Файл: Высшее профессиональное образование э. Я. Степаненкова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернув­шиеся в дошкольное образовательное учреждение после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического брон­хита и др.).

Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобож­дения ребенка на 1 —2 физкультурных занятия на открытом возду­хе после его длительного отсутствия в детском саду по болезни (более 1 мес) — грипп, пневмония, ангина, детские инфекции. Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия физическими упражнениями, утрен­ней гимнастикой для них обязательны.

Заключение о функциональных возможностях этих детей и до­пустимости для них нагрузки в полном объеме решается на осно­вании изменения частоты сердечных сокращений во время физ­культурных занятий (физиологическая кривая) и времени восста­новления частоты сердечных сокращений после нагрузки. Наряду с этим учитываются показатели динамики состояния здоровья де­тей при особом внимании к частоте и длительности заболеваний за предшествующий период.

Дети ослабленной группы находятся под постоянным наблюде­нием медицинских работников и при положительных сдвиГах в состоянии здоровья без задержки переводятся на общий режим дошкольного учреждения.

Результаты врачебного обследования и индивидуальные назна­чения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих меро­приятий заносятся в карту индивидуального развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей групп.

Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребыва­ния в детском саду не переведенные в основную, в школе занима­ются по программе физического воспитания «подготовительной» группы.

2.8.5. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующим, старшим воспи­тателем, инструктором по физической культуре.

Главное внимание в этой работе необходимо уделять двигатель­ному режиму, суммарно отражающему общую двигательную дея-

320

тельность детей в свободных и организованных ее формах. Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса пока­зателей:

  1. Времени двигательной деятельности детей с отражением со­держания и качества в различные режимные моменты, определя­емого с помощью метода индивидуального хронометража.

  2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

  3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсо-метрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд./мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Как показали исследования, в настоящее время во многих до­школьных учреждениях существующий двигательный режим по­зволяет восполнить лишь 50—60% естественной потребности де­тей в движениях.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенное режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режим­ном отрезке.

Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режи­ма по времени, но и по объему движений; количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении — по шагомеру для детей в возрасте:

трех лет — 9000— 9500 движений
четырех лет— 10000 —10500 «

пяти лет -11000-12000 «

шести лет —13000 — 13500 «

семи лет — 14000—15000 «

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70 % ее должно быть реализовано при использовании организован­ных форм двигательной деятельности детей (физкультурные заня­тия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в со­четании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия).

Физкультурные занятия являются основной формой организо­ванного, систематического обучения детей физическим упражне­ниям. При этом решаются взаимосвязные задачи — оздоровитель­ные, образовательные и воспитательные.

Осуществляя медико-педагогические наблюдения на физкуль­турных занятиях, врач, медицинская сестра, педагог должны оз­накомиться с планом занятий, проверить, соответствует ли план I и содержание занятий требованиям Программы для детей данного

321


возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовлен­ности детей. Общая их плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, вы­раженное в процентах:

Общая плотность = полезное время/продолжительность занятия х 100.

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80—90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движе­ний, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70—85 %. В зависимости от задач конкретного занятия и его содержания моторная плотность может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.

Моторная плотность = время, затраченное на движения/общее время занятия х 100.

Количественная характеристика двигательной активности де­тей на занятии может быть получена с помощью шагомера. Шаго­мер типа «Заря» позволяет фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки, наклоны и т.д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп (плечевого пояса, рук, ног). Использование шагомеров дает также количе­ственную характеристику проведения физкультурного занятия.

Двигательная активность детей зависит от методики и органи­зации занятия. Она выше при использовании фронтального, по­точного или группового способов организации детей. Но на пер­вых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторе­ния, амплитуды и темпа движений. Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оптимальными показателями двигательной активности детей, что соответствует величинам М + о (см. табл. 4)1.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физи­ческих упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторе­ний. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Часто­та сердечных сокращений отражает влияние физической нагрузки на организм детей и имеет прямую связь с характером энергообес­печения мышечной деятельности.

1 М — средний показатель двигательной активности; с — норма допустимого увеличения или уменьшения среднего показателя.

322



Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правиль­ности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундны-ми отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключитель­ной части и в восстановительном периоде в течение 3—5 мин.

На основании изменений частоты сердечных сокращений стро­ят физиологическую кривую занятия — графическое изоб­ражение частоты сердечных сокращений. По горизонтали откла­дываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали — показатели частоты сердечных сокращений.

При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигает­ся во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно в вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15—20%, в основной части — на 50—60% по отно­шению к исходной величине, а во время подвижной игры учаще­ние ее достигает 70—90% (до 100%). В заключительной части час­тота сердечных сокращений снижается и превышает исходные дан­ные на 5—10%, после занятий (спустя 2—3 мин) возвращается к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые раз­личного типа, с одной или несколькими вершинами.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных за­нятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей

323


5—7 лет — 140—150 уд./мин, 3—4 лет — 130—140 уд./мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия оп­ределяется суммированием частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основ­ных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энергозатраты организма. Наибольшие затраты энергии отмеча­ются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3— 4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятия на 2— 3 мин энергозатраты остаются выше исходного уровня на 15—20%. Эти данные указывают на необходимость четкого и правильного проведения заключительной части занятия.

При проведении медико-педагогических наблюдений рекомен­дуется пользоваться протоколом.

Важное значение при проведении медико-педагогических на­блюдений приобретает определение внешних признаков утом­ления. Осуществляя контроль, необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности, используя схему.

При значительном утомлении все перечисленные признаки резко выражены. При наличии средних признаков утомления у ряда де­тей воспитатель должен ограничить для них нагрузку, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.

Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомле­ния, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной груп­пы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.

Эффективность занятия зависит не только от правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюде­ния соответствующих гигиенических условий.

2.8.6. КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ И ОДЕЖДОЙ ДЕТЕЙ

Эффективность занятий физическими упражнениями и свобод­ной двигательной деятельности детей зависит от условий, в кото­рых они проводятся. Максимальный оздоровительный эффект на­блюдается при проведении занятий, утренней гимнастики, под­вижных игр и т.д. на открытом воздухе.

Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошколь­ном учреждении должны быть оборудованы в соответствии с ре-

324

комендациями по физическому образованию групп и участков до­школьного образовательного учреждения.

Индивидуальные пособия по своим размерам и весу должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Дети занимаются в спортивной форме — удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На ногах — тапочки на резиновой подо­шве. При наличии условий (теплый пол) можно заниматься боси­ком. При занятиях на воздухе одежда детей должна соответствовать требованиям, изложенным в методических рекомендациях по за­каливанию детей в дошкольных учреждениях.

Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответству­ющей обуви. Освещенность зала — не менее 200 лк на уровне 0,5 м от пола. Осветительная арматура должна обеспечивать равномерный рассе­янный свет.

Медицинская сестра дошкольного учреждения должна осуще­ствлять постоянный контроль за гигиеническим состоянием мест проведения физических упражнений, инвентаря, обеспечением безопасности детей.

2.8.7. САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Санитарно-просветительская работа занимает важное место сре­ди мероприятий по физическому воспитанию дошкольников.

В дошкольном учреждении эта работа проводится совместно педагогами и медицинскими работниками в соответствии с годо­вым планом санитарно-просветительской работы. Она проводится как среди сотрудников дошкольного учреждения, так и среди ро­дителей и включает широкое использование плакатов, выпуск са­нитарных бюллетеней и стенгазет, организацию выставок, разда­чу памяток, санитарно-просветительной литературы для детей, ро-

. дителей, персонала дошкольных учреждений, демонстрацию ки­нофильмов, проведение тематических лекций.

Важным разделом являются доклады и отчеты врача, медицин­ской сестры на педагогических советах и совещаниях. Проводимая работа должна быть конкретной, соответствовать задачам работы учреждения в данный или предстоящий период, строиться на при­мерах из жизни дошкольного учреждения и подкрепляться резуль-

!■ татами эффективности этой работы в основном на показателях

^ динамики состояния здоровья детей.

Особое внимание в этой работе должно уделяться просвеще­нию родителей по вопросам физического воспитания и привития

Vгигиенических навыков в семье. Тематика бесед должна отражать

Iвопросы физического воспитания детей в дошкольных учрежде-

325


ниях и его преемственности в семье, создания условий в семье для достаточной двигательной активности детей — обязательность на­личия в доме спортивного уголка и физкультурных пособий.

Большое внимание должно быть уделено преемственности в про­ведении закаливающих мероприятий в дошкольном учреждении и дома, рациональной одежде и обуви в различные сезоны года и при занятиях физическими упражнениями.

Полезно подкреплять теоретические знания родителей показом в дошкольном учреждении физкультурных занятий, спортивных праздников и т.д. для обеспечения их сознательного отношения к системе физического воспитания — мощному фактору укрепле­ния и совершенствования здоровья детей.

2.8.8. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Дошкольное образовательное учреждение выполняет многооб­разные функции: с одной стороны, его коллектив уделяет значи­тельное внимание воспитанию двигательной культуры, развитию личностных и психофизических качеств, приобщению ребенка к здоровому образу жизни; с другой — оно осуществляет пропаган­ду физической культуры и спорта^ приобщает родителей к активу ной совместной работе по физическому воспитанию.

На основе рекомендаций педагога родители приобретают физ­культурный инвентарь для занятий (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.), обо­рудуют у себя дома спортивный уголок, устанавливают тренаже­ры, массажные устройства, оказывают помощь ребенку в освое­нии различных физических упражнений (обучают езде на велоси­педе, катанию на коньках, лыжах и т.п.).

Правильному физическому воспитанию ребенка в семье спо­собствуют знания родителей об особенностях использования про­филактических и коррекционных физических упражнений, под­вижных и спортивных играх, создании дома условий для развития движений ребенка.

Занимаясь с ребенком, родители следят за его самочувствием, регулируют физическую нагрузку и режим двигательной активно­сти; проводят простейшую диагностику физического и сенсомо-торного развития. Они следят за осанкой, красотой, выразитель­ностью, рациональностью движений малыша.

Важное воспитательное значение имеют совместные занятия физическими упражнениями ребенка и взрослых (мамой, папой, бабушкой, дедушкой). Они не только прививают любовь к физи­ческим упражнениям, но и укрепляют, объединяют семью, по­зволяют родителям и ребенку стать ближе, понять друг друга.

326

Приведем образец гимнастики для мамы и ребенка (рис. 17).

а.Мама садится на пол, раздвинув ноги, и ставит между ними
б ребенка, держа его за руки. Здесь возможны два следующих упраж-
I нения: ребенок на двух ногах перепрыгивает то через левую, то
I через правую ногу матери; когда ребенок подпрыгивает вверх, мать
I сдвигает ноги, и ребенок, раздвинув ноги, садится на обе ее ноги.
| Все это время мать поддерживает ребенка за обе руки и приучает
I его правильно выбирать момент для каждого движения.

б.Мама становится на колени и упирается в пол руками, пре­
вращаясь в «лошадку». Ребенок пролезает у нее под животом, взби-

I рается на спину и снова пролезает под животом.

в.Мама становится в позу «лошадки» (как в упражнении б),
I ребенок взбирается ей на спину, держась руками за ее шею, после

чего по счету «раз, два, три» мать начинает раскачиваться, чтобы сбросить своего седока.

г.Мама и ребенок садятся на пол спиной друг к другу и вытяги­
вают ноги вперед. Затем, согнув ноги и упираясь руками в пол,

I стараются потеснить друг друга спинами. Мать, естественно, со-I размеряет свои силы, чтобы дать ребенку максимально использо­вать это упражнение.

д.Мама ложится на спину и вытягивает ноги, а ребенок взбира­
ется на них и берется руками за руки матери. Затем она сгибает
ноги и раскачивает их вправо—влево и вверх—вниз. Ребенок дол­
жен сохранять равновесие.

е.Мама принимает такую же позу, как в упражнении д. Кладет
ребенка животом на ноги и, подняв их высоко, раскачивает их
вверх и вниз, вправо—влево, слегка поддерживая ребенка, кото­
рый должен сохранять равновесие.

ж.Ребенок становится на колени и упирается руками в пол.
Мать берет его ноги за голени и приподнимает над полом. Ребе­
нок, передвигая поочередно руки, движется вперед.

з. Начало такое же, как в упражнении ж, но затем мать подни­
мает ноги ребенка выше, до вертикального положения. Ребенок
поднимает голову и старается смотреть как можно дальше.

и. Мать крепко обхватывает руки ребенка за запястья. Припод­нимая его, раскачивает вправо и влево, вверх и вниз или вращает вокруг себя. Ребенок во время вращения может сгибать ноги в ко­ленях.

к. Мать становится, чуть сгибая колени, и берет одну или обе руки ребенка, который, упираясь ногами в колени, а затем в жи­вот матери, старается забраться как можно выше. Мать, припод­нимая его за руки, помогает ему.

л. Начало, как в упражнении к, но дальше ребенок поднимает I ноги вверх и, пропустив их между рук, делает полный оборот назад.

327





328

м. Мать крепко берет ребенка за руки, и он при ее поддержке

| начинает подпрыгивать. Усложняя упражнение, ребенок может при-

( земляться то правее, то левее.

н. Ребенок берется вытянутыми руками за палку, которую дер-

I жит мать, постепенно приподнимая ее. Приподняв, начинает слегка

I раскачивать вперед—назад, вправо—влево. Ребенок раскачивается

\ и сам, поджимая ноги.

Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Уча­стие в спортивных праздниках позволяет совершенствовать двига­тельные навыки малыша, формирует его характер, волю, упор­ство, стремление к достижению цели, повышает культуру; улуч­шает микроклимат семьи. Воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение тер-

! пеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обу­чать ребенка определенному движению.

Родители обязаны создать условия, обеспечивающие полноцен­ное физическое развитие ребенка. Они должны активно участво­вать в организации и проведении закаливающих процедур, исполь­зуя при этом естественные факторы природы (солнце, воздух, воду). Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельству­ют, что, выбирая эффективные средства закаливания, необходи­мо останавливаться на тех, которые хорошо и комфортно перено­сит мама ребенка. Специалисты высказывают также мысль о том, что закаливающие процедуры подбираются индивидуально, по-

' этому родители проводят активное закаливание дома.

Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ре-

\ бенка. Для этого организуются уголки для родителей, проводятся открытые занятия, беседы, консультации, рекомендуется список специальной литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.

Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии

■ движений ребенка, и вместе с педагогом они решают задачи фи­зического воспитания. Работа с родителями расширяет их педаго­гическую компетентность, повышает заинтересованность семьи в результатах психофизического развития своего ребенка.

2.8.9. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Важную роль в повышении эффективности физического вос-\ питания играет физкультурное оборудование: инвентарь, посо-

329