Файл: Платежеспособность организации, методы оценки и анализа.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
в целях эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности организации при совершении банковских операций, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления операционными рисками; -
достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и другой отчетности; -
контроля риска ликвидности и прибыльности компании; -
соблюдения требований нормативных правовых актов РФ, учредительных и внутренних локальных нормативных документов компании в части обязанностей по исполнению платежей.
Платежеспособность организации - это способность субъекта экономической деятельности полностью и в срок погашать свою кредиторскую задолженность. Платежеспособность является одним из ключевых признаков нормального (устойчивого) финансового положения предприятия.
Для анализа платежеспособности и деятельности регулярно, как минимум раз в год, проводится оценка бизнеса. При оценке компания самостоятельно выбирает систему показателей, позволяющих ее произвести. В современной экономической науке разработано достаточно много показателей, помогающих оценить бизнес.
Система показателей выстраивается четко под интересы конкретной организации, с учетом ее особенностей. От этого зависит глубина оценки, ее эффективность, а следовательно, правильность и применимость решений развития бизнеса, формируемых на основе полученных данных [22].
Понятие "анализ платежеспособности организации" при ведении бизнеса часто понимается шире и подразумевает полный анализ способности платить по счетам, включая ликвидность активов и пассивов, а также анализ рентабельности. Одним словом, это такая система данных, на основе которых собственники бизнеса могут принимать управленческие решения.
Кроме того, оценку платежеспособности следует публиковать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (для формирования внешними пользователями отчетности компании полного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компания должна включать в бухгалтерскую отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения).
Это необходимо для контролирующих органов и других внешних пользователей отчетности.
В теории финансового анализа мнения ученых [25, 26, 29, 31] при рассмотрении понятия платежеспособности и ее оценки нередко расходятся. Большинство придерживается точки зрения, что платежеспособность определяется главным образом степенью ликвидности организации.
Данные коэффициенты позволяют оценить положение организации на одну определенную дату - дату окончания финансового года (как правило, это 31 декабря). Для оценки динамики развития при этом проводят сравнительную оценку показателей (например, на основании данных нескольких годовых балансов).
Рассмотрим коэффициенты и факторы, влияющие на эти показатели, более детально.
Платежеспособность организации складывается из двух факторов:
1. Наличие активов (имущества и денежных средств), достаточных для погашения всех имеющихся обязательств. При анализе изучают наличие чистых активов (собственного капитала). Если у компании отрицательные чистые активы, то есть отсутствует собственный капитал, она в принципе не может расплатиться по всем своим обязательствам ввиду превышения суммы обязательства над суммой всех имеющихся активов.
2. Степень ликвидности имеющихся активов, достаточная для того, чтобы при необходимости реализовать их, перевести в деньги в сумме, достаточной для погашения обязательств.
Платежеспособность организации с позиции ликвидности активов анализируется посредством специальных финансовых коэффициентов:
-
коэффициент текущей (общей) ликвидности (currentratio) является мерой платежеспособности организации и ее способности погашать текущие (до года) обязательства. Чем выше значение данного коэффициента, тем выше ликвидность активов компании. Нормальным, а часто и оптимальным, считается значение коэффициента 2 и более; -
коэффициент быстрой ликвидности (quickratio, acid-testratio) характеризует способность организации погасить свои краткосрочные обязательства за счет продажи ликвидных активов. Чем выше данный коэффициент, тем лучше финансовое положение компании. Нормой считается значение 1,0 и выше; -
коэффициент абсолютной (денежной) ликвидности (cashratio) отражает достаточность наиболее ликвидных активов для быстрого расчета по текущим обязательствам, характеризует "мгновенную" платежеспособность организации. В качестве нормы показателя определяют значение 0,2 и более.
Все три коэффициента рассчитывают по балансу компании по одному принципу - отношение оборотных активов разной степени ликвидности к текущим обязательствам. При этом:
-
коэффициент текущей ликвидности рассчитывается исходя из всех оборотных активов; -
быстрой ликвидности - используя только ликвидные оборотные активы; -
абсолютной ликвидности - используя только высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые активы).
Компанию, коэффициенты ликвидности которой укладываются в принятые нормативы, можно считать платежеспособной.
Для организаций с неудовлетворительными коэффициентами ликвидности и обеспеченности собственными средствами рассчитывают коэффициент восстановления платежеспособности.
Чтобы сформировать более полное мнение о структуре баланса компании и оценить ее платежеспособность, рассчитаем коэффициенты ликвидности и платежеспособности.
, (1)
Коэффициент быстрой ликвидности = , (2)
Коэффициент абс. лик. = , (3)
Более жестким показателем платежеспособности организации, чем наличие собственного капитала, является коэффициент обеспеченности собственными средствами. Он должен равняться не менее 0,1 (что часто недостижимо в российских условиях).
, (4)
Также на практике можно встретить коэффициент общей платежеспособности. Его можно рассчитать по следующей формуле:
, (5)
Обеспеченность запасов источниками формирования является сущностью финансовой устойчивости, а платежеспособность - ее внешним проявлением.
Динамика анализируемых показателей будет свидетельствовать об улучшении или ухудшении показателей компании. При анализе фактов финансово-хозяйственной деятельности основным критерием будет выполнение планов, установленных на квартал, год или более длительные периоды, укрепление позиций на рынке, расширение объемов занятой ниши бизнеса.
Анализ конъюнктуры рынка позволяет выявить положение компании на рынке, основных конкурентов, потребительский спрос, степень удовлетворенности товарами (услугами, работами), а также спрогнозировать и выявить перспективы развития.
Таким образом, платежеспособность предприятия показывает его обеспеченность оборотными активами в объеме, позволяющем в назначенное время выполнять свои платежные обязательства перед работниками, банками, налоговыми органами, поставщиками, учредителями. Платежеспособность предприятия зависит от степени его ликвидности. Ликвидность любого актива – это его способность быстро превратиться в денежные средства. В зависимости от продолжительности времени, необходимого для преобразования актива в денежную форму, активы различают по степени ликвидности.
ГЛАВА ΙΙ. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АО «ГЛОРИЯ ДЖИНС»
2.1. Краткая характеристика предприятия АО «Глория Джинс»
АО «Глория Джинс» - сеть магазинов, который занимается реализацией молодежной, подростковой и детской одежды под брэндами GloriaJeans и GeeJay.
Цель компании - предложить покупателям высоко-качественную модную продукцию по существенно более низким ценам, чем конкуренты.
Производство «Глории Джинс» оснащено новейшими мировыми разработками в области технологий легкой промышленности. Торговую деятельность компании осуществляют региональные представительства в Сибири, Поволжье, Северо-западном регионе, на Урале, в Центральном и Южном федеральных округах России, а также в Украине.
«Глория Джинс» активно привлекает лучших специалистов из отраслей текстильной промышленности, финансовой сферы, сферы продаж из США, Италии, Англии, России и Китая.
Розничная сеть компании включает в себя более 200 магазинов.
Организационно-правовая форма – акционерное общество.
Место нахождения: г. Сызрань, ТД «Москва», ул. Московская, д. 1.
Уникальное месторасположение магазина создает компании дополнительные конкурентные преимущества.
Структура аппарата управления предприятием приведена в виде схемы на рис.1.
Рис.1. Структура аппарата управления АО «Глория Джинс»
Во главе кадого филиала стоит директор магазина, который управляет филиалом. Остальные сотрудники находятся в его подчинении.
Планово-экономический отдел занимается анализом и планированием технико-экономических показателей деятельности организации.
Главный бухгалтер занимается бухгалтерским учетом операций и составлением годовой отчетности.
Товаровед планирует и формирует ассортимент, проводит инвентаризации.
Продавцы занимаются выкладкой товаров, следят за внешним видом полок, консультирую покупателей.
Инспектор кадров занимается подбором, приемом и увольнением персонала.
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности организации АО «Глория Джинс»
Эффективность деятельности предприятия в первую очередь характеризуется уровнем его конечных финансовых результатов - выручки, валовой прибыли, прибыли от продаж и чистой прибыли.