Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретический анализ налогов с физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Классификация налогов с физических лиц и их отличительные признаки

Все налоги разделяются на прямые и косвенные. Разница между ними состоит в том, что прямые налоги взыскиваются при получении налогоплательщиком какого-то дохода или с его имущества, а косвенные — когда он приобретает товары и услуги.

К прямым налогам относят: подоходный, налог на имущество, земельный, транспортный налог. К косвенным отнесены акцизы и налог на добавленную стоимость и др.

Классификация налогов — это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню, субъект налогообложения, способ или источник обложения, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Классификация налогов имеет не только сугубо теоретическое, но и важное практическое значение. В прикладном аспекте та или иная классификация позволяет проводить анализ: налоговой системы, осуществлять различные оценки и сопоставление по группам налогов, особенно в динамике за долгосрочный период, когда состав отдельных налогов и сборов менялся[6].

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц. 

Российским законодательством определены такие виды налогов и сборов с физических лиц:

  • транспортное обязательство физлиц;
  • налог на доходы физлиц;
  • имущественный налог;
  • земельный налог;
  • госпошлина – сбор, размер которого варьируется зависимо от характерных особенностей предоставляемых госуслуг.

Дробление основных видов налогов в России также определяется по объекту обложения. Простыми словами, транши группируются по тому, что облагается налоговым бременем. Принято выделять несколько ключевых категорий:


  1. Имущественные — это те транши, которые уплачивают собственники определенного имущества. Например, если в собственности компании или гражданина имеется земельный участок, квартира, жилой дом, транспортное средство и прочие налогооблагаемые активы, то им придется перечислить деньги в бюджет. Размер перечислений определяется в зависимости от стоимости объекта.
  2. Доходные — объектом этих отчислений являются доходы налогоплательщиков. Например, для простых граждан — это НДФЛ. Он устанавливается в процентном отношении от полученного дохода физлица за отчетный период. Аналогичные правила действуют для компаний.
  3. Рентные — транши, которые уплачивают за пользование природными объектами, добычу полезных ископаемых. То есть платеж является рентой за эксплуатацию, добычу определенного рода природных ресурсов.
  4. Потребления. Данная категория налогов определяется как обременение при потреблении. Простыми словами, обязательства возникают при приобретении товаров, работ, услуг для собственных нужд, то есть для собственного потребления. По данному критерию классификации налогов с примерами относятся все косвенные обязательства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. 

2. Практический анализ основных видов налогов с физических лиц

2.1. Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц - это основной источник бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах региональных и местных бюджетов, но и интересами почти всей трудоспособной части населения страны, а также рядом других экономических условий и общественных отношений[7].


Особенностью сложившийся системы НДФЛ в РФ является в большой степени фискальный характер налога. Однако на сегодняшний день в нашей стране остро стоит проблема дифференциации доходов населения в связи, с чем НДФЛ важен не только с финансовой точки зрения, но и как в первую очередь социальный регулятор – регулятор доходов населения.

Механизм НДФЛ предназначен для изъятия части высоких доходов в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом в целях нивелирования неравенства в доходах[8]. Такой точки зрения придерживается Ашмарина У.В.

Волохов С.П. в  работе «Индивидуальное подоходное налогообложение как инструмент социально-ориентированной налоговой политики» высказывается схожее мнение о том, что НДФЛ носит ярко выраженный социальный характер и обладает значительным воздействием на величину реальных доходов граждан[9].  

Изотова О.И. предлагает концепцию реформирования подоходного налогообложения физических лиц, основанную на переходе к прогрессивному налогообложению, целью которого является обеспечение реализации задач социальной политики государства на современном этапе развития российской экономики и общества[10].

Тарасова Т.М. в своей статье приходит к выводу, что для сглаживания резкой неравномерности в доходах физических лиц необходимо использовать систему льгот по налогу на доходы физических лиц[11].

В отличие от большинства других налогов этот вид налогообложения сравнительно молод. Первая попытка ввести относительно справедливое обложение налогом в зависимости от финансового состояния налогоплательщика была осуществлена в Англии в конце XVIII века в виде утроенного налога на роскошь[12]. В России налог на доходы физических лиц прошел несколько этапов, прежде чем стать таким, каким он является.

На рисунке 1 отображены этапы становления НДФЛ в России[13].

Рисунок 1. Этапы становления НДФЛ в России

2.2. Земельный и транспортный налог

С 1 января 2005 года вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ, и произошел переход к новому методу исчисления земельного налога – налоговая база стала определяться как кадастровая стоимость земельного участка вместо площади земельного участка, которая для исчисления налога умножалась на ставку, скорректированную рядом коэффициентов. Кадастровая стоимость земельного участка, учитывающая качество земли, позволяет осуществить более справедливое изъятие земельного налога. А поскольку земельный налог в полном объеме поступает в местный бюджет, то можно с уверенностью говорить об усилении заинтересованности местных властей в поступлениях этого налога в бюджеты муниципалитетов.


В 2015 году произошли существенные изменения в законодательстве, регулирующем земельное налогообложение. В частности, были приняты следующие законы:

- Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ[14];

- Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ[15].

Их принятие направлено на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей земельное налогообложение.

Транспортный налог – это налог, предназначенный для возмещения вредного влияния транспортных средств на дорожные покрытия и окружающую среду. Он регламентируется как 28 главой Налогового Кодекса Российской Федерации (при федеральных расчетах), так законодательными актами, принимаемыми в каждом отдельном регионе (при региональных расчетах). Принятые регионами законодательные акты влияют на ставку налогу, порядки и сроки оплаты.

По налоговому законодательству РФ рассматриваемые ставки подразделяются на федеральные (они устанавливаются в качестве базовых на федеральном уровне) и региональные (они устанавливаются в каждом отдельном регионе). Налогоплательщикам следует опираться при оплате данного вида налогового сбора на тариф, установленный в регионе (региональную ставку). Если в регионе они не установлены, то налогоплательщику следует руководствоваться федеральными значениями. 

Транспортный налог каждый год даёт государственному бюджету почти 150 млрд. рублей. Зная это, невозможно даже рассчитывать, что данный налог может быть отменён.

  1. Начиная с 2018 года, для физических лиц введено упрощение. Теперь им не требуется подтверждать, документально, льготы на ТН, нужно только подать заявление, а необходимые подтверждения налоговые сотрудники запросят сами в соответствующих органах;
  2. Внесены поправки в список дорогих автомобилей, с установлением повышенного коэффициента.

Принцип оплаты транспортного налога:

  • гражданин получает заказное письмо от ФНС в период начала октября (к примеру, в 2019 году физлица получат налог на машины за 2017 год);
  • крайний срок оплаты – 30 ноября 2019 г;
  • гражданин обязан внести платеж до указанной даты любым удобным способом: через банк, платежные системы, интернет-банкинг, почту и т.д.

Дата внесения средств и будет считаться датой оплаты транспортного налога.

В 2019 году транспортный налог остаётся обязательным для всех автолюбителей и владельцев машин. Отслеживать качество и систему его поступления в государственную казну будут, как и раньше, власти регионов. Радует, прежде всего, то, что сохранили ставки данного налога на прежнем уровне, который имелся год назад. Изменение внесли в следующую позицию: Увеличен период времени для погашения данного налога без штрафов (сейчас установлен срок до 1 декабря). Коэффициент сбора, соответствующий каждому отдельному региону, не изменился: как и прежде, он остаётся сугубо адресным. Никакие изменения не затронули и расчёт фиксированной суммы транспортной пошлины.


Анализируя земельный налог, следует подчеркнуть, что показатель кадастровой стоимости  приобретёт свою значимость,  как для обладателей недвижимости, так и для обладателей соток земли. На сегодняшний день главное значение  приобретает рыночная стоимость земли: этому способствуют перемены, внесённые в систему расчёта налоговой пошлины в 2018 году. Теперь кадастровая цена почти что вплотную сравнялась с ценой по рынку. Но, практика показывает, что чиновники, по самым различным на то причинам, часто бывают лишены объективности. Они существенно увеличивают показательную цифру.

С целью предупреждения такого «случайного» злоупотребления чиновничьего произвола (особенно заметного в регионах), налогоплательщикам предоставляется право обжалования налоговой суммы в случае, когда она явно завышена и далека от  реальности. Цифра налога на землю увеличится в среднем на 20%. Сумма нацелена на постоянный рост, вплоть до 2020 года включительно. Специалисты оценивают, что такой рост налогового бремени гарантированно обеспечит стойкое увеличение объёма государственной казны в 10 раз.

2.3. Налог на имущество

В России существует налог на имущество физических лиц. Его суть в том, что каждый собственник жилых и нежилых строений обязан регулярно отчислять за них определенную сумму в государственный бюджет. Платить нужно за квартиры, дома, парковочные места или хозяйственные строения.

Налог не федеральный и регулируется на муниципальном уровне. Его размер зависит от цены объекта. До 2015 года имела значение инвентаризационная стоимость. На 2019 год в 74 регионах РФ она не учитывается. Налог платится по кадастровой оценке объектов. К 2020 году власти планируют распространить это правило на все субъекты страны.

Основные принципы начисления налога на имущество, его объекты и субъекты регламентированы главой 32 Налогового кодекса РФ. В ней указано, что налог платят физические лица, в собственности которых:

  • частный дом;
  • квартира, комната;
  • выделенная доля в квартире, доме;
  • машино-место или гараж;
  • единый недвижимый комплекс или иные постройки, сооружения, помещения.

С 1 января 2019 года вступают в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 № 334-ФЗ об изменении порядка перерасчета местных налогов на недвижимость физлиц – земельного налога и налога на имущество.

Перерасчет налогов может выполняться не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления.