Файл: Программа профессиональной переподготовки Мультипрофильное консультирование транзактный анализ и транзактноаналитический коучинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При рассмотрении гэмблинга можно выделить целый ряд азартных игр. Азартные игры следует классифицировать по предматам, употребляемых в играх, по форме выигрыша, по форме проведения игр. В современном мире, в связи с развитием информационных технологий, широкой возможностью использования Интернета, увеличения числа букмекерских контор, казино всё это усилило нарастание игорной индустрии и развитие новых форм азартных игр.
Формирование игровой аддикции происходит поочередно. Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, выделили этапы и формы игровой зависимости.
-Стадия знакомства и фиксация на игре.
-Стадия психологической зависимости.
-Стадия патологической зависимости.
-Стадия исхода или катастрофы [11, с.130].
В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина определяли следующие фазы игрового процесса:
-Фаза воздержания-когда игрок совладает с чувствами и способен контролировать нарастающее возбуждение;
-Фаза автоматических фантазий- игрок на уровне бессознательного представляет момент игры, фантазирует о блестящем выигрыше;
-Фаза нарастания эмоционального напряжение- в этот период, возбуждение сильно, начинает преобладать «игровой драйв», с каждой минутой возникает сильное желание втянуться в игру;
-Фаза принятия решения играть-здесь можно сказать, что сознание уже изменено, игрок не способен думать ни о чем другом, кроме игры.
-Фаза вытеснения принятия решения
-Фаза реализации принятого решения, повторения цикла.
«Игромания» набирает немыслимые масштабы расспространения, ощущение «лёгких денег» заставляет многих бросаться в игровую атмосферу, из которой самостоятельно сложно выбраться. «Ряд теорий объясняют поведение игрока доминирующими психологическими защитами, которые в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала» - пишет И.С. Иванов [11, с.10]. Большинство игроков обуславливают игровую зависимость со становлением личности, будто бы у них произошёл некий перелом и переоценка ценностей. Они противопоставляют нормы поведения, правила, жизненные процессы с миром игры, в котором можно устанавливать свои порядки и законы. Несмотря на то, что большинство игроманов понимают и осознают свою проблему, им сложно выйти из неё, что подтверждает очень высокую зависимость от игр.
1.2 Субъектность личности.
Процесс интеграции двух базисных основ психологии такой как общей и социальной порождает новый объект — психологии- это психология личности. Понятие личность рассматривали многие классики психологии, и каждый давал своё емкое определение данному термину.
В теории А.Н. Леонтьева: «Личность – это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, исполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности».
В.А. Петровский пишет: «Быть личностью – значит, во-первых, быть субъектом собственной жизни, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром. Это означает не только физический аспект существования человека, но его бытие как психофизического целого» [24, с.4]. В частности, “благополучие – неблагополучие” в витальной сфере понимается как переживаемая человеком мера его безопасности во взаимоотношениях с природным и социальным окружением: на ранних ступенях онтогенетического развития она может проявляться в “базовом доверии” или “тревоге” (Э. Эриксон), а позднее – и переживании слияния с миром (А. Камю) или “онтологических страхов”
(Ж.-П. Сартр) [8, с.4].
Также личность можно рассматривать как субъект предметной деятельности. Личность в этой теории выступает - не пассивный зритель, созерцатель жизни, а как активный создатель, творец происходящего. Проявление личности в деятельности не сводится лишь к удовлетворению личностных мотивов, а преобразуется в постановление целей и задач для создания своего личного жизненного пути [24, с.4].
В ряде теорий личность — субъект и объект общения. Этой точки зрения придерживаются многие философы, социологи и психологи. Согласно
А.А. Леонтьеву «общение есть особый вид деятельности», именно в нём личность становится, формируется. В процессах общения личность — и объект, и субъект познания (обмен информацией, деятельностями, способностями, опытом, ценностями, правилами). В общении, запускается процесс регуляции поведения индивида согласно нормам и правилам поведения [15, с.65].
Ещё один взгляд: «быть личностью» – значит быть субъектом самосознания. «Самосознание – это также осознание самого себя как сознательного субъекта, реального индивида, а вовсе не осознание своего сознания "Я" как предмета самосознания предполагает единство субъекта и объекта. "Я" выступает как имеющее себя предметом отношения себя самого. Нераздельность двух форм, в которых "Я" противополагает себя себе самому, составляет собственную природу понятия "Я"»- говорит В.А. Петровский
[21, с.5].
В настоящее время в психологии субъектность трактуется как центральное личностное образование, как способность быть источником и носителем активности по отношению к внешним условиям жизни, к обществу, к самому себе. Как отмечает А. Н. Леонтьев, «в процессе формирования человек приобретает способность проявлять активность не только во внешней сфере, но и быть субъектом собственной жизни, занимать по отношению к внешним обстоятельствам, даже своему прошлому, активную позицию» [21, с.225]. В. А. Петровский определяет субъектность как, «конституирующую характеристику личности» и выделяет при этом ведущий признак субъектности – самопричинность (causa sui, «причина себя») [28, с.91].
Сосредоточеность человека на себе, на чувствах, мыслях, переживаниях, неоспоримое ощущении своей собственной уникальности в выборе тех или иных видов деятельности — таковы черты индивидуальности, «неотразимой субъектности» человека (В.А. Петровский,2013), субъектности имманентно присуща как активно-преобразующая функция, субъектность определяет взаимосвязь и взаимозависимость объектов преобразований: окружающего и внутреннего мира человека [32, с. 3].
Актуализация и реализация субъектности связана с разрешением экзистенциальных дихотомий: свобода – ответственность; смысл – бессмысленность; одиночество – любовь. Их присутствие, с одной стороны, указывает на наличие глубинных внутренних конфликтов, сопровождающихся безотчетными страхами, с другой – позитивное разрешение дихотомий представляет собой возможность личностного роста, где осуществление выбора и принятие ответственности за него определяет направленность личности: сотрудничество или конфронтацию, творчество или репродуктивность, развитие себя или ригидность [5, с.4].
Идентификация с образом своего Я, сложившимся в результате приспособления к обстоятельствам, с маской, ролью заставляет забыть о своем глубинном измерении. Стремление всеми силами сохранить от разрушения свой образ симпатичного, умного, интересного себя полезно для психики, но детерминирует самообман и застой. Глубоко уважающий себя обидчив и ревнив – ему кажется, что его недостаточно ценят, и в целом окружающие недостаточно хороши для него. Фрейда З. более всего оскорбляла в человеке жизнь «психологически не по средствам»: «мы делаем психическую роскошь из психической нужды, а кажущуюся добродетель из актуальной потребности». «Это вторжение индивидуального и культурного лицемерия…» - считал Фрейд, разрабатывая «технику снятия маски» [16, с.6].
Как пишет Э. Гидэнс, что для подтверждения безопасности и определённого смысла, требуется круг других, которые и определили бы его желания. Без удовлетворения потребностей других и не посвящения их в свои мысли и переживания, заставляют ощущать неуверенность в своих силах, и надламливается онтологическая безопасность.
«Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления» замечал Ж.-Ж. Руссо. Приоритетность индивидуальных интересов и целей позволяет человеку ощущать себя относительно автономным субъектом и выбрать одну из двух стратегий: 1) если интересы других угрожают реализации его целей и интересов, связь с этими другими будет иметь характер насилия или принуждения – с одной или с другой стороны; 2) если эта связь выступает лишь средством достижения его целей, интересов, она приобретет внутренний смысл социального обмена или сделки, связанный с выбором более «удобного» для себя варианта [10, с.3]. «Приоритетность интересов, целей и ценностей других людей, как правило, приводит к идентификации человека с ними, вплоть до растворения в них, «слияния» с ними» пишет Ф. Перлз, и исключение зависимостью собственного Я.
1.3 Регрессия к состоянию «Всемогущего Я»: гипотеза, исследование.
В современном обществе возрастает проблема свободы личности.
Изменённое сознание, посредством вовлечения в игровую зависимость, не даёт личности выбраться и освободиться от зависимости, индивид будто утопает в болоте и чем сильнее он пытается выкарабкаться, тем больше увязает в этом. Чувства, которые испытывает человек, в измененном состоянии, заполняют его сознание и потенциал индивида не способен сам противостоять зависимости.
В детстве начинается формирование и «драматических» личностных расстройств (антисоциального, пограничного, нарциссического, гистрионического): для достижения чувства безопасности, контроля, идентичности эти дети ведут себя так, что вызывают у окружающих отрицательные эмоции, то есть достигают обратного желаемому результата. Формирующиеся у них диспозиции отражают сочетания чувства всевластия с беспомощностью, сверхчувствительности и реактивности к состояниям других людей с выраженным эгоцентризмом и пренебрежением их чувствами, склонность к внезапным изменениям отношения, деструктивности, манипуляциям [13, с.147]
Зависимость как феномен непреодолимого и навязчивого влечения к чему-либо, чаще всего ведёт к личностной деградации и диссоциализации, тем самым подвергая индивида к различным психическим заболеваниям. Так же можно отметить что зависимость выступает в качестве адаптации, помогая человеку приспособиться к различным процессам и справиться со сложным выбором, происходит некий процесс замещения одной реальности на другую.
Характеристики и особенности зависимой личности связаны с тем, что интенции к аддиктивности, чаще всего отличают индивидов, имеющих определенные аномалии характера. Так, среди гемблеров нередко встречаются индивиды с неустойчивой акцентуацией характера. Исследования А.Ю. Егорова показали, что у наркозависимых и у гемблеров общими чертами являются: опасение открыто показывать свои эмоции, замкнутость, заниженная самооценка. Зависимые люди не способны принимать себя такими, какие они есть. Они воспринимают людей плохими, считая, что зло — качество, наиболее характерное для природы человека [10, с.150].
Философская рефлексия зависимых поведенческих практик в контексте модели игры, когда, согласно С. А. Кравченко, в условиях формирования новой социальной реальности в виде сложного общества одной из коллективных реакций на эти жизненные новации выступает играизация. Играизированный индивид как бы отстраняется от самого себя, будучи лишен возможности управлять собственными действиями. Питая иллюзию, что делает то, что желает и к чему стремится, он вступает в мир несвободы и отныне им движут страсти и иррациональные силы [13, c.147,150-151].
Ещё Л.С. Выготский в своих исследованиях описывал значимую роль игры в становлении и определении свободы личности, как процесс самостоятельного принятия решения и возможность самому изменять план дальнейших действий. Ведь при изменённом состоянии у лиц, вовлечённых в зависимость, отмечается отсутствие к самодетерминации, баланса и ответственности. Свобода личности ведёт к автономии и нахождения собственного пути, согласно своим законам и правилам.
Многие авторы рассматривают свободу личности, опираясь на понятие субъектности. Так, В.А. Петровский пишет: «Понятие отраженной субъектности выражает собой особое внутреннее движение сознания и деятельности человека, осуществляющего отражение. Это движение может совсем не осознаваться им, а в случае, если задача осознанная и возникает, то далеко не всегда оно обретает опору в образах и заключенных в них значениях. Перед нами именно смысловая форма репрезентации одного человека другому, выступающая как движение преобразования жизненных отношений к миру переднего. В этом движении непосредственно выявляется причинность первого по отношению ко второму, его субъектность как "авторствование". Отраженная субъектность раскрывается как, субъектность самого отражения» [23, с.187]