Файл: СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы социального государства
1.1. Социальное государство: понятие, концепции, социальный институт
2. Понятие социалистического государства и его отличия от социального
2.1 Понятие и признакм и социалистического государства
2.2. Переход от социалистического государства к социальному в России
Социализм – «не историческая ошибка и не впустую затраченное время при социализме впервые созданы предпосылки для перехода к более высокой, более справедливой, более гуманной ступени развития общечеловеческой цивилизации» [15]. «Социализм, – писал В.С. Нерсесянц, – это самое существенное в истории России. Тот звездный случай, когда национальная история напрямую делает дело всемирной истории. По ошибке, по обману такие дела не делаются. Именно в России проделана вся черновая работа всемирной истории, связанная с реализацией и практической проверкой общечеловеческой коммунистической идеи» [16].
В странах первого мира приняты законы: о минимальной заработной плате, регулярно индексируемой; о защите прав мелких вкладчиков; о банкротстве мелких и средних предпринимателей, защищающий их права; антимонопольные законы; законы, отстаивающие права потребителей и т.п. Для материального обеспечения социальных законов введены прогрессивные налоги на доходы, недвижимость, наследование, предметы роскоши и т.п. Максимальный прогрессивный налог на доходы колеблется от 35 % в США до 60 % в странах Европы. Максимальный прогрессивный налог на наследование на капитал в миллиард долларов и более в США достигает 90%.
Страны первого мира гарантируют большинству своих граждан достойные условия существования, относительно равные возможности самореализации в обществе, социальную защиту, участие в управлении производством и т.п. От 60 до 85% населения имеет достойный средний медиальный уровень жизни. Эти страны, по представлениям К. Маркса, являются социалистическими.
Обобщая вышесказанное можно выделить несколько типов социализма:
- Грубый тоталитарный социализм (СССР до 1950-х гг., Китай до 1970-х гг., Северная Корея и т.д.).
- Уравнительный, авторитарный социализм (СССР с конца 1950-х до 1990 г., страны восточной Европы после Второй мировой войны, Куба и т.д.).
- Рыночный социализм переходный от уравнительного социализма к радикально-демократическому социализму (Китай, Вьетнам, Монголия).
- Западный либерально-демократический социализм (США, Канада, страны Западной Европы и т.п.).
- Восточный радикально-демократический социализм (Япония, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия). В будущем, весьма вероятно, можно будет говорить о теократическом социализме исламского типа.
Исходя из представлений К. Маркса о социализме и современных реалий, можно сделать определенные выводы.
Социализм есть самостоятельный длительный этап, связанный с переходом от формационного развития к цивилизационному, от предыстории к действительной истории [12].
Социализм не имеет универсальной модели. Его характер – тоталитарный, авторитарный, переходный рыночный и т.д. –– зависит от стадии развития конкретного государства (традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество).
Существуют национальные разновидности социализма как в восточной, так и в западной цивилизации.
Основное противоречие социализма – это противоречие между потребностями и производительными силами. Главное противоречие зависит от типа социализма.
Центральный вопрос модернизации – это развитие экономики.
При строительстве социализма необходим учет конкретных социально-экономических особенностей страны.
Частная собственность – неотъемлемый элемент социализма.
Рыночные отношения закономерны.
Использование форм и методов управления экономикой Запада (акции, биржи и т.д.) – это чисто технические средства.
В политической системе нельзя ограничиваться моделями Запада, к социалистическим странам относятся не только постиндустриальные страны Запада, но и страны Востока (Япония, Южная Корея, Сингапур и др.).
2.2. Переход от социалистического государства к социальному в России
Современное социальное государство претерпевает целый ряд серьезных изменений. Социальная функция (социальное государство) - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членам государства к общественным благам, с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. Она представляет собой определенную, исторически конкретную систему акций, способов и средств их реализации, интегрирующих различные социальные группы в единое государственно-организованное общество. С момента достижения обществом индустриального уровня развития социальная функция государства получает свое наиболее полное выражение. Тем самым любое государство (а не только правовое) на индустриальной стадии развития общества становится социальным, т.е. оно вынуждено целенаправленно обеспечивать определенный уровень достойной жизни своим гражданам [10]. Этот процесс происходит в любом (независимо от типа государства) современном социальном государстве [19]. Таким образом, социальным может быть как демократическое правовое государство, так и тоталитарное. Ярким примером социального государства при наличии тоталитарного государственно-политического режима является СССР. Государство может быть неправовым, но в то же время социальным. И это уточнение совершенно необходимо сделать, чтобы внести ясность: в истории имели место не только социально-правовые государства, но и социально-тоталитарные государства.
Статья 7 Конституции РФговорит о том, что современная Россия является социальным государством. И это не декларация, не заявка на перспективу - это действительно так: сегодня Россия - государство социальное. То есть наше государственно-организованное общество готово защитить своих граждан от всевозможных рисков: от рисков утраты работы и заработка, старости, заболевания, утраты кормильца и т.д [1].
Конституционные характеристики Российского государства многие авторы совершенно справедливо характеризуют как системные категории. Так, например, авторы пишут о «социально-правовом государстве», которое «возникает в середине XX в. в результате длительного, более полувекового процесса перерастания правового государства не просто в социальное, а именно в социально-правовое государство... Научная ценность данного термина и соответствующего понятия стала особенно очевидной в наши дни, ибо в современном мире давно нет ни правового в чистом виде, ни социального, а есть социальное правовое государство, все чаще именуемое в юридической литературе как социально-правовое» [10]. При этом термин «социально-правовое государство» эти авторы связывают со «смысловой конструкцией, предложенной Г. Геллером еще в 1930 г.» [11].
Представляется, что такой научный подход должен быть использован для анализа социальной ценности основных документов субъектов федеративного Российского государства - конституций и уставов российских регионов. Выявление социальной значимости этих документов, содержащих конституционные нормы, имеющие высшую юридическую силу в системе региональных нормативных правовых актов, и, главное, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций по усилению соответствующей социальной функции, предполагает их исследование в контексте анализа учений о современном конституционализме, федерализме, социальной политике современного правового государства. Так, «система социального управления, сердцевиной которого является государственное управление, представляет собой широкий спектр экономических, политических, социальных, культурных, идеологических и иных отношений. Особенно эти аспекты актуальны для федеративного государства, тем более для такого уникального по своей структуре, как Российская Федерация» [14].
Россия также контекстна времени, как и любое современное государство. А государственно-организованное общество сегодня меняет парадигму социального государства. Это крайне важно, т.к. речь идет об изменении сущности социального государства. Оно отказалось (или отказывается) от прямого патернализма в виде долгосрочных пособий по безработице и предложило ему в замену помощь в активизации трудоспособного населения в виде программ по профессиональной переподготовке безработных в случае возникновения устойчивых проблем по трудоустройству по первоначально приобретенной специальности.
Современную Россию можно отнести, если следовать классификации Ш. Лейбфрида, к модели Бисмарка (институциональной), когда а) право на социальное защиту обеспечивается публично-властными структурами, б) социальная функция активно действует на этапе становления личности и на этапе пожилого возраста. Но учитывая этнокультурные традиции большинства российских народов, по некоторым позициям Россию можно отнести к Восточному типу культуры. Да, государство, его механизм, у нас организованы по Западному типу, но ментальность, некоторые традиции (уважение к старшим, длительная помощь детям, уход за престарелыми родителями как моральная и юридическая обязанность) приближают нашу культуру к Восточному типу. Возможно, этот аспект позволит реализоваться в России социальному государству Восточного типа (Япония, Южная Корея и т.п.). Правда, здесь следует активизировать и легализовать корпоративную составляющую социальной функции государственно-организованного общества по типу Восточного социального государства, на первых этапах сделав ее контролируемой государственными органами. Разумеется, это вопрос времени. Но в контексте демографического детерминанта модификации социального государства такой вариант развития позволил бы менее болезненно провести приватизацию отдельных элементов социальной функции государства и оптимизировать экономику России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, по результатам проведенного исследования следует сделать следующие выводы.
Под социальным государством понимается правовое демократическое государство, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь и здоровье.
Конституционно-правовая характеристика социального государства предполагает ряд постулатов, среди которых: социальной функции частной собственности, социальное партнерство, социально-экономическое равноправие индивидов и социальных, национальных, иных общностей, вносящих свой вклад в прогрессивное развитие общества, социальная справедливость, социальная ответственность, необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) «управленцев», развития технологичности государственного аппарата.
Одной из основных функций социального государства является функция социального обеспечения [1]. Социальное обеспечение — это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а для удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, лиц, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе, в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе, правовых нормах.
В Советской России не было рыночных отношений, но сохранялись основные национальные духовно-нравственные ценности. Благодаря соединению их с идеей коммунизма за счет неслыханного энтузиазма народа», Россия одержала победу в Великой Отечественной войне, а к концу 1950-х гг., став индустриальной державой, достигла военно-стратегического паритета с США, первенствовала в освоении космоса, в стране была создана лучшая в мире система социальной защиты трудящихся и т.д.
Обобщая тенденции мирового социально-политического процесса в начале второй половины XX века, русско-американский социолог Питирим Сорокин предложил в качестве стратегии развития отношений между США и СССР, между капитализмом и социализмом теорию конвергенции. В соответствии с данной теорией развитые страны Запада будут заимствовать из опыта СССР систему социальной защиты трудящихся. А социалистические страны будут внедрять рынок, частную собственность и конкуренцию.
Представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, которое выступает как институт общества, направленный на организацию нормальной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов всех населяющих его граждан и народов.
Для воплощения в жизнь социального государства необходимо нормативное выражение данной теоретической конструкции посредством формирования современной модели конституционно-правовых основ социального государства, поскольку категория «социальное государство» получила нормативное закрепление и дальнейшее развитие именно в Конституции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: c учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ] // Рос. газ. - 2014. – 07 февраля.
- Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Российская газета от 27 января 1996 г. №17.
- Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1. Ст.3.
- Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40.
- Федеральный закон от 27.08.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004
- Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.10.1997, № 43, ст. 4904, «Российская газета», № 210, 29.10.1997.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1930,
- Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.10.1997, № 43, ст. 4904
- Амонов Б. А. Корни модернизации общества // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 311-312.
- Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объективные основы, противоречивая сущность // Государство и право. 2011. N 4. С. 7.
- Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М., 2012.
- Кловцог, Ф.Н. Социализм как отдельная экономическая формация / Ф.Н. Кловцог // Экономическая и философская газета. – 2011. – № 15-16. – С. 7.
- Кочетков В.В. Власть или право: проблема правового государства в российском конституционализме начала ХХ века // Актуальные проблемы российского права. 2015. №1 С.9-17.
- Макуев Р.Х. Проблемы модернизации системы социального управления Российской Федерации // Государство и право. 2013. N 1. С. 6.
- Мантатов, В.В. Возвращение к Ленину: переосмысление истины социализма / В.В. Мантатов // Экономическая и философская газета. – 2011. – № 16-17. – С. 11.
- Нерсесянц, В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о социализме / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2001. – С. 44.
- Петров, В.П. Формация + цивилизация: познай свое будущее / В.П. Петров // Экономическая и философская газета. – 2010. – № 44. – С. 5.
- Постников, А.Н. Социализм как общественно-экономическая формация / А.Н. Постников // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 49.
- Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства // Lex russica. 2015. N 1. С. 28 - 40.
- Социальные права человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nado5.ru/e-book/sotsialnye-prava-cheloveka-pravo-na-zhile-zdorove-pod-ohranoj-zakona
- Шарков, Ф. И. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебник / Ф. И. Шарков. – Электрон. дан. – Москва: Дашков и Ко, 2015. – 304 с.