Файл: Курсовая работа по дисциплине Организация коммерческой деятельности на тему Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ооо Сатурн.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»
Факультет электронного обучения

курсовая работа

по дисциплине

«Организация коммерческой деятельности»
на тему

«Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Сатурн»)»


Работу выполнил студент

группы


Направление подготовки:

Коммерция (по отраслям)










Научный руководитель:




МОСКВА

2022
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие конкурентоспособности и ее особенности в ресторанном бизнесе……………………………………………………...5

    1. Место и содержание конкурентоспособности предприятия в системе иерархической подчиненности уровней конкурентоспособности……………….5

    2. Конкурентная среда и ее влияние на развитие современного предприятия………………………………………………………………………...11

    3. Оценка конкурентоспособности предприятия ресторанного бизнеса…….16

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Сатурн»……..23

2.1. Краткая характеристика ООО «Сатурн»…......................................................23

2.2. Анализ конкурентных позиций ООО «Сатурн»……………………..………25

2.3. Оценка факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность ООО «Сатурн»…………………………………………………………………………….29

Заключение……………………………………………………………………..34

Список использованной литературы………………………………..36

Приложения………………………………………………………………….....38
Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в современном мире основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.


Такая характеристика, как конкурентоспособность, до недавнего времени являлась категорией мало разработанной отечественной экономической наукой, но в настоящее время она приобрела огромную значимость и актуальность в условиях рыночной экономики.

Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Сатурн» и разработка мероприятий по ее повышению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;

  • сделать организационно-экономическую характеристику ООО «Сатурн»;

  • оценить конкурентоспособность ООО «Сатурн»;

  • выявить существующие угрозы снижения конкурентоспособности ООО «Сатурн»;

  • предложить мероприятия по созданию дополнительных конкурентных преимуществ предприятия ООО «Сатурн».

Объектом исследования в курсовой работе является конкурентоспособность предприятия ООО «Сатурн».

Предмет исследования – это способы создания дополнительных конкурентных преимуществ предприятия ООО «Сатурн».

Основные методы исследования: сравнение, анализ, группировка.

Теоретико-методологической основой исследования являются книги, статьи и монографии таких авторов как Азоев Г.Л., Алещенко В.В., Аминов Э.Ф., Баумгартен Л.В., Богомолова И.П. и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Понятие конкурентоспособности и ее особенности в ресторанном бизнесе

    1. Место и содержание конкурентоспособности предприятия в системе иерархической подчиненности уровней конкурентоспособности

Многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно подразделить на пять уровней (в соответствии с субъектами конкурентоспособности)1:

  • конкурентоспособность продукции, товаров или услуг;

  • конкурентоспособность отдельного предприятия;

  • конкурентоспособность регионов страны;

  • конкурентоспособность отрасли;

  • конкурентоспособность страны.

Для того чтобы обозначить характерную для уровней конкурентоспособности иерархическую подчинен­ность, выделяют следующие категории конкурентоспособности (таблица 1).

«Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, характери­зующая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение». В то же время производитель готов предлагать товар на рынок при условии, что он продается и приносит прибыль. Поэтому, можно констатировать, что продукт является конкуренто­способным, если он приносит прибыль. Следовательно, правомочно считать, что прибыль является резуль­тирующим показателем конкурентоспособности товара

2.

В современных исследованиях очень часто в качестве показателей конкурентоспособности продукции предлагаются различные единичные и интегральные характеристики либо стоимостных, либо потребитель­ских свойств продукции. Вместе с тем нельзя не отметить, что все они будут отражаться на прибыли, при­носимой этой продукцией.

Таблица 1

Категории конкурентоспособности в зависимости от уровня иерархической подчиненности


п/п

Категория

Характеристика

1

Микроконкурентоспособность

Включает конкурентоспособность продукции, товаров, услуг, а также конкурентоспособность предприятий.

Соперничество проявляется между товарами и между предприятиями за деньги конечного потребителя.

Является первым этапом зрелости конкурентоспособности как развивающегося процесса.

2

Мезоконкурентоспособность

Включает конкурентоспособность отраслей, а также конкурентоспособность регионов и межотраслевых комплексов.

Соперничество проявляется между отраслями и регионами за средства инвесторов.

В эволюционном смысле возникает позднее микроконкурентоспособности, на стадии индустриальной экономики.

3

Макроконкурентоспособность

Относится к конкурентоспособности стран.

Соперничество возникает между странами за более благоприятные условия для вложения национального капитала.

Является проявлением современного этапа развития конкурентоспособности как эволюционирующего процесса.


Конкурентоспособность предприятия является более сложным и обобщающим понятием по сравнению с понятием «конкурентоспособность товара». Это объясняется большим количеством важных элементов, по которым определяется показатель конкурентоспособности на уровне предприятия. Конкурентоспособность предприятия в любом случае представляет собой интегральную числовую характеристику, с помощью кото­рой будут оценены достигнутые предприятием конечные деловые результаты его функционирования в те­чение определенного промежутка времени3.

Конкурентоспособность предприятия может быть обеспечена за счет приобретенных им различного рода преимуществ по сравнению с другими предприятиями-конкурентами
, таких как экономические преимуще­ства, финансовые, инвестиционные, кадровые преимущества, имиджевые, структурные, технологические и др. На современном этапе развития экономики с помощью показателя конкурентоспособности обеспечива­ется взаимная координация деятельности субъектов рынка с целью достижения каждым из них наилучшего положения и, как следствие, конечного экономического результата. В условиях рынка управление предпри­ятием сводится к оценке, анализу, прогнозированию факторов, влияющих на повышение или понижение его конкурентоспособности, для обоснования выбора дальнейшей конкурентной стратегии и тактики для до­стижения конечных целей деятельности организации.

Таким образом, помимо конкурентоспособного товара, свой вклад в конкурентоспособность фирмы будут вносить такие факторы как4:

1) наличие у фирмы конкурентных преимуществ, в качестве которых могут выступать и продукты, и технологии, и кадровый со­став, и новые формы командной работы, и новые подходы к продвижению продукции, и месторасположе­ние, и пр.;

2) а также наличие у фирмы накопленных, развившихся под влиянием собственного опыта и опы­та других рыночных агентов способностей и знаний, которые позволяют фирме формировать ключевые компетенции, благодаря чему предприятие получает возможность преобразовывать факторы производства с меньшими издержками и в продукцию более высокого качества.

Следующий иерархический уровень категории «конкурентоспособность» - это конкурентоспособность отраслей, под которой следует понимать эффективность работы отдельных отраслей народного хозяйства, которая помимо традиционных показателей эффективности будет оцениваться степенью живучести и дина­мичности при различных вариантах развития экономики страны.

На современном этапе развития экономики показатель «конкурентоспособность отрасли» отчасти утра­чивает свое значение. Сегодня не принято рассматривать эффективность деятельности совокупности одно­родных единичных предприятий. Сегодня основу экономики любой страны составляют огромные трансна­циональные или, как минимум, национальные корпорации, которые традиционно объединяют предприятия различных отраслей на основе мягких или жестких интеграционных взаимосвязей. Широко распространены кластеры, предпринимательские сети, корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, другие формы интеграционного взаимодействия, любая из которых представляет собой многоотраслевую совокуп­ность производств
5.

Вместе с тем, полностью отказываться от исследования конкурентоспособности на уровне отрасли не следу­ет, хотя границы этого уровня размыты. Конкурентоспособность отрасли сегодня может быть приближена и ана­лизироваться в совокупности с конкурентоспособностью региона или межотраслевого производственного ком­плекса. Несмотря на многопрофильную деятельность, любая системообразующая интегрированная производ­ственная структура, будь то кластер или холдинг, или предпринимательская сеть, все равно имеет отраслевую привязку к тому производственному направлению, вокруг которого сформировалось все объединение.

Основным отличием уровня мезоконкуренции от уровня микроконкуренции является объект конкурент­ной борьбы. Если в случае товаров борьба ведется за конечного потребителя, а в случае с фирмами - за до­лю рынка, то во время конкурентной борьбы на мезоуровне, т.е. на уровне отраслей, борьба ведется за сред­ства для дальнейшего развития, обновления, модернизации, расширения, т.е. за капитал, за инвесторов, за источники вложения средств. Таким образом, более конкурентоспособной будет та отрасль, которая являет­ся наиболее привлекательной для инвесторов.

Под конкурентоспособностью региона понимают «его роль и место в экономическом пространстве стра­ны, способность обеспечить высокий уровень жизни населения и возможность реализовать имеющийся в регионе потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой)»6. С одной стороны, крупные регионы или города играют важную роль в жизни страны как активные субъекты рынка и общества.

И, наконец, верхняя ступень в иерархии уровней конкурентоспособности традиционно отводится конку­рентоспособности страны или, другими словами, национальной конкурентоспособности, которая является «способностью предприятий, организаций и отраслей страны опережать соперника в завоевании и укрупне­нии позиций на зарубежных рынках, обусловленной экономическими, социальными, политическими и дру­гими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны».

В отличие от конкурентоспособности отрасли, конкурентоспособность страны является как нельзя более актуальной категорией для исследований, поскольку макроконкурентоспособность выступает последним и соответственно наиболее молодым витком в эволюции процесса конкуренции, начинает развиваться и при­нимает главенствующее значение с 80-х гг. XX века. Исследование конкурентоспособности страны является актуальной экономической задачей, позволяет оценивать эффективность экономической политики страны и выявлять способность страны к созданию благоприятных условий для роста и