Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ооо Сатурн.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения
курсовая работа
по дисциплине
«Организация коммерческой деятельности»
на тему
«Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Сатурн»)»
Работу выполнил студент |
группы |
Направление подготовки: Коммерция (по отраслям) |
|
|
|
Научный руководитель: |
|
МОСКВА
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие конкурентоспособности и ее особенности в ресторанном бизнесе……………………………………………………...5
-
Место и содержание конкурентоспособности предприятия в системе иерархической подчиненности уровней конкурентоспособности……………….5 -
Конкурентная среда и ее влияние на развитие современного предприятия………………………………………………………………………...11 -
Оценка конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса…….16
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Сатурн»……..23
2.1. Краткая характеристика ООО «Сатурн»…......................................................23
2.2. Анализ конкурентных позиций ООО «Сатурн»……………………..………25
2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность ООО «Сатурн»…………………………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………..36
Приложения………………………………………………………………….....38
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в современном мире основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.
Такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией мало разработанной отечественной экономической наукой, но в настоящее время она приобрела огромную значимость и актуальность в условиях рыночной экономики.
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Сатурн» и разработка мероприятий по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия; -
сделать организационно-экономическую характеристику ООО «Сатурн»; -
оценить конкурентоспособность ООО «Сатурн»; -
выявить существующие угрозы снижения конкурентоспособности ООО «Сатурн»; -
предложить мероприятия по созданию дополнительных конкурентных преимуществ предприятия ООО «Сатурн».
Объектом исследования в курсовой работе является конкурентоспособность предприятия ООО «Сатурн».
Предмет исследования – это способы создания дополнительных конкурентных преимуществ предприятия ООО «Сатурн».
Основные методы исследования: сравнение, анализ, группировка.
Теоретико-методологической основой исследования являются книги, статьи и монографии таких авторов как Азоев Г.Л., Алещенко В.В., Аминов Э.Ф., Баумгартен Л.В., Богомолова И.П. и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Понятие конкурентоспособности и ее особенности в ресторанном бизнесе
-
Место и содержание конкурентоспособности предприятия в системе иерархической подчиненности уровней конкурентоспособности
Многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно подразделить на пять уровней (в соответствии с субъектами конкурентоспособности)1:
-
конкурентоспособность продукции, товаров или услуг; -
конкурентоспособность отдельного предприятия; -
конкурентоспособность регионов страны; -
конкурентоспособность отрасли; -
конкурентоспособность страны.
Для того чтобы обозначить характерную для уровней конкурентоспособности иерархическую подчиненность, выделяют следующие категории конкурентоспособности (таблица 1).
«Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, характеризующая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение». В то же время производитель готов предлагать товар на рынок при условии, что он продается и приносит прибыль. Поэтому, можно констатировать, что продукт является конкурентоспособным, если он приносит прибыль. Следовательно, правомочно считать, что прибыль является результирующим показателем конкурентоспособности товара
2.
В современных исследованиях очень часто в качестве показателей конкурентоспособности продукции предлагаются различные единичные и интегральные характеристики либо стоимостных, либо потребительских свойств продукции. Вместе с тем нельзя не отметить, что все они будут отражаться на прибыли, приносимой этой продукцией.
Таблица 1
Категории конкурентоспособности в зависимости от уровня иерархической подчиненности
№ п/п | Категория | Характеристика |
1 | Микроконкурентоспособность | Включает конкурентоспособность продукции, товаров, услуг, а также конкурентоспособность предприятий. Соперничество проявляется между товарами и между предприятиями за деньги конечного потребителя. Является первым этапом зрелости конкурентоспособности как развивающегося процесса. |
2 | Мезоконкурентоспособность | Включает конкурентоспособность отраслей, а также конкурентоспособность регионов и межотраслевых комплексов. Соперничество проявляется между отраслями и регионами за средства инвесторов. В эволюционном смысле возникает позднее микроконкурентоспособности, на стадии индустриальной экономики. |
3 | Макроконкурентоспособность | Относится к конкурентоспособности стран. Соперничество возникает между странами за более благоприятные условия для вложения национального капитала. Является проявлением современного этапа развития конкурентоспособности как эволюционирующего процесса. |
Конкурентоспособность предприятия является более сложным и обобщающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособность товара». Это объясняется большим количеством важных элементов, по которым определяется показатель конкурентоспособности на уровне предприятия. Конкурентоспособность предприятия в любом случае представляет собой интегральную числовую характеристику, с помощью которой будут оценены достигнутые предприятием конечные деловые результаты его функционирования в течение определенного промежутка времени3.
Конкурентоспособность предприятия может быть обеспечена за счет приобретенных им различного рода преимуществ по сравнению с другими предприятиями-конкурентами
, таких как экономические преимущества, финансовые, инвестиционные, кадровые преимущества, имиджевые, структурные, технологические и др. На современном этапе развития экономики с помощью показателя конкурентоспособности обеспечивается взаимная координация деятельности субъектов рынка с целью достижения каждым из них наилучшего положения и, как следствие, конечного экономического результата. В условиях рынка управление предприятием сводится к оценке, анализу, прогнозированию факторов, влияющих на повышение или понижение его конкурентоспособности, для обоснования выбора дальнейшей конкурентной стратегии и тактики для достижения конечных целей деятельности организации.
Таким образом, помимо конкурентоспособного товара, свой вклад в конкурентоспособность фирмы будут вносить такие факторы как4:
1) наличие у фирмы конкурентных преимуществ, в качестве которых могут выступать и продукты, и технологии, и кадровый состав, и новые формы командной работы, и новые подходы к продвижению продукции, и месторасположение, и пр.;
2) а также наличие у фирмы накопленных, развившихся под влиянием собственного опыта и опыта других рыночных агентов способностей и знаний, которые позволяют фирме формировать ключевые компетенции, благодаря чему предприятие получает возможность преобразовывать факторы производства с меньшими издержками и в продукцию более высокого качества.
Следующий иерархический уровень категории «конкурентоспособность» - это конкурентоспособность отраслей, под которой следует понимать эффективность работы отдельных отраслей народного хозяйства, которая помимо традиционных показателей эффективности будет оцениваться степенью живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики страны.
На современном этапе развития экономики показатель «конкурентоспособность отрасли» отчасти утрачивает свое значение. Сегодня не принято рассматривать эффективность деятельности совокупности однородных единичных предприятий. Сегодня основу экономики любой страны составляют огромные транснациональные или, как минимум, национальные корпорации, которые традиционно объединяют предприятия различных отраслей на основе мягких или жестких интеграционных взаимосвязей. Широко распространены кластеры, предпринимательские сети, корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, другие формы интеграционного взаимодействия, любая из которых представляет собой многоотраслевую совокупность производств
5.
Вместе с тем, полностью отказываться от исследования конкурентоспособности на уровне отрасли не следует, хотя границы этого уровня размыты. Конкурентоспособность отрасли сегодня может быть приближена и анализироваться в совокупности с конкурентоспособностью региона или межотраслевого производственного комплекса. Несмотря на многопрофильную деятельность, любая системообразующая интегрированная производственная структура, будь то кластер или холдинг, или предпринимательская сеть, все равно имеет отраслевую привязку к тому производственному направлению, вокруг которого сформировалось все объединение.
Основным отличием уровня мезоконкуренции от уровня микроконкуренции является объект конкурентной борьбы. Если в случае товаров борьба ведется за конечного потребителя, а в случае с фирмами - за долю рынка, то во время конкурентной борьбы на мезоуровне, т.е. на уровне отраслей, борьба ведется за средства для дальнейшего развития, обновления, модернизации, расширения, т.е. за капитал, за инвесторов, за источники вложения средств. Таким образом, более конкурентоспособной будет та отрасль, которая является наиболее привлекательной для инвесторов.
Под конкурентоспособностью региона понимают «его роль и место в экономическом пространстве страны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой)»6. С одной стороны, крупные регионы или города играют важную роль в жизни страны как активные субъекты рынка и общества.
И, наконец, верхняя ступень в иерархии уровней конкурентоспособности традиционно отводится конкурентоспособности страны или, другими словами, национальной конкурентоспособности, которая является «способностью предприятий, организаций и отраслей страны опережать соперника в завоевании и укрупнении позиций на зарубежных рынках, обусловленной экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны».
В отличие от конкурентоспособности отрасли, конкурентоспособность страны является как нельзя более актуальной категорией для исследований, поскольку макроконкурентоспособность выступает последним и соответственно наиболее молодым витком в эволюции процесса конкуренции, начинает развиваться и принимает главенствующее значение с 80-х гг. XX века. Исследование конкурентоспособности страны является актуальной экономической задачей, позволяет оценивать эффективность экономической политики страны и выявлять способность страны к созданию благоприятных условий для роста и