Файл: Значение реформ Александра ii в истории государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обществу и без согласия

«мира» не мог из него выйти. Органом крестьянского мира был сельский сход, в котором уча­ствовали, все крестьяне-домохозяева и который в своих внутренних делах имел ши­рокую компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а также уполномо­ченных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда — от 4 до 12 судей, из коих не менее трех должны были присутствовать в судебных заседаниях.

Была объявлена обязательность, для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями; само об­щество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. Земля переходила в руки крестьян с пра­вом «постоянного пользования», помещик уже не мог ее отнять. В перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в разряд собст­венников земли. Поскольку право собственности на землю было признано за по­мещиками, то крестьяне должны были выкупить землю в свою собственность. За 2 года должны были быть составлены уставные грамоты (добровольные между зем­левладельцами и крестьянами соглашения) определявшие на местах конкретные ус­ловия освобождения крестьян. Затем крестьяне переводились в разряд временнообязанных до момента перехода на выкуп. Чтобы уплатить выкуп за землю, государство предоставляло крестьянам ссуду в размере 80% от стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. Ссуду государству крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49 лет.

Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из рас­чета доходности крестьянского оброка: полученная помещиком сумма выкупа, по­ложенная в банк в расчете на прибыль из 6% годовых, должна была давать тот же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Так правительство стремилось огра­дить помещиков от возможных финансовых потерь. До выплаты 20% помещику крестьянин переходил в разряд временнообязанных и должен был нести определенные повинности в пользу помещика. Однако теперь эти повинности были зафиксированы, и произвольно


увеличить их помещик уже не мог. Повинности были те же: оброк и барщина, однако, основной повинностью при­знавался оброк. Если крестьянин ранее платил только оброк, без его согласия его нельзя было перевести на барщину. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право перейти на оброк через 2 года без согласия помещика. Барщина огра­ничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями работы в год.

На практике выкупная операция затянулась на долгие годы.

Проведение реформы было отдано на местах в руки мировых посредников, на­значаемых из числа местных потомственных дворян. Они имели значительную власть над органами крестьянского самоуправления. На уездном уровне делами по крестьянской реформе ведал уездный съезд мировых посредников, на губернском — губернское по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях – и особых поверочных комиссий.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной во­ли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обяза­ны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у по­мещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государ­ственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местно­го управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были дейст­вительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

б) Земская (1864) и городская (1870) реформы.

1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного са­моуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок. Выборы в земские распорядительные органы - собрания гласных (депутатов) - про­водились на основе имущественного ценза, по куриям.

Первая курия — землевладельческая — составлялась из землевладельцев уезда,

владевших 200—800 десятинами земли или собственностью в 15 тыс. руб. Вторая — городская — объединяла собственников городских промышленных и торговых заве­дений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Третья — сельских крестьянских обществ — избиралась многоступенчато. На сельских сходах избирались выборщики на волостной сход, на нем — выборщики в курию на уездный съезд. Уездный съезд из трех курий избирал гласных в уездное земское собрание, последнее избирало гласных в губернское зем­ское собрание.



Компетенция земских органов включала:

• назначение денежных сборов на местные нужды;

• распределение земских налогов и государственных податей;

• заведование земскими имуществами и капиталами;

• устройство и поддержание местных путей сообщения;

• «меры обеспечения народного продовольствия»;

• «попечение о развитии местной торговли и промышленности»;

• дела благотворительности;

• взаимное земское страхование имуществ от огня;

• «попечение» о построении церквей и школ,

• «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народ­ном

образовании»;

• попечение о народном здравии;

• меры по охране скота от эпизоотии и растений от вредителей;

• содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях;

• представления правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуж­дах.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все сторо­ны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к предста­вительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало за­метно стремление удержать

деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний. «Городовое положение» 1870 года вводило в городах бессословные органы — городские думы, также формировавшиеся на основе имущественного ценза. В за­висимости от размеров уплачиваемого налога городские избиратели делились на три курии. Каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу (таким образом, голос небольшой группы богатых плательщиков равнялся голосу нескольких сот средних плательщиков и нескольких тысяч мелких). В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей.

Таким образом, ос­новная масса городского населения была устранена от участия

в городском само­управлении. Городской голова был одновременно председателем и городской думы, и город­ской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чи­новников. Компетенция думы ограничивалась хозяйственными вопросами городского строительства и торговли, промышленности, здравоохранения и образования.


в) Судебная реформа (1864)

В числе реформ одно из первенствующих мест, несомненно, принадлежит су­дебной реформе. Эта глубоко продуманная реформа имела сильное и непосредст­венное влияние на весь строй государственной и общественной жизни. По судебной реформе старый сословный суд заменялся бессословным. Вводи­лись новые принципы судопроизводства и судоустройства:

• гласность;

• открытость, публичность;

• состязательность процесса (в процессе участвовали обвинитель и защитник);

• независимость судей от администрации (они утверждались царем и могли быть

уволены только по собственному желанию или по суду)

• власть судебная отделяется от обвинительной и принадлежит судам без

вся­кого участия административной власти;

• дело по существу может разбираться не более как в двух инстанциях

• по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, связанные с

лише­ниями всех или некоторых прав и преимуществ состояния, определение

виновности предоставляется присяжным заседателям, избираемым из местных

обывателей всех сословий;

• устраняется канцелярская тайна;

• и для ходатайства по делам, и для защиты подсудимых имеются при судах

присяжные поверенные, которые находятся под наблюдением особых советов,

со­ставляемых из той же корпорации.

Вводился суд присяжных. Была упрощена и структура судов. Они делились на мировые, общие и военные. Мировой суд решал незначительные уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Мировой суд осуществлялся единолично мировым судьей.

Решение мирового суда можно было обжаловать во 2-й инстанции — съезде ми­ровых судей данного округа.

Общий суд состоял из трех инстанций. Низшей инстанцией были окружные су­ды, существовавшие в губерниях. Гражданские дела решались без присяжных засе­дателей, уголовные — с присяжными из гражданского населения. Присяжные выно­сили вердикт о виновности подсудимого, судья определял меру наказания. Апелля­ций по приговору суда присяжных не принималось.

Во второй инстанции — судеб­ных палатах рассматривались более важные дела (например, о государственных преступлениях, политические дела). При рассмотрении дел в судебных коллегиях участвовали сословные представители.

Сенат был высшей судебной ин­станцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию (он мог отменять приговоры низших судебных инстанций лишь в тех случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных законом правил судопроизводст­ва).


Прокуратура стала органом судебного надзора, тогда как до реформы она осу­ществляла общий надзор за законностью. Учреждались должности судебных следо­вателей. Учреждалась адвокатура присяжные и частные поверенные.

г) Военные реформы.

По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская по­винность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского клас­са имели легальную возможность от нее откупиться). Солдатская служба продолжа­лась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями и невзгодами (включая непрерывную муштровку, плохое медицинское обслуживание, жестокие телесные наказания), что население, отдавая свою молодежь в «рекруты», проща­лось с ней в большинстве случаев навсегда.

Поражение в Крымской войне поставило задачу скорейшего реформирования всей военной системы. Необходимость создания сильного военного потенциала дик­товалась еще и тем, что во второй половине XIX века в Европе складываются устой­чивые военные коалиции и начинается борьба держав за раздел сфер влияния.

д) Реформа образования.

Развитие отечественной промышленности требовало квалифицированных кад­ров, а их нехватка сказывалась не только в армии и в государственном бюрократиче­ском аппарате, но в обществе в целом. Низкий образовательный уровень тормозил не только экономическое, но и политическое развитие страны, делая нововведенные политические институты доступными только узкому кругу образованных.

Новая реформа системы образования существенно расширила сеть учебных за­ведений в стране и количество обучавшихся в них. Реформа школы установила в образовании три ступени. Первой ступенью ста­ли начальные школы различных типов; государственные, земские, церковноприходские и воскресные, со сроком обучения 3 года.

Второй ступенью были гимназии классические (с упором на гуманитарные науки и иностранные языки), Высшей ступенью в системе образования оставались университеты.

По новому Университет­скому уставу 1863 года универси­тетам была возвращена прежняя автономия: университет имел право:

• избирать ректора;

• назначать преподавателей;

• утверждать смету расходов;

• присуждать ученые степени;

• назначать стипендию студентам;

• число обучавшихся студентов было увеличено.

Но учащиеся в университетах студенты рассматривались как «отдельные посе­тители», не имеющие права на корпоративное устройство, а доступ посторонних лиц к слушанию университетских лекций был вовсе воспрещен. Такое положение студенчества