Файл: Государственный орган понятие, признаки, классификация.doc
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Объект данного исследования – механизм государства
Цель работы – является анализ и желание раскрыть понятие «орган государственной власти».
Глава 1. Государственный орган как базовый элемент государственного аппарата
1.2 Принципы функционирования государственных органов в РФ
2.1 Президент РФ как глава государства
Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:
В-третьих, различие между рассматриваемыми видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти, как это было отмечено выше, используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит лишь в том, что субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод гоcударственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти.
И наконец, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления (субъектов политической власти) ограничены конкретной территорией, подвластной данному органу.
В завершение следует заметить, что политическая и государственная власть имеют много общего. Помимо общего источника в лице многонационального народа оба вида власти имеют публичный характер, общие цели — управление делами общества и государства и близкие по характеру методы их реализации. Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
По территории действия выделяют федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.
Первые реализуют свои полномочия на всей территории России, вторые — в границах соответствующего субъекта.
В зависимости от основной формы осуществления полномочий различают органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов является издание нормативно-правовых актов (законов), исполнительных — оперативная деятельность по социальному управлению, судебных — разрешение споров, возникающих между участниками общественных отношений, защита их прав.
На уровне федерации законодательная власть представлена федеральным Собранием; исполнительная — Правительством; судебная — Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.
В субъектах Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы называются по-разному (например, в Челябинской области — это Законодательное Собрание и администрация, в Московской — областная Дума и Правительство, и т. п.). Судебную власть в них осуществляют Конституционные суды. Верховные суды и Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, а также краевые, областные, городские арбитражные суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов.
По порядку принятия решений государственные органы делятся на единоначальные - поясняем (например: Президент России, глава областной администрации) и коллегиальные (Федеральное Собрание, Правительства (Советы Министров) и т. д.).
По способу формирования различают первичные органы, избираемые непосредственно населением (например, органы законодательной власти), и производные, в формировании которых население прямого участия не принимает (суды, прокуратура и др.).
Первичные, создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (выборные представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления.
1.2 Принципы функционирования государственных органов в РФ
Все государственные органы организуются и функционируют на основе единых демократических конституционных принципов.
Важнейший из этих принципов — принцип демократизма, осуществление власти от имени и по поручению народа. Статья 3 Конституции РФ устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является его многонациональный народ, осуществляющий свою власть наряду с другими организационно-правовыми формами и через органы государственной власти. При этом высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Именно путем выборов многонациональный народ Российской Федерации формирует представительные органы государственной власти в центре и на местах, избирает Президента РФ и др. Органы исполнительной и судебной власти образуются, в свою очередь, вышеуказанными органами. Глава Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы; члены Правительства — решениями Президента РФ; судьи Конституционного, Верховного Судов РФ — Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Принцип разделения властей и их самостоятельность прямо устанавливается Конституцией РФ (ст. 10) и осуществляется на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно указанному принципу ни один государственный орган не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для него Конституцией и другими законами. Действуя в этих пределах, государственные органы имеют возможность взаимодействовать между собой, уравновешивать друг друга, контролировать работу органов иных ветвей власти, указывать на нарушение закона. Все это необходимо для обеспечения демократического развития общества, функционирования механизма «сдержек и противовесов», предотвращения чрезмерной концентрации, монополизации власти одним органом (должностным лицом).
Принцип территориальной организации властных структур следует из федеративного устройства России. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть на территории России осуществляют федеральные органы: Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, а также суды РФ. Государственная власть в субъектах РФ осуществляется образуемыми ими государственными органами.
Принцип федерализма воплощен в нормах Конституции, устанавливающих разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов осуществляется самой Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Принцип законности в деятельности органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа и любого его должностного лица. Конституция РФ обязывает все государственные органы и всех должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы РФ (ст. 15).
Принцип осуществления своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание деятельности законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции). Это означает, что конечной целью работы каждого государственного органа, любого его должностного лица должно стать удовлетворение законных интересов человека и гражданина.
Конституция РФ закрепила в качестве основы конституционного строя принцип политического многообразия, многопартийность. Применительно к организации и деятельности системы государственных органов он воплотился в закреплении действующим законодательством принципа внепартийности. Не допускаются создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти, а также деятельность политических партий и их структурных подразделений в этих органах.
Исключением из действия этого общего принципа является формирование и деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти. Однако запрещены создание и деятельность политических партий в аппарате законодательных органов государственной власти.
Глава 2. Система органов государственной власти по Конституции РФ
2.1 Президент РФ как глава государства
В условиях формирования в Российской Федерации правового государства доминирующее значение приобретает проблема организации государственной власти, ведущее место в системе которой занимает институт Президента Российской Федерации.
Наделение Президента Российской Федерации статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существования такого института государственной власти, который обеспечивал бы конституционный порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти.
В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает как один из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской государственности.
Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей власти. Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Как глава государства Президент призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей Федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России.
В советский период как таковой пост Президента отсутствовал, а роль главного связующего звена законодательной деятельности, управления и правовой охраны выполняли непосредственно Политбюро и Секретариат ЦК КПСС, Генеральный секретарь.
В марте 1990 года на Съезде народных депутатов СССР был избран первый и последний Президент СССР М. С. Горбачев. Избирался Президент сроком на 5 лет, но не более двух сроков он мог находиться на этой должности.
Президент СССР был назван в Конституции СССР главой государства, то есть получил более высокий статус, чем имел Председатель Верховного Совета СССР, именовавшийся высшим должностным лицом Советского государства.5
Именно Президент СССР представлял страну внутри нее и в международных отношениях. Он был призван обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления. Президент СССР олицетворял единство, суверенитет и целостность государства.