Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретический анализ налогов с физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также независимо от оснований не допускается перерасчет, если последний влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Налог рассчитывается по стандартной схеме: определяют его налоговую базу, также прибавляют вычеты и льготы, если налогоплательщик имеет на них право. Ставка зависит от региона, типа объекта и его цены.

Ранее налог рассчитывался только на основе инвентаризационной стоимости объекта. Регламентировал его ФЗ №2003-1. Но с 2015 года закон утратил силу. Теперь процесс имущественного налогообложения регламентируется Главой 32 НК РФ. В ней прописан новый порядок расчета.

Итоговая сумма к оплате зависит от налоговой ставки. Ее базовые нормы определены Налоговым кодексом. Муниципальные власти могут их уменьшать или увеличивать, но в рамках ограничений, которые установлены в кодексе. Порядок исчисления налога также устанавливают территориальные органы. Поэтому он может изменяться от региона к региону.

Если налоговая база рассчитывается по кадастровой стоимости — от 0 до 2% (в зависимости от вида объекта и региона). Для большей части недвижимости ставка по кадастровой оценке составляет 0,1%, местные власти имеют право увеличить только до 0,3%. 

Допустим, гражданин – владелец земельного участка в 2018 году полностью оплатил земельный налог согласно налоговому уведомлению. Начиная с 2019 года перерасчет оплаченного налога, например, в связи с выявленной в значении кадастровой стоимости участка ошибкой, нельзя будет произвести, если такой перерасчет ухудшит положение налогоплательщика, то есть приведет к увеличению уплаченного налога.

С 2019 года введены существенные изменения в систему расчетов налога на имущество[16]. Основная цель закона — смягчить переход на новую систему расчета имущественного налога, выровнять налоговые ставки по всей стране. Изменения также коснулись схемы расчета налога, налоговых льгот.

2.4. Налог для самозанятых граждан

Виды деятельности для самозанятых регламентируются законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ, утвердившим механизм проведения налогового эксперимента по выведению «из тени» граждан, получающих профессиональный доход без официального оформления взаимоотношений с контрагентами. Новый формат налогового спецрежима отличается рядом особенностей:

  • кто такие самозанятые граждане, виды деятельности, доступные для них, ставки налогообложения и возможные льготы – весь спектр вопросов о системе налогообложения профдохода раскрывается не в Налоговом кодексе, а в отдельном федеральном законе(закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ);
  • предусмотрены две ставки налогообложения – 4% (по доходам, полученным от физлиц) и 6% (по доходам от ИП и юрлиц);
  • ответственность за корректность и своевременность расчета налога несет налоговая инспекция;
  • все фискальные процессы максимально автоматизированы – при налоговой регистрации самозанятого и в дальнейшей его работе применяется специальное мобильное приложение «Мой налог»;
  • нет обязательств по сдаче налоговой отчетности, от налогоплательщика требуется только своевременно в полном объеме фиксировать в мобильном приложении суммы поступлений и уплачивать налог.

Режим самозанятости применим для физических лиц, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. При этом действует важная оговорка – для перехода ИП или физические лица на данный спецрежим у них не должно быть наемных работников по трудовым договорам.

Для получения статуса «самозанятый гражданин» виды деятельности в 2019 г., которые он ведет, должны соответствовать критериям, обозначенным в ст. 4, 6 закона № 422-ФЗ. На налогоплательщиков накладываются ограничения по сумме годового дохода (2,4 млн. руб.) и по территории ведения подобной деятельности – в 2019 году спецрежим работает только в 4 регионах России: Москве, Татарстане, в Калужской и Московской областях. На территорию всей страны новая система налогообложения, возможно, распространится уже в следующем году, что свидетельствует об успешности фискального эксперимента.

Закон при определении самозанятых граждан виды деятельности, которые разрешены для перехода на спецрежим, не перечисляет. Но при этом четко обозначаются запрещенные направления бизнеса, в их перечень вошли следующие сферы:

  • реализация подакцизных видов товаров;
  • продажа продукции, которая должна подвергаться обязательной маркировке, так как процесс передачи подакцизных и маркированных изделий должен сопровождаться использованием специализированного оборудования (например, онлайн-кассы, сканера штрих-кода);
  • в перечень «самозанятых» видов деятельности 2019 не входят операции по перепродаже товаров или имущественных прав, кроме имущества, что использовалось для домашнего, личного и т.п. применения;
  • в разрешенные виды деятельности самозанятых 2019 не вошла добыча полезных ископаемых, а также торговля такими ресурсами;
  • под запретом и осуществление предпринимательской деятельности в качестве посредника с оформлением договора поручения, комиссии или агентского соглашения;
  • сферы деятельности самозанятых не могут быть связаны с услугами по доставке товаров, оказываемыми с приемом платежей от покупателей в интересах третьих лиц. Исключение может быть сделано в случаях, когда самозанятый в расчетах применяет ККТ продавца, то есть налогоплательщик не принимает в свою пользу выручку, а регистрирует ее как доход другого лица, а свой доход он получит в виде вознаграждения за оказанные услуги.

Продажа собственной недвижимости, транспорта относится не к профессиональной деятельности самозанятых, а к сделкам, облагаемым НДФЛ с учетом имущественных налоговых вычетов.


При этом аренда жилья может быть объектом налога на профдоход. Не облагаются профналогом доходы самозанятых, полученные в процессе трудовых отношений, доходы госслужащих (кроме аренды жилья).

Не относится к «самозанятой» деятельности арбитражное управление, деятельность медиаторов, оценщиков, частных нотариусов, адвокатов.

Доходом самозанятых не считается доход, полученный в натуральной форме, продажа долей в уставном капитале, паев, ценных бумаг, производных фининструментов, а также доход от деятельности по договору простого товарищества или доверительного управления, от уступки (переуступки) права требования.

Важный момент – работы (услуги), выполняемые физлицами по договорам ГПХ, в которых заказчиками выступают бывшие работодатели данных лиц, не относятся к «самозанятой» деятельности¸ если трудовые отношения между ними прекращены менее 2-х лет назад.

Чем могут заниматься самозанятые в 2019 году – всеми видами работ, которые не попали под действие ограничительных условий закона № 422-ФЗ и не требуют обязательного взимания НДФЛ по соответствующей ставке.

Список «самозанятых» профессий 2019 является открытым, законодательство не фиксирует конкретные виды специализаций, которым должны соответствовать самозанятые. Если раньше перечень был ограничен несколькими конкретными направлениями работы (например, репетиторство, уход за пожилыми и младенцами и т.п.), то сейчас профессия самозанятого может быть любой, главное, чтоб она не попадала в список исключений.

К примеру, кто может стать самозанятыми по виду деятельности:

няня; инструктор, персональный тренер; таксист; повар, занимающийся приготовлением и реализацией горячих обедов, пирожков, изготовлением полуфабрикатов; кондитер, принимающий частные заказы на торты и прочую выпечку; программист; копирайтер, рерайтер; дизайнер; ремесленники, проводящие мастер-классы или продающие изделия собственного изготовления; фотограф, оператор; организатор праздников и другие.

Самозанятый в 2019 году, таким образом, может заниматься чем угодно, главное, чтобы это приносило ему доход в установленных пределах, и не было связано с запрещенными для спецрежима направлениями деятельности.

3. Экономическое значение налогов


3.1. Роль налогообложения физических лиц для экономики России

Налоги представляют собой неотъемлемый элемент хозяйственной жизни общества. От налогов, в большинстве своем, зависит уровень жизни населения, эффективность деятельности организаций, а значит и государства в целом. В виде определенной системы налоги являются экономической категорией.

Исторически, налоги появились вместе с возникновением государства и выполняли ряд общегосударственных функций и задач. Налоги невозможно сводить лишь к денежным отношениям. Налоги, прежде всего, представляют собой совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения доходов. Данное перераспределение необходимо для решения общегосударственных задач[17].

Одной из причин уплаты налогов выступает помощь более «сильных» - «слабым». То есть, другими словами, происходит перераспределение материальных благ между социальными слоями населения. Но задача государства, в первую очередь – обеспечить всех достойными доходами. Армия существует благодаря налогам. Рост вооружения так же напрямую зависит от данных платежей. А поскольку нестабильность в мире и напряженные отношения между государствами имеют место быть – уплачивая налоги, граждане напрямую обеспечивают безопасность своей жизни, страны в целом.

Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.
Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

Налоги влияют на экономику не напрямую, а опосредованно. Данное влияние происходит с определенным опозданием, так как осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта. Налоги являются серьезным инструментом в борьбе с экономическими циклами в экономике. Также они являются регулятором инвестиционной привлекательности. При помощи регулирования налогов государство создает определенные условия для ускорения накопления капитала в тех отраслях, где просматривается наибольшая перспектива с точки зрения научно-технического прогресса, а также в малорентабельных и непривлекательных, но социально необходимых сферах производства.


В настоящее время налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет РФ налоговых доходов. Формирование всех доходов в 2016 г. на 78% обеспечено за счет поступления НДФЛ – 21%, НДПИ – 20%, налога на прибыль – 19% и НДС – 18%.

Несмотря на то, что большая часть налогоплательщиков (налоговых агентов и физических лиц) добросовестно уплачивают рассматриваемый налог, проблема собираемости НДФЛ в бюджетную систему РФ является достаточно острой и актуальной.

Это связано, прежде всего, с тем, что многие экономические субъекты уклоняются от уплаты налога: категория самозанятых физических лиц, не имеющих правового статуса индивидуального предпринимателя (ИП) и оказывающих услуги или работы другим физическим лицам, при этом нигде не отражающих своих доходов, а также налоговые агенты (организации и ИП), применяющие «конвертную (серую)» систему выплаты заработной платы. В результате этого в бюджет не поступают значительные суммы налога.

Согласно налоговому законодательству НДФЛ является федеральным налогом – устанавливается Налоговым кодексом и обязателен к уплате на всей территории РФ. Однако по положениям Бюджетного кодекса за счет НДФЛ формируются налоговые доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты: нормативы отчислений составляют 85% и 15% соответственно. Так, на долю НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ в 2016 г. приходится более 40% налоговых доходов, что свидетельствует о высокой роли НДФЛ в экономике страны.

Роль НДФЛ для экономики посредством его функции:

1. Фискальная функция. Основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства на региональном и местном уровнях для возможности реализации государственных задач.

2. Социальная функция. НДФЛ за счет налоговых ставок, льгот и вычетов направлен на сглаживание неравенства в распределении доходов, воздействует на их уровень и структуру, а также на внутренний спрос, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой и её стабильностью. Однако, данная функция реализуется не в полной мере по причине несовершенства налогового законодательства.

3. Регулирующая функция. В экономической теории за счет данной функции можно воздействовать на уровень доходов разных групп населения и направление их деятельности посредством дифференцированной ставки налога в зависимости от размера получаемого дохода и вида деятельности, а также через систему налоговых льгот, скидок и налогового кредита.