Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятия и виды основных функциях в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в условиях конкуренции на российских и международных рынках в быстро меняющемся мире важна максимальная эффективность организаций (предприятий). Мир меняется: глобализация, новые информационные технологии, усилие конкуренции. Крупные и мелкие предприниматели ищут ответ, как добиться максимальной производительности и эффективности для получения конкурентных преимуществ. Как бы не был талантлив руководитель организации (предприятия), без современных инструментов управления, предлагаемых менеджментом, ему не обойтись. Изучая основные функции в системе менеджмента, можно найти ответы, как наиболее правильно вести управление организацией (предприятием) для получения максимальной эффективности.
Изучение данной темы важно для современной России, так как наша страна пережила большую трансформацию от командно-административной экономики к рыночной. Вместе государственных предприятий и организаций появились частные бизнес-структуры, которые пытаются конкурировать между собой. Смена формы собственности в 1990-х годах часто негативно влияла на работу предприятий, новые собственники-руководители предприятий с трудом справлялись с задачами. До сих пор существуют проблемы с эффективностью управления многих организаций: непродуманное планирование, низкий уровень организации, отсутствие мотивации у работников, должного контроля и координации. Данная проблема сейчас решается, в том числе и путем переноса зарубежного опыта управления на российские предприятия.
Для успешного и эффективного управления необходимы знания руководителем организации основных функций в системе менеджмента. Руководитель должен поддерживать определенный баланс между целями (задачами) организации, персоналом (рабочими) и управлением. Для руководителя изучение основных функций в системе менеджмента должно определить четкое понимание действий при руководстве организацией, обозначить эффективные инструменты для планирования, организации, мотивации, координации и контроля в организации.
Целью данной работы является раскрытие места и роли основных функций в системе менеджмента.
Для решения цели были определены следующие задачи:
- изучить понятие и виды менеджмента;
- изучить планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль как функции менеджмента на примере ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники».
В первой главе мы рассмотрим научные труды и теории, которые определяют понятия и виды основных функций в системе менеджмента. Необходимо определить и изучить понятия и виды основных функций в системе менеджмента, которые рассматривают современные ученые.
Во второй главе мы рассмотрим изучим применение основных функций в системе менеджмента на примере государственного бюджетного учреждения, которое решает как государственные задачи в рамках государственного финансирования, так и ведет предпринимательскую деятельность в соответствии с целями и задачи учредителя. Сделаем вывод об эффективности применения основных функций в учреждении и путях совершенствования его работы.
Предметом работы являются основные функции в системе менеджмента.
Объектом работы является ГБУ г.Москвы «Культурно-спортивный центр Печатники».
Изучению основных функций в системе менеджментом посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, на работах которых базируется выполненное исследование. В их работах всесторонне исследованы различные виды и понятия основных функций в системе менеджмента. В результате выполнения работы были использованы труды таких авторов как Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт, Д. А. Новикова, Гольдштейн Г.Я. и многих других. Данные авторы являются заслуженными и известными учеными и исследователями в области менеджмента и управления.
Работы Ф. Тейлор, А. Файоль в начале XX века положили начало изучению основных функций в управлении. Все работы современных авторов об основных функциях так или иначе опираются на работы Ф. Тейлор и А. Файоль.
Но стоит отметить, что современные авторы в своих работах предлагают свой взгляд об основных функциях в системе менеджмента, иногда мнение исследователей кардинально различаются, имеются много противоречий в понимании основных функций. Работы вышеперечисленных современных авторов были всесторонне изучены вместе с исследованиями других авторов для более критического взгляда на проблему понятий и видов основных функций.
Основными методами исследования являлись системный анализ и проблемно-ориентированный подход. В работе использовались методологические приемы: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.
1. Понятия и виды основных функциях в системе менеджмента
1.1. Теория Файоля в начале XX века
Адам Смит никак не классифицировал функции (элементы) управления. Он выделял только одну функцию - инвестицию капитала в приобретение рабочей силы и оборудования. Фредерик Тейлор развил теорию и вел функцию планирования [9, с. 6]. Он выделил такие действия как контроль и организацию, но не причислял их к основным функциям. Фредерик Тейлор также рассматривал предвидение и координирование, но в отличии от Анри Файоля в своих работах он никогда не систематизировал все вышеперечисленные функции [3, с. 20].
Анри Файоль (1841-1925 гг.), являясь основателем административной (классической) школы управления, продолжил научное изучение функций управления и стал одним из основоположников менеджмента [7, с. 52].
В своей теории Файоль выделает две части. Первая часть определяет необходимость и возможность административного образования, а во второй части определяются принципы и элементы управления [12, с. 211].
Управлять по Файолю означает: планировать, организовывать, отдавать распоряжения, координировать, контролировать. Соответственно, Анри Файоль в своей работе «Администрирование: промышленное и общее» (1916) выделяет пять функций (элементов управления): предвидение (планирование); организация; распорядительство; координация; контроль [25, с. 12].
Анри Файоль, считал, что в деловых кругах придают важное значение предвидению. По его мнению, предвидение (планирование) – это не на сто процентов управление, но составляет существенную часть последнего. Для предвидения его самый главный признак – это программа действия. В свою очередь программа действия основывается:
- на ресурсах предприятия;
- на природе и важности текущих операций;
- на возможностях будущего, зависящих частью от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подверженных изменениям, важность и момент наступлениях которых нельзя определить наперед [25, с. 48].
Подготовка программы действия приводит в действие все функции, в частности административную функцию. Руководитель предприятия составляя программу действия выполняет свою функцию администратора.
Анри Файоль считает, что при составлении программы действий мы должны знать, чего хотим и что можем. Отсутствие программы действий может привести к краху дел. Действительно, план – программа действий должен ставить цель (цели) и определять реальность достижения цели. Все хорошие программы действия должны быть иметь черты единства, непрерывности, гибкости и точности [25, с. 49].
При этом в работе Файоль выделяются как общая программа, так и техническая, коммерческая, финансовая т.д., которые являются частями одной большой программы предприятия. Важно, чтобы все они были связаны, спаяны, что на деле должно означать единую программу действия и руководящие действие программы должно быть непрерывным. Основная программа обычно рассчитывается на год, все остальные программы большей или меньшей длительности строго согласовываются с ней.
Второй основной функцией является организация. Организовать предприятие значит – снабдить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, деньгами, персоналом. Эту совокупность можно считать составляющей из двух составных частей: материального организма и социального организма. Файоль рассматривает в своей работе только социальный организм (corps social) [2, с. 78].
Анри Файоль определил административную миссию, которую должен выполнять персонал каждого предприятия. К административной миссии он относит заботу том, чтобы социальная и материальная структуры предприятия соответствовали его цели, ресурсам и потребностям, борьбу с злоупотреблениями регламентацией, бюрократическим формализмом, наблюдение за тем, чтобы частные интересы были подчинены общему интересу предприятия и т.д. [11, с. 286] Административная миссия для предприятий актуальна и сейчас.
Анри Файоль в своей работе обращается к другой теории и рассматривает систему организации, называемую системой Тейлора. Он согласен с первой идеей системы Тейлора, что необходимость подкрепить руководителей мастерских и мастеров учреждением главного штаба, но категорически отвергает вторую идею об отрицании принципа единства распорядительства, считая ее сложной и даже опасной. Тейлор выступает против обычной системы «военного типа организации» предприятия, где рабочие получают приказания от одного начальника. Он ссылается на успешный опыт Северной Америки, где одним рабочим непосредственно руководят два-три человека [23, с. 89]. Анри Файоль, считает, что опасно распространять данные идеи Тейлора и необходимо сохранять, до лучших времен, старый тип предприятия.
Необходимо заставить действовать построенный социальный организм. Для этого, по мнению Файоля, существует еще одна основная функция – распорядительство. Несколько руководитель распределяют между собой обязанности и несут ответственность за их выполнение. Целью распорядительства является достижение максимальной пользы и выгоды из работников в интересах предприятия.
Успех распорядительство напрямую зависит от личных качеств руководителя и его знаний общих принципов управления [25, с. 109]. Начальник должен иметь знание о своем персонале. Эта задача легко решается на маленьком предприятии. Но когда предприятие огромное, эта задача решается путем конструирования социального организма: изучение непосредственных подчиненных, изучение подчиненных непосредственных через посредников.
Увольнение (устранение) работников, которые не справляются с выполнением своих обязанностей, является суровым и тяжелым долгом для начальника. Этот долг необходимо выполнять искусно, чтобы не вызвать несогласие и недовольство остальных работников.
Еще одним важным правилом для начальника является знание договора между предприятием и работниками. В этой ситуации начальник выполняет двойную роль: защищает интересы предприятия против его работников и защищает интересы работников против хозяина. Для выполнения правила начальнику необходимы неподкупность, такт и энергия. Также начальник должен не только вдумчиво соблюдать договора, но считаться с ходом жизни [9, с. 7].
Нельзя достигать результативность работы предприятия лишь репрессиями. Начальник может личным примером достигнуть повиновения, усердия и преданности работников. Он может стать примером для подражания благодаря своей аккуратности, мужественности, деятельности [14, с. 21].
Начальнику необходимо проводить периодические осмотры предприятия, тем самым снижая риск плохой производительности, несчастных случаев и даже катастроф.
Для достижения единства управления и согласованности усилий на предприятии проводятся совещания с главными и непосредственными сотрудниками начальника. Совещания помогают начальнику узнать ситуацию на предприятии, а для дополнительного контроля и надзора заслушиваются доклады от подчиненных [13, с. 212].
Растрата времени на разные мелочи может стать большим недостатком руководителя предприятия. Не загружать себя ненужными мелочами и обращать внимание на действительно важные вещи – одна из задач начальника.
Единение персонала и развитие инициативности среди работников также одно из правил для начальника. Розни в трудовом коллективе и безынициативность работников наносит существенный вред интересам предприятия.
По мнению Файоля, все вышеперечисленные инструменты работают при мастерском владением ими, что облегчает начальнику управление предприятием [25, с. 115].
Четвертой основной функцией Анри Файоль называет координирование. Он считает, что координировать — это значит: согласовать все операции, чтобы облегчить функционирование предприятия; придать материальному и социальному организму каждого подразделения лучшие пропорции, чтобы они могли надёжно и экономно выполнять свои функции; выдвигать на первый план существенное и на второй — второстепенное [14, с. 22]. В хорошо координированном предприятии каждая служба работает в согласовании с остальными, знает долю своего участия в общей работе, ее программа хода работ постоянно согласуется с обстоятельствами. В явно некоординированных предприятиях каждая служба не знает о других, не заботясь о соседних службах, никто не думает об общих интересах [25, с. 116].
Для установления гармонии между частями материального и социального организма очень крупных предприятий (рисунок 1) нужна координация всех моментов. Лучший инструмент для координации – это совещание начальников (руководителей) служб [17, с. 124].
По мнению Анри Файоля, пятой основной функцией является контроль. Контроль нужен для проверки соблюдения на предприятии принятой программы, согласно данным приказам и принципам. Он применяется к вещам, к лицам, к действиям [25, с. 120].