Файл: СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального государства
1.1. Социальное государство: понятие, концепции, социальный институт
2. Понятие социалистического государства и его отличия от социального
2.1 Понятие и признакм и социалистического государства
2.2. Переход от социалистического государства к социальному в России
В РФ существуют программы укрепления и охраны здоровья граждан, принимаются различные меры по развитию систем здравоохранения, поощряется деятельность, которая способствует укреплению здоровья, санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию, развитию физической культуры и спорта.
Любое сокрытие фактов и обстоятельств, которые несут угрозу для здоровья и жизни человека, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
- Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Семейным кодексом РФ устанавливаются основные положения относительно права на материнство, детство и отцовство [2]. В конституции основные положения прописаны в статье 38 [1].
- Семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
- Воспитание детей, забота о них является равным правом обоих родителей.
- Дети, достигшие 18 лет, трудоспособные, должны заботиться нетрудоспособных о родителях.
Относительно материнства прописываются законодательные акты о возможности получения бесплатных консультаций, права выбора прерывания или продолжения беременности, получения отпусков в связи с рождением ребенка и т.д.
Отпуск по уходу за ребенком устанавливается в размере 70 календарных дней до родов и такого же количества после родов с полной оплатой.
Законом также предусматриваются гарантии при приеме на работу и увольнении. Подлежит охране право на труд, ставятся надлежащие условия для беременных женщин. Регламентируются основные моменты, благодаря которым существует возможность сочетания труда и материнства.
Трудовые льготы и гарантии, которые предоставляются государством женщине в связи с материнством, имеют свое распространение на:
- опекунов несовершеннолетних,
- отцов, воспитывающих детей без матери.
Относительно детей также даются определенные регламентации.
Так, каждый ребенок с момента рождения имеет право на заботу и воспитание. Данное право, в первую очередь, должно обеспечиваться родителями. Родители несут одинаковые права и обязанности в отношении детей [2].
- Сглаживание социального неравенства благодаря процессу перераспределения доходов между разными социальными слоями через:
- разрабатываемые социальные программы,
- налогообложение,
- государственный бюджет.
- Поощрение благотворительной деятельности.
В наше время общество особо нуждается в помощи со стороны государства, что дает основу для благотворительных организаций приступать к своей деятельности еще более эффективно.
Благотворительные организации совместно с государством выполняют основные функции, которые способствуют реализации политики в социальной сфере.
- Финансирование и поддержка научных исследований и культурных программ. Данное направление социального государства является особо важным, т.к. стимулирует развитие не только потенциала конкретной личности, но и различных сфер самого общества и государства.
- Борьба с безработицей.
Действующей Конституцией РФ статьей 37 предусматриваются положения относительно категорий труда, права на отдых граждан.
- Всякий труд является свободным, т.е. каждый человек самостоятельно может выбирать, чем ему заниматься, какую выбрать процессию и род деятельности.
- Каждый человек имеет право работать в таких условиях, которые будут отвечать основным правилам гигиены и безопасности. За труд человеку полагается вознаграждение без любого вида дискриминации. Размер оплаты труда должен быть не ниже того, который устанавливается федеральным законом. Человек имеет право на защиту от безработицы.
- Запрещается принудительный труд.
- Существует право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, право на забастовку.
- Каждый человек имеет право на отдых.
Раздел 5 трудового кодекса РФ регламентирует основные положения относительно права на отдых граждан РФ [3]. Право на отдых является одним из основных прав человека.
- Нахождение баланса, который должен существовать между свободной рыночной экономикой и той силой воздействия на ее со стороны государства, что приведет к непосредственному развитию достойной жизни всех граждан.
- Социальное государство реализует различные программы:
- экологические,
- культурные,
- социальные.
Социальное государство должно решать общечеловеческие проблемы не только на уровне государства, но и на мировом уровне. Поэтому социальное государство призвано обеспечивать максимально приемлемое для человека состояние окружающей среды.
Решение общечеловеческих проблем также является направлением деятельности социального государства, т.к. это проблемы затрагивают именно человека, как полноценную личность, а значит, влияют на его здоровье и достойную жизнь.
- Забота о сохранении мира в обществе.
Последнее направление социального государства также соприкасается с его основной задачей по обеспечению достойной жизни человека.
Можно сказать, что основные направления деятельности социального государства призваны регулировать жизнь всего общества, делать ее максимально комфортной и защищенной [21].
2. Понятие социалистического государства и его отличия от социального
2.1 Понятие и признакм и социалистического государства
У классиков марксизма нет утверждений о том, что социализм можно рассматривать как особую общественно-экономическую формацию. Они понимали социализм как некую фазу, определенный этап. Но социализм как реальность в то время еще не был известен. Поэтому возможно, что активные процессы, происходившие позднее в сообществе людей, делают возможность по-новому оценить формационные закономерности. И то, что представляли из себя социалистические страны в ХХ веке, в какой-то мере позволяет характеризовать их устройство как имеющее специфические формационные отличия.
Во-первых, собственность на средства производства при социализме отличалась в значительной мере огосударствлением. Государство выступало коллективным собственником, а кроме того, существовала собственность кооперированного крестьянства (данная тем же государством на постоянное пользование). Коммунизм же – безгосударственное общество с общественным самоуправлением, и в этом обществе средствами производства будут владеть и распоряжаться трудовые коллективы. Разумеется, в том и другом случае речь идет об общественной собственности, о ее формах. Но ведь рабство, феодализм и капитализм тоже отличаются формами частной собственности, но тем не менее мы признаем именно формационное различие этих обществ.
На формах и типах собственности базируются производственные отношения: на общественной – сотрудничество, на частной – эксплуатация. Но формы частной собственности обусловливают различные в формационном отношении формы эксплуатации, но так же формы общественной собственности при социализме и коммунизме обусловливают различные в формационном отношении формы сотрудничества [18].
Эксплуататорские формации отличаются друг от друга степенью развития производительных сил, уровнем производительности труда, но по этим же показателям существенно отличаются социализм и коммунизм.
При социализме существуют товарное хозяйство, деньги, зарплата – всего этого при коммунизме не будет. И распределение по труду (этот буржуазный принцип, сохраняющийся при социализме) заменяется при коммунизме принципом распределения по потребностям.
Социализм – государственно организованное общество, при коммунизме же государства не будет (оно «заснет», по выражению Ф. Энгельса).
При социализме есть общественные классы, пусть даже отличающиеся от классов эксплуататорского общества, а коммунизм – бесклассовое общество.
Таким образом, по базовым, принципиальным вопросам социализм и коммунизм имеют такие различия, которые можно считать формационными[18].
Все это требует обстоятельного, фундаментального анализа с учетом изменяющихся представлений о социализме и о коммунизме, но, вероятно, не лишним будет поразмышлять о различии этих двух обществ и в формационном ключе.
Рассматривая социализм как самостоятельное общество, обычно называют следующие его признаки:
- общественная (государственная и кооперативная) собственность на основные средства производства (тяжелая промышленность, электроэнергетика, нефть, газ, оборонная и авиационная промышленность, космос, транспортные системы, земля, леса, реки и т. п.), на основные торговые сети, на телевидение и радио;
- частная и личная собственность в сферах легкой промышленности, мелкотоварного производства и соответствующей торговли, в области сервиса и обслуживания;
- всеобщее право и обязанность трудиться. Общество трудящихся. Господство трудовой морали. Тунеядцы, спекулянты – вне закона, нетрудовые доходы – преступление;
- оплата по количеству и качеству труда;
- производственные отношения сотрудничества;
- равенство (в смысле равенства основных прав, а не одинаковости);
- планомерность функционирования и развития общества, но не тотальная, а по узловым вопросам. Социализм – научно управляемое общество;
- государственное руководство со стороны коммунистически ориентированной партии при относительной самостоятельности и самоуправлении трудовых коллективов;
- гарантированные государством классические свободы;
- защищенность личности государственными законами и структурами во всех сферах жизни, развернутые социальные программы, активная социальная политика; социальная справедливость;
- абсолютное народовластие, демократия во всех ее проявлениях;
- равноправие наций, сотрудничество и дружба народов, интернационализм;
- бесплатность всех форм образования и медицинского обслуживания;
- полная доступность для каждого к культуре и духовно-культурному творчеству;
- приоритет общего над частным (в том числе в функционировании и взаимоотношениях регионов, республик);
- коллективизм; гармония общественных и личных интересов при ведущей роли общественных;
- гуманизм, направленность на всестороннее и гармоничное развитие личности;
- уверенность человека в своем будущем;
- торжество прогрессивной, гуманистической идеологии (коммунистической) [18].
Разумеется, не все эти признаки, свойства социализма были в достаточной степени развиты в СССР и других социалистических странах, но это было обусловлено неразвитостью экономических и иных предпосылок к началу ХХ века, активным враждебным окружением со стороны капиталистических стран и тем, что социализм прошлого века – первоначальный, без прошлого опыта, становящийся на ноги во многом путем проб и ошибок. У строителей социализма не было готового, разработанного и цельного плана построения, не было полной теории социализма. К.Маркс и Ф.Энгельс не дали подробного и конкретного описания того, что такое социализм, они ограничились методологическим подходом к данному вопросу, очертив базовые характеристики социалистического общества.
Капитализму почти 500 лет. Если бы такой срок просуществовало социалистическое общество, то, несомненно, о недостатках социалистического устройства нечего и некому было бы говорить.
Применяемое ранее понятие «реальный социализм» не следует понимать как построенный социализм, готовый во всех своих признаках. Реальный – значит такой, какой есть на данный момент, какой сложился в СССР.
Более того, в теоретическом наследии Маркса и Энгельса нет нигде отождествления первой фазы коммунистической общественной формации с социализмом. Построенный социализм, вероятно, выглядит как самостоятельная формация. В дискуссии о сущности социализма, развернувшейся на станицах «Экономической и философской газеты», Ф.Н. Кловцог в статье «Социализм как отдельная экономическая формация» выступил с соответствующим положением: «Если у социализма есть собственные специфические производительные силы и качественно отличные от других формаций производственные отношения, то это – отдельная формация»[12]. Эту мысль он высказал 25 марта 2011 года на теоретическом семинаре «Марксовские чтения» по теме «Социализм. Сущностные черты и основные противоречия». При этом он подчеркнул, что для полного решения вопроса о формационной самостоятельности социализма надо более обстоятельно разобраться с соотношением социализма и коммунизма.
Понятие «социалистическая формация» применяет В.П. Петров [17]. Есть, разумеется, и противники понимания социализма как отдельной общественно-экономической формации, и их абсолютное большинство.
Интересные и справедливые мысли излагал В.В. Мантатов в статье «Возвращение к Ленину: переосмысление истины социализма», выдвигая понятие «ноосферный социализм». Это социалистическое общество на высокой стадии развития, когда достигается конвергенция идей ноосферы и социализма. «Грядущее социалистическое общество, – пишет В.В. Мантатов, – есть воплощение высших достижений науки и культуры. Это социально-справедливое и духовно-креативное общество, двигателем которого является научно-технический прогресс. Для обозначения этого нового типа общественного устройства мы вводим концепт «ноосферный социализм» [15].