­ми; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъе­мом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, брев- ' на), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений.

Очень полезна ходьба гимнастическая с носка, с хорошим взма­хом рук, укрепляющая мышцы плечевого пояса, брюшного прес­са, ног, стопы.

Дети 7-го года жизни при целенаправленном руководстве хо­рошо и свободно двигаются, имеют правильную осанку, коорди­нацию движений, ориентируются в различных условиях и пользу­ются в связи с этим различными приемами ходьбы, успешно ов­ладевают ее техникой. В целях совершенствования ходьбы им пред­лагаются более сложные упражнения: ходьба в приседе — ноги согнуты в коленях, при шаге нога ставится на стопу с пятки, затем с перекатом на носок выполняется отталкивание от плоско­сти. Ходьба выпадами — согнутая в колене нога выносится вперед,

162

ставится на всю стопу и при шаге выпрямляется; другая нога — прямая, стоящая сзади на носке, производит толчок, руки про­извольны. Кроме того, дети 7-го года жизни упражняются в ходь­бе с закрытыми глазами (короткими шагами), ходьбе спиной впе­ред (при этих упражнениях следует обеспечивать ребенку без­опасность).

Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определяющего осанку при ходьбе или походку.

Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навы­ком ходьбы: увеличивается длина шага с 39—40 см у детей 4 лет до 51—53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170—180 до 150.

Качественные и количественные показатели правильной ходьбы

Правильная ходьба строится от бедра активным перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперед. Наряду с этим одним из важных показателей являются угол разво­рота стоп, обеспечивающий устойчивость и прямолинейность ходь­бы. У детей на протяжении всего дошкольного возраста происхо­дит постепенное его увеличение. У детей раннего возраста харак­терна параллельная постановка стоп. К младшему дошкольному возрасту угол разворота стоп достигает 13,5°, к среднему 15°, а у детей старшего дошкольного возраста составляет приблизительно 17,2° (А.А.Саркисян). Правильная ходьба предполагает соблюде­ние определенной осанки: корпус располагается прямо, плечи расслаблены и расправлены, немного отведены назад и вниз. Живот подобран. Положение головы свободное, взгляд направлен впе­ред. Голова располагается прямо и ровно, не напрягая шеи. Дети контролируют обстановку при движении взглядом перед собой на 1,5—2 м.

В процессе правильной ходьбы наблюдается устойчивое прояв­ление перекрестной координации и согласованности в работе рук и ног. Руки и кисти рук расслаблены, двигаются спокойно, без напряжения, с достаточной амплитудой вперед—назад.

При ходьбе бедро выносится вперед—вверх, но поднимается не высоко. Голень толчковой ноги после отталкивания немного складывается и вместе с бедром выносится вперед—вверх. После Достижения бедром определенного положения, перед его сниже­нием срабатывает тормоз и после небольшой паузы, одновремен­но с постепенным опусканием бедра вниз, раскрывается голень, Подготавливаясь к загребающему движению под себя.

163





Правильной ходьбе способствует принятие определенной стой­ки перед началом движения, где положение головы, корпуса, а также разворот стоп соответствуют вышеописанному. Здесь же от­метим, что принятие стойки предполагает такую расстановку стоп, при которой расстояние между пятками у младших дошкольников составляет приблизительно 10 см, а у старших — 12,5 см.

В процессе обычной ходьбы целесообразно не расставлять ши­роко стопы, а стремиться соблюдать данное расстояние между пят­ками, так как в противном случае ходьба не будет носить прямо­линейного характера.

В ходьбе стопа приземляется в последовательности пятка—но­сок. При этом бугры пальцев как бы чуть прихлопывают стопой после касания земли пяткой.

Средний темп ходьбы ребенка-дошкольника составляет 148— 172 шага в минуту, что значительно больше, чем у взрослых (120 шагов в минуту), а длина шага у них короче и колеблется в преде­лах 42—68 см, у взрослых — 70—90 см. С возрастом темп ходьбы детей замедляется, а длина шага увеличивается.

Упражнения в беге

Бег — циклическое, локомоторное движение, имеющее "стро­гую повторяемость цикла двигательных действий. В анализе бе­говых движений общепринятым является деление на периоды, фазы, моменты. Выделена такая последовательность фаз в цикле беговых движений ноги: в периоде опоры и в периоде полета (см. рис. 7).

Во время бега имеется фаза полета, когда обе ноги бегущего отрываются от почвы. Момент полета усиливает быстроту пере­движения ребенка, увеличивает длину шага, что дает возможность двигаться вперед с расслабленными мышцами. Возникающее при этом торможение в деятельности нервных центров обеспечивает

164

Восстановление работоспособности мышц и нервно-мышечной ■истемы (Е.Г.Леви-Гориневская).

Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенно­сти строения и функций стопы.

Имея ярко выраженное сводчатое строение, она является чрез­вычайно важным опорным, рессорным и толчковым аппаратом организма, влияющим на целостную характеристику движения. Опорные функции стопы обеспечиваются средними плюсневыми костями. Крайние плюсневые кости (первая и пятая) выполняют преимущественно рессорные функции, способствуя амортизации в постановке стопы на грунт. Нормальная стопа имеет два свода: продольный и поперечный, обеспечивающие рессорную функцию и выносливость мышц к осевой нагрузке.

Говоря о мышцах стопы ребенка-дошкольника, отметим, что они недостаточно подготовлены к осевой нагрузке бега. С одной стороны, имеется незавершенность возрастного развития опорно-двигательного и суставно-связочного аппаратов. (По данным Л. Г. Голубевой, относительная слабость мышц голеностопного су­става отмечена у практически здоровых детей до 6—7-летнего воз­раста.) С другой стороны, у детей наблюдается недостаточная тре­нированность самих мышц голеностопного сустава и стопы, свя­занная с однонаправленностью физических нагрузок и отсутстви­ем специальных физических упражнений в практике работы с деть­ми. Во время ходьбы и бега основные нагрузки приходятся на ик­роножные мышцы и ахиллово сухожилие. Движения стопы обес­печиваются именно этими мышечными группами, работающими преимущественно в уступающе-преодолевающем режиме. Осталь­ные мышцы голеностопного сустава и стопы задействованы в мень­шей степени.

В этой связи особенно опасным является использование в рабо­те с детьми физических^ нагрузок, превосходящих функциональ­ные возможности опорно-двигательного аппарата, костно-мышеч-ной системы. Систематически возникающие перенапряжения мышц голеностопного сустава и стопы (особенно в беге) могут способ­ствовать постепенному опущению свода стопы, снижению ее рес­сорных (упругих) свойств. А это уже чревато различными травма­ми суставно-связочного аппарата, позвоночника, сотрясениями внутренних органов, развитием плоскостопия.

В обеспечении бегового шага важная роль принадлежит не толь­ко стопе, но и всей нижней конечности, которая усиливает свой­ства стопы. Известно, что бег как совокупность ряда прыжковых Движений с ноги на ногу включает в себя приземление, в ходе

165


которого задействованы звенья нижней конечности. Приземление срабатывает как амортизирующее звено, препятствующее сотря­сению организма, его жизнеобеспечивающих органов и систем. В момент приземления стопа испытывает перегрузки, в три раза пре­восходящие вес тела ребенка (А. В.Чоговадзе, И. И. Бахрах, Р. Н.До­рохов).

Для более физиологичной амортизации в момент приземления в беге необходимо, чтобы все суставы нижней (опорной) конеч­ности были полусогнуты. В момент опоры мышцы-разгибатели ниж­ней конечности испытывают рефлекторное напряжение. Под воз­действием уступающей работы они производят, в некоторой сте­пени, дальнейшее сгибание в суставах. Именно это и способствует амортизации, в которой принимают участие многие мышцы: по­дошвенной стороны стопы, голеностопного сустава (трехглавая го­лени, задняя болынеберцовая, длинного сгибателя пальцев, длинного сгибателя большого пальца, малоберцовая мышца); ко­ленного сустава — четырехглавая мышца бедра, большая приво­дящая и др.

В момент постановки стопы спереди, от центра тяжести тела, нога немного согнута в колене. Это обеспечивает хорошую амор­тизацию при соприкосновении стопы с землей. Амортизация про­исходит также и за счет правильной постановки стопы, работы голеностопного сустава.

Постановка стопы на грунт во время бега является сложной динамической системой двигательных действий. Она во всех случа­ях сопровождается значительным мышечным напряжением и тре­бует особого внимания со стороны педагогов. Основываясь на строго организованной цепочке двигательных действий, постановка сто­пы на грунт обеспечивается не только работой отдельного звена (стопы), а вовлекает в движение всю нижнюю конечность. При этом значительная физическая нагрузка падает на мышцы тазо­бедренного, коленного, голеностопного суставов и непосредственно на суставы стопы. Ее постановка сопровождается разновременной работой всех звеньев. Так, движения бедра заканчиваются раньше, чем движения голени, а движения голени — раньше движений стопы.

Во время бега значительную физическую нагрузку испытывает позвоночник, фиксация изгибов которого у детей дошкольного возраста не завершена. В шейном и грудном отделах позвоночника она происходит только в 6—7 лет, в поясничном отделе — к 12 годам (Н.Н.Леонтьева, К.В.Маринова). «Мышечный корсет» ту­ловища также непрочен. Даже при незначительной слабости мыши, при нарушениях осанки осевая нагрузка на позвоночник во время бега существенно возрастает. Незавершенность развития мышц го-

166

■деностопного сустава и стопы, снижение ее рессорных свойств, а ■также слабое развитие мышц нижних конечностей провоцируют I возрастание физической нагрузки на позвоночник.

Анатомо-физиологическое строение голеностопного сустава у Идетей предполагает наличие значительно большей подвижности ■топы в тыльную сторону, и меньшей — в подошвенную (по срав­нению со взрослыми). Для того чтобы выполнить постановку сто-■пы на грунт с пятки, необходимо оттянуть носок стопы на себя. Это увеличивает длину шага, уменьшает эффект противоотдачи. В переднем шаге данное движение не встречает значительного со­противления со стороны мышц голени, что создает благоприят­ные условия для оптимального выполнения движения. При поста­новке стопы с пятки передние мышцы голени выполняют уступа­ющую работу, сопровождающуюся незначительным сгибанием в голеностопном суставе. Регулирование силы движений стопы про­исходит за счет работы передних мышц голени: передней больше-берцовой, длинного разгибателя большого пальца, длинного раз-■ибателя пальцев стопы. Выполнение упругого бега напрямую за­висит от их силы.

При постановке стопы на грунт с пятки М.Ф.Иваницкий вы­деляет шесть фаз движения:

  1. постановка стопы и передний шаг опорной ноги;

  2. период вертикали опорной ноги;

  3. задний шаг с использованием носка стопы и отталкивание; [ 4) задний шаг свободной ноги;



  1. период вертикали свободной ноги;

  2. передний шаг свободной ноги.

В беге возможна постановка стопы с носка. В некоторых случаях ребенок бегает на наружном крае передней части стопы. Преиму­щества такой постановки состоят в значительно большей эластич­ности мышц, меньшей противоотдаче. Амортизация достигается всеми сводами стопы, суставно-мышечным аппаратом голено­стопного сустава. В то же время постановка с носка требует пере­напряжения мышц-сгибателей стопы и пальцев. Она может произ­водиться очень незначительное время (при выполнении быстрого бега или бега на носках как одного из видов) и не может высту­пать показателем обычного бега (в среднем и медленном темпе) Для детей дошкольного возраста. Исследования М.Н.Поняева, О.Сытеля и др. свидетельствуют, что при беге на носках нагрузка На позвоночник ребенка увеличивается в 20 раз.

Во время постановки стопы с носка передние мышцы голени сильно растянуты. Мышцы задней и наружной поверхности — на­пряжены, в то время как они должны быть расслаблены и срабо­тать только во время отталкивания. Постановка с наружного края

167





передней части стопы крайне ограниченна. Она возможна только в случае полного расслабления мышц голени, во время «полета», когда стопа принимает супинированное положение. Однако детям дошкольного возраста крайне затруднительно выполнить полное расслабление голени. При приземлении с наружного края стопы в движение отталкивания непроизвольно включаются мышцы длин­ного сгибателя пальцев и длинного сгибателя большого пальца.

Постановка стоп при беге осуществляется параллельно. Возмо­жен незначительный разворот внутрь. В последнем случае существенно возрастает мощность отталкивания стопой, так как в движении ста­новятся задействованными все мышцы задней поверхности голени, подошвенной стороны стопы, а не только мышцы со стороны боль­шого пальца. После постановки стопы на грунт с пятки она энер­гично отрывается пяткой от земли и совершает вращательные дви­жения вокруг носка. Одновременно с этим происходит «сгибание стопы вокруг поперечной оси голеностопного сустава и полное раз­гибание голени в коленном суставе. В отталкивании стопы принима­ют участие все мышцы голени и подошвы стопы» [49, с. 213].

В момент постановки нога должна быть согнута в коленном су­ставе. В положении вертикали происходит некоторое выпрямле­ние, а в момент отталкивания — нога полностью разгибается. Пос­ле отталкивания наблюдается сильное сгибание голени, что умень­шает момент инерции ноги, ускоряет и облегчает ее перенос из заднего шага в передний.

Отталкивание является важнейшим звеном локомоторного акта. Оно характеризуется сложным взаимодействием в работе нервно-мышечного аппарата, обеспечивающим перемещение тела в про­странстве. В нем выделяются следующие основные фазы: постанов­ка ноги на грунт; амортизация, сопровождающаяся сгибанием ноги в коленном и разгибанием в голеностопном суставах; отталкива­ние — стремление к активному выпрямлению ноги во всех суста­вах. Эффективность отталкивания непосредственно связана с уров­нем физической подготовленности детей. Чем выше ее уровень, тем оптимальнее момент отталкивания.

Во время бега имеет место значительный наклон корпуса вперед. Величина его непосредственно связана со скоростью передвижения. Наклон туловища во время быстрого бега — больше, чем во время продолжительного бега. Он обеспечивается активным выведением центра тяжести тела впереди, от границы площади опоры, в самом начале выполнения движения. Именно благодаря первым активным двигательным действиям туловище приобретает характерный наклон вперед. Во время бега наблюдаются вращательные движения тулови­ща вокруг вертикальной оси. В период опоры корпус немного накло­няется вперед, а во время «полета» — несколько выпрямляется.

«Полет» протекает между двумя фазами: между толчком задней ш постановкой передней ноги. В обеспечении периода «полета» уча­ствуют многие мышцы бедра: прямая, портняжная, натягиваю-
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   30

■цая широкую фасцию, а также подвздошно-поясничная, обеспе-иивающая перенос ноги вперед. В организации беговых движений, ■в момент заднего шага важная роль принадлежит мышцам тазо­бедренного сустава и прежде всего — большой ягодичной. Все мышцы тела, задействованные в процессе выполнения бега, дол­жны быть хорошо укреплены. Только в этом случае они могут сыг­рать положительную роль в становлении качества движения. Исследование С.Я.Лайзане свидетельствует: фаза полета отме-■ается у 30% детей от 1 года 10 месяцев до 2 лет 8 месяцев. Под воздействием целенаправленного обучения качество бега значи­тельно возрастает, а фаза полета наблюдается почти у всех детей. Хорошая координация движений рук и ног при беге у ребенка развивается быстрее, чем при ходьбе: у 30% детей трех лет, у 70—75 % — четырех лет и у большинства 7-летних.

В 4—7 лет значительно сокращается время бега на различные дистанции (см. табл. 2, предложенную Г.П.Юрко, В.Г.Фроловым).

Исследования показывают возрастную динамику основных ком­понентов бега у ребенка от четырех до семи лет: отмечается после­довательное увеличение беговых шагов при почти неизменной ча­стоте шагов. Значит, прирост скорости бега у детей дошкольного возраста происходит в основном за счет увеличения длины бего­вых шагов.

К 4 годам под влиянием упражнений у ребенка улучшается ко­ординация движений рук и ног в беге, совершенствуются полет-

169

ность, ритмичность. Однако длина шага еще недостаточна, поэто­му ему дают упражнения в беге через палки, положенные на полу, кружки, обручи, а также применяют бег с увертыванием и ловлей.

В 5 лет ребенок овладевает техникой бега, хотя в деталях ему не удается достичь достаточной четкости. Обучая бегу, педагог обра­щает внимание на совершенствование деталей, легкости и скоро­сти бега.

В 6 лет дети овладевают доступной им техникой бега. Бегут лег­ко, ритмично, равномерно, с хорошей координацией движений, соблюдением направления.

В работах Т. В. Савельевой раскрывается методика игр, а также подводящих к бегу упражнений, содействующих овладению деть­ми старшего дошкольного возраста элементами бегового шага, фор­мированию «беговой осанки» и прямолинейности передвижения.

Активной постановке стопы на грунт с пятки, последующему перекату на переднюю часть стопы и отталкиванию способствуют игровые упражнения — «Подрастем», «Достань звездочку», «Ходьба

гномов» и др.

Последовательность игровых упражнений включает также отра­ботку становления активного подъема бедра вперед—вверх, дви­жений голени, производимых, подобно беговым действиям, в раз­личные периоды, фазы и моменты движения, — «Цапля», «Пету­шок», «Лошадка» и др.

Формированию естественной беговой осанки, последователь­ности движения рук, положению корпуса и головы способствуют упражнения «Ручки побежали», «Паровоз», «Буратино» и др.

Систематическое использование игровых упражнений обеспе­чивает улучшение качества бега, способствует переходу к самосто­ятельной двигательной деятельности.

Качество бега совершенствуется при выполнении разнообраз­ных видов бега: бег на носках; бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы; бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; бег между предметами, с предметами — обручем, скакалкой и др.; бег на ограниченной площади; челночный бег, развивающий координа­цию движений, ориентировку в пространстве; бег наперегонки; врассыпную; с увертыванием и ловлей. Различные виды бега вос­питывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспи­тывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества. В научно-методической литературе отмечается необходимость специального обучения бегу. Изучение локомоторики в онтогенезе ребенка свидетельствует, что развитие биодинамических характе­ристик бега меняется в ходе развития детского бега.

170

В овладении ребенком правильным бегом важную роль играет формирование осознанного двигательного навыка. Овладевая бегом, ребенок постепенно приучается анализировать, сравнивать и I синтезировать кинестетические ощущения. Обобщая полученную информацию, ребенок подходит к пониманию общих закономерностей и особенностей движения. Одновременно складывается и общее понятие о способах его выполнения. Научить ребенка прислушиваться к своему организму, к своим мышечным ощущениям, управлять движением, руководствуясь ими, — одна из важнейших задач в обучении любому движению, в том числе и бегу. Формирование кинестетических ощущений лучше всего проис­ходит в процессе выполнения упражнений на дифференциацию качеств движения: варьирования мышечных усилий, быстроты вы­полнения двигательных действий (темпа), амплитуды движений, направления.

П.Ф.Лесгафт считал, что обучение бегу следует проводить в различных естественных условиях, активизирующих разнообраз­ные мышечные ощущения, содействующих познанию детьми на­пряжений, учитывая конкретные условия выполнения, обеспечи­вающих координацию движений. «Передвижение по плотной, твер­дой, мягкой и разрыхленной почве требует... различного напря­жения мышечных сил и приучает... к определению значения раз­личной опоры при производимой работе» [46, с. 129]. При пере­движении по мягкой почве — уменьшается сила толчков, но уве­личивается напряжение работающих мышц. Твердая почва — умень­шает силу напряжений, бежать по ней легче, однако в этом случае сила толчков существенно возрастает.

Важная роль в формировании правильного бега отводится тем­пу его выполнения. П.Ф.Лесгафт неоднократно указывал на то, что на этапе становления движения неправомерно использовать бег в быстром темпе ввиду сложности управления опорно-двига­тельным аппаратом. Формирование качественных показателей дол­жно производиться только в беге со средней скоростью, что согла­суется и с современными исследованиями.

Качественные и количественные показатели правильного бега

Показателями правильного бега являются: определенное поло­жение головы, корпуса (беговая осанка), рук, бедра, голени, стопы.

Правильный бег, так же как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо Держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, при­близительно на 2 м. Важное требование — соблюдение беговой

171