Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретический анализ налогов с физических лиц).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ налогов с физических лиц
1.1. Понятие и сущность налогов в России
1.2. Содержание и основные элементы налогообложения физических лиц
1.3. Классификация налогов с физических лиц и их отличительные признаки
2. Практический анализ основных видов налогов с физических лиц
2.1. Налог на доходы физических лиц
2.2. Земельный и транспортный налог
2.4. Налог для самозанятых граждан
3. Экономическое значение налогов
3.1. Роль налогообложения физических лиц для экономики России
3.2. Значение налогов в формировании муниципального бюджета
3.3. Анализ величины налоговых поступлений в региональный бюджет Республики Коми
В этой связи можно сделать вывод, что данная функция не реализуется в рамках налоговой системы РФ, поскольку действующие ставки налога зависят от вида получаемого дохода (источника дохода) и его налогового статуса, а не от его размера, а также по причине отсутствия механизмов контроля и взимания налогов с доходов самозанятых граждан, нигде не декларирующих получаемые ими доходы от выполнения работ, оказания услуг другим экономическим субъектам[18].
Среди экономистов не существует единого мнения по поводу функций налогов. Но в большинстве своем выделяют фискальную функцию. Благодаря этой функции возможно осуществление главной цели существования налогов — формирования и перераспределения финансовых ресурсов государства для обеспечения функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Посредством реализации фискальной функции государство оказывает влияние на производственные процессы, стимулируя или наоборот, замедляя его развитие, стимулирует или ослабляет накопление капитала, повышая или понижая платежеспособность населения[19]
Налоги невозможно сводить лишь к денежным отношениям. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения доходов, необходимых для решения общегосударственных задач. При определенных условиях фискальная политика может быть таким же эффективным инструментом борьбы с инфляцией, как и кредитно-денежная.
Парадоксальным является и тот факт, что при массовом отказе от уплаты налогов общество лишилось бы Правительства, врачей, преподавателей, полиции, так как они получают заработную плату из бюджета, а бюджет, как известно, формируется благодаря налогам. Не развивалась бы наука. И вероятнее всего, люди вернулись бы к натуральному обмену, абсолютно перестала бы существовать поддержка малообеспеченных, сирот, пожилых.
Конечно, не остается без внимания одна из самых важных отраслей экономики страны – жилищно-коммунальное хозяйство, от которого зависит степень удовлетворения жизнью каждого человека. Налоги позволяют данной сфере получать субсидии, субвенции, ссуды, тем самым осуществляется модернизация жилищно-коммунального комплекса[20].
3.2. Значение налогов в формировании муниципального бюджета
Поступления НДФЛ в формировании бюджетов регионального, районного, городского и поселенческого уровня являются необходимым экономическим инструментом, позволяющим решать основные задачи, стоящие перед любым цивилизованным обществом, в частности, обеспечивать социальные и культурные потребности, правопорядок, исполнять социальные обязательства и другие задачи. Этой цели служит фискальная функция НДФЛ, которая заключается в изъятии части дохода граждан и формирования доходной базы бюджетов бюджетной системы страны. Указанная функция является главной, основной, но не единственной.
Социальная функция налога на доходы физических лиц предполагает полное или частичное освобождение от налогообложения некоторых групп населения с низкими или фиксированными доходами, например, пенсионеров, учащихся, инвалидов.
Регулирующая функция НДФЛ реализуется посредством предоставления налоговых льгот, варьирования размера налоговых ставок, определения структуры налогоплательщиков.
Земельный налог выступает так же источником формирования муниципальных бюджетов вместе с налогом на имущество физических лиц и налогом на доходы физических лиц. Он в полном объеме зачисляется в бюджеты муниципальных образований, но пока занимает сравнительно небольшую долю в налоговых доходах местных бюджетов по сравнению с тем же налогом на доходы физических лиц, 15% от суммы которого поступает в местный бюджет.
Земельный налог установлен и введен в действие Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В городах федерального значения земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ.
Налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, они же определяют порядок и сроки уплаты налога.
В 1991 году начались работы по созданию налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного государства, и земельному налогу отводилось в ней особое место. Так, в этом же году плата за землю как правовая категория была введена в действующее законодательство о налогах и сборах путем принятия Закона РСФСР «О плате за землю». В этом нормативно-правовом акте под платой за землю законодателем понимались следующие формы реализации принципа платного землепользования:
— земельный налог;
— арендная плата;
— нормативная цена земли.
Роль земельного налога как источника наполнения доходной части местного бюджета зависит от применяемого механизма маневрирования его ключевыми элементами:
— налоговые ставки;
— налоговая база;
— предоставляемые льготы[21].
В дореволюционной России практиковалось освобождение от его уплаты юридических лиц (монастырей) и физических лиц (дворян), а также применялись дифференцированные ставки в зависимости от качества, плодородия и расположения земельного участка и т.д. В настоящее время законодательно также определены налоговые инструменты, влияющие на расчет суммы земельного налога [22].
В целом, несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного формирования финансовой базы органов местного самоуправления.
Вместе с тем, переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов.
Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.
Наиболее распространенной проблемой выступает невозможность определения налоговой базы, без которой нельзя уплатить сам земельный налог.
Данная проблема актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения, поскольку межевание осуществляется недостаточными темпами, как и кадастровый учет земель, и подготовка соглашений и договоров аренды. В результате этого муниципальные бюджеты недополучают значительные средства.
Еще одна немаловажная проблема – это налогообложение земельных участков, которые заняты объектами недвижимости, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Поэтому сразу возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога. А, значит, необходимо ликвидировать данные пробелы и недоработки.
Кроме того, проблемы, связанные с объединением ГНК (Государственного кадастра недвижимости) и ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) в ЕГРН, существенно влияют на величину земельного налога, поступающего в бюджет муниципальных образований[23].
Имеется ряд недостатков и при расчете суммы земельного налога, и одним из них является определение кадастровой стоимости земельного участка. Зафиксировано множество случаев, когда независимые оценщики определяли цену участка, которая не имела весомых оснований, поскольку не принимались в учет такие факторы, как месторасположение и отдаленность от инфраструктуры. Подобный подход вызывал массу недовольства со стороны собственников земельных участков, так как имело место множество манипуляций оценщиков.
Для укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований следует отменить предоставление федеральным законодательством льгот по имущественным налогам, а в случае необходимости – компенсировать льготы по налогам прямыми субсидиями за счет сокращения субсидий бюджетам субъектов РФ.
Реформированию должны подвергнуться также льготы, которые не имеют экономического эффекта и не способствуют развитию налогового потенциала местного самоуправления.
В заключение следует отметить, что эффективность действия механизма налогового регулирования должна определяться объективным установлением величины платы за земли определенного качества, целевого назначения и местоположения.
С одной стороны, платежи за землю, которые являются обязательными независимо от факта ведения деятельности на отдельно взятом земельном участке, могут стимулировать собственника либо арендатора к эффективному использованию земли и предотвратить превращение земельных ресурсов в депо капитала, стимулируя оборот на рынке недвижимости. При этом, необоснованный налог на землю может привести к снижению коммерческой привлекательности земельных участков, превращая бизнес-план в «бизнес-утопию» в связи с тем, что земельные платежи неэластичны, а это чревато снижением деловой активности и отказом от ведения деятельности в отдельных территориях[24].
Нестабильный размер платы за землю снижает привлекательность инвестирования в экономику России, отрицательно влияя на конкурентоспособность землепользователей, подрывая стимулы к труду и инициативу, являясь причиной низкой эффективности налоговой системы в России, что, как итог, негативно влияет и на доходы местных бюджетов, сдерживая развитие муниципальных образований.
3.3. Анализ величины налоговых поступлений в региональный бюджет Республики Коми
Бюджет Республики Коми формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Налоговые поступления зачастую формируют большую часть, так как в целом система налогообложения создана, с целью формировать бюджеты разных уровней.
Республика Коми является субъектом Российской Федерации. В Коми сосредоточено много природных ресурсов, так же в республике богатые леса, поэтому крупные компании в Коми занимаются деятельностью именно в данных отраслях. Население Республики Коми составляет 900 000 человек. В последнее время наблюдается отток населения в более теплые регионы. Работа в северных регионах преследует вахтовый метод трудоустройства.
Поступление налогов в бюджет напрямую связано с количеством населения, с количеством производств в регионе. Прогнозирование данного показателя помогает формировать проекты бюджета на бедующие периоды и в целом следить за благосостояние региона.
В общей сумме налоговых поступлений можно выделить лидера это налог на добычу нефти, который составляет 47% от общей суммы налогов. Также налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) и налог на имущество составляют 20%, налог на прибыль около 12%, акцизы составляют 7% и НДС 6%.
Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Республике Коми на 2019-2018 год установлены Законом Закон Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге» (с соответствующими изменениями, действующими в 2019 г.). Он распространяется на все города республики. Административный центр – Сыктывкар. Крупные населенные пункты республики: Ухта, Воркута, Печора, Усинск, Инта, Сосногорск, Емва, Выльгорт, Вуктыл, Воргашор, Микунь, Нижний Одес, Краснозатонский, Северный,Жешарт, Ярега, Визинга, Троицко-Печорск, Водный, Объячево, Усогорск, Усть-Кулом.
Льготы по транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются Законом Республики Коми "О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах".
Определенные факторы прямо влияют на сумму налогов (например, сумма налогов от физ. и юр. лиц), другие факторы влияют более косвенно (например, объемы добычи нефти), но все они оказывают немаловажное влияние на формирование налоговой базы и на сами налоговые поступления.
Таблица 1. Факторы, влияющие на налоговые поступления в Коми (динамика за 10 лет)