Файл: Программа профессиональной переподготовки Мультипрофильное консультирование транзактный анализ и транзактноаналитический коучинг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жажда наслаждения и эйфории у зависимых лиц, подменяет истинную потребность «быть субъектом свободного выбора» на ложное. Одним из условий психопрофилактики игровой зависимости является замена заимствованных форм субъектности («превосходящего Я», «всемогущего Я») на поддержку и взращивание («личностного Я», «взрослость»). Так как у лиц склонных к игровой зависимости, наблюдается слабо выраженная автономия личности и «взрослости». «Множественность Я, постоянная децентрация «самости» и вероятностность проявления представлений о себе формирует у современника новые социогенные потребности: повышенную потребность в самоидентичности и стремление к самотождественности»: (Белинская 1, С.3).
«Заимствованными формами субъектности» определяется нахождение в их сознании некой субличности – «превосходящее Я» («субъект ничем не стесненных возможностей»), состояния всемогущества, всевластия, всеосознания. Такое стремление к всемогуществу парадоксальным образом лишает человека субъектности, (самопричинности» (,регрессия — всегда обрушение, падение в пропасть бессилия).
«Игровая зависимость» — будто донор чувств и ощущений, приводящих к «Превосходящему Я» (термин В.А. Петровского), вызывающих потребность все больше и больше укорениться в личности. Зависимость, а именно игровая, стимулирует восприятие индивида в качестве субъекта, не стесненных ничем возможностей, тем самым образуя форму «Превосходящего Я», которая подменяет собой личностную субъектность.
Так что это за феномен связанный с возникновением «Превосходящего Я»?! Шандор Ференци, определял это как "гипотеза инфантильного всемогущества". Ференци писал о том, что, еще будучи маленьким ребенком не осознаётся факт беспомощности, так как родители полностью удовлетворяют все потребности малыша. В процессе взросления ребёнок учится ходить, приобретает новые навыки, становится более самостоятельным, этот процесс предполагает не только взлёты, но и падения, совершения ошибок. Со временем чувство всемогущества начинает исчезать, испаряется иллюзия того, что всё возможно без каких-либо усилий. Однако в процессе игры эту иллюзию можно снова обрести. Так и у лиц склонных к игровой зависимости, происходит подмена ощущения «Реального Я» на «Превосходящее Я». Ведь именно в игре можно ощутить ту уверенность и успех, когда, например, делаешь ставку на бирже, или срываешь джек-пот. Всё это является неким отголоском «гипотезы инфантильного всемогущества».
Согласно некоторым исследованиям разделяют два типа игрозависимых по их профессиональной деятельности. Первый тип склонен к достаточно монотонным видам деятельности, не предполагающих сильныхэмоциональных сотрясений (библиотекарь, бухгалтер, администратор), второй тип наоборот связан с риском, сильными переживаниями, высокой личностной ответственностью (бизнесмен, полицейский, спасатель). Первый тип входит в зависимость из-за отсутствия острых ощущений, а у второго типа, острые ощущения и склонность к риску, являются неотъемлемой устойчивой чертой личности.
Что заставляет таких разных, на первый взгляд людей, прибегать к ощущению «Превосходящего Я»? Исследуя этот вопрос, я пришла к выводу, что «Всемогущее, превосходящее Я» приводит индивида к защитной реакции - регрессии. Регрессия (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. [4, с.5] Индивид словно возвращается к детским способам проявления и приспособления себя, тем самым защищаясь во взрослом возрасте. Большинство игрозависимых, склонны к ажиатации, которая и является одним из провоцирующих факторов, заставлющих индивида прибегать к регрессии. Ведь за выигрышем часто следует проигрыш, чувство вины за содеянное вырастает в множество раз и в этот момент ощущение величия подрывается, картина идеального мира разрушается. Для того чтобы восстановить это ощущения индивиду приходится снова и снова ввязываться в игру, а именно возвращаться к регрессии, возбуждая «превосходящее Я», делая тем самым подмену «личностного Я» на «всемогущее Я».
Так же можно сказать, что «всемогущее или превосходящее Я» является саботажником, заставляющим всех внутренних игроков личности включаться в игру, и находится под его властью. Он словно дирижёр управляет всем процессом, и необходимо иметь сильного «взрослого», который бы и охладил пыл и ненасытность «превосходящего Я».