Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретический анализ налогов с физических лиц).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ налогов с физических лиц
1.1. Понятие и сущность налогов в России
1.2. Содержание и основные элементы налогообложения физических лиц
1.3. Классификация налогов с физических лиц и их отличительные признаки
2. Практический анализ основных видов налогов с физических лиц
2.1. Налог на доходы физических лиц
2.2. Земельный и транспортный налог
2.4. Налог для самозанятых граждан
3. Экономическое значение налогов
3.1. Роль налогообложения физических лиц для экономики России
3.2. Значение налогов в формировании муниципального бюджета
3.3. Анализ величины налоговых поступлений в региональный бюджет Республики Коми
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Сумма налогов, поступивших от физлиц |
7805604 |
5232875 |
5239366 |
10203047 |
12410229 |
13434954 |
15354751 |
15185098 |
15871368 |
15903420 |
Уровень инфляции (%) |
13,28 |
8,8 |
8,78 |
6,1 |
6,58 |
6,45 |
11,36 |
12,91 |
5,38 |
2,52 |
Уровень занятости населения (%) |
72,3 |
71,9 |
72,5 |
72,2 |
74,7 |
74,9 |
75 |
75,2 |
74,5 |
75,5 |
Количество налоговых правонарушений |
21 |
25 |
26 |
43 |
36 |
52 |
72 |
51 |
42 |
38 |
Сумма налогов поступающих от физических лиц и предприятий увеличиваются в динамике, соответственно в 2 раза увеличились поступления от физических лиц и в 1,5 раза от предприятий. Уровень инфляции к 2008 году сократился, а уровень занятости населения вырос. Цены на нефть упали, но так же стоит помнить о рубле, который упал в 2 раза. Налоговые правонарушения увеличились, пик нарушений был в 2014 году, в том же году соответственно была волна кризиса, что могло повлечь уклон от налогов.
Количество налоговых правонарушений. Какую либо зависимость данного фактора сложно выявить, так как год от года показатель то увеличивается, то уменьшается. Зависимость можно проследить только с 2015 по 2017 год, в связи проведении более тщательных проверок со стороны ФНС. Данный показатель является важным так как от вовремя выявленных налоговых нарушений зависит немалая часть бюджета.
В 2017 году за счет налога на добычу нефти доходы бюджета увеличились на 13,1 млрд рублей (на24%), что обусловлено, в основном, ростом средней ставки для расчета налога в 1,4 раза (цена на нефть марки «Юралс» возросла в 1,3 раза).
Доходы федерального бюджета возросли относительно аналогичного периода 2016 года на 17,5 млрд рублей (или на 26%) и составили 84,2 млрд рублей.
Без учета налога на добычу нефти поступления в консолидированный бюджет России увеличились на 12,8 млрд рублей (на 19%), в том числе в федеральный бюджет - на 4,4 млрд рублей (на 34%).
Рис.2 Динамика поступлений по уровням бюджетной системы р.Коми за январь - октябрь 2017 г.
НДПИ на нефть по-прежнему формирует основную долю в налоговых поступлениях и составляет 46% в общей сумме налоговых доходов по республике. Значительный удельный вес также занимают налог на прибыль организаций (14%), НДФЛ и налоги на имущество (по 12%), НДС (7%) и акцизы (6%).
В консолидированный бюджет Коми поступило 62,6 млрд рублей, что больше на 8,4 млрд рублей, или на 16 процентов. Основное влияние на положительную динамику оказали поступления налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет, которые увеличились на 5,1 млрд рублей (на 38%), что связано с увеличением налоговой базы, в том числе по консолидированным группам налогоплательщиков.
По налогу на имущество организаций платежи возросли на 4,2 млрд рублей (или на 33%), что обусловлено увеличением среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества, а также увеличением пониженной ставки по налогу в отношении ряда имущества (с 1% за 2015 год до 1,3% за 2016 год и до 1,6% за 2017 год).
Рис.3 Динамика поступлений в консолидированный бюджет р.Коми
По НДФЛ снижение поступлений составило 203,9 млн рублей, или на 1,1%, что связано с низким темпом роста фонда заработной платы работников организаций республики (по данным Комистата за январь – август 2017 года составил 100,6%), а также уменьшением поступлений в погашение задолженности по налогу.
По акцизам на нефтепродукты в республиканский бюджет поступило меньше на 1,1 млрд рублей (на 16,4%), основной причиной снижения является уменьшение норматива отчисления акцизов в республиканский бюджет: с 1 июня 2016 года на 12% и с 1 января 2017 года – еще на 26,3 процента. В целом по акцизам на нефтепродукты в консолидированный бюджет России поступило больше на 20 процентов.
Налоговые доходы местных бюджетов составили 7,5 млрд рублей, рост на 119,5 млн. рублей, темп роста к уровню аналогичного периода прошлого года 101,6%. Основными налогами, обеспечившими увеличение поступления, являются налоги на имущество и налоги на совокупный доход.
Прямое влияние на уровень налоговых поступлений оказывает уровень занятости населения, т.е. чем выше количество работающего населения, тем выше налоговые поступления. Данный показатель в республике находится на стабильном уровне в 72-75% , это выше чем показатель в среднем по стране.(59,3%)
Одной из значимых проблем, связанных с налоговыми поступлениями в Республике Коми является проблема налоговых правонарушений. Так в 2017 году в Республике Коми было выявлено 32 налоговых нарушения или около 3% от общего количества налоговых правонарушений в целом по России, что является плохим результатом для такого небольшого региона.
Большое количество правонарушений ведёт к снижению налоговых поступлений в бюджет Республики Коми, что может привести к его дефициту и нехватки средств на осуществления различных социально-экономических благ, что приводит к снижению уровня жизни граждан и снижению скорости развития региона в целом, а также к искажению ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции[25]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог — это философская и экономическая категория, и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета). Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям
Систему налогов и сборов, взимаемых с физических лиц, составляют:
1) Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов, является федеральным налогом. Исчисление - процент от совокупного дохода налогоплательщика в налоговом периоде -документально подтверждённые расходы. Плательщики - физические лица.
2) Транспортный налог - региональный, прямой налог. Плательщиками являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Объектом налогообложения выступает транспортное средство.
3) Налог на имущество - местный налог. Плательщики - лица с правом собственности. Объект - дом, квартира, гараж, здание, строение, сооружение, помещение.
Роль налогообложения физических лиц в экономике России объясняется ярко выраженным социальным характером: имеет возможность влиять на реальный уровень доходов населения - является корректором уровня дифференциации доходов населения.
Анализ практики администрирования НДФЛ в РФ показал, что данный налог занимает второе место в общей системе налогообложения по уровню собираемости. Уровень прожиточного минимума за последний период вырос в 7 раз. Наибольшая часть НДФЛ(85%) направляется в бюджеты бюджетов РФ.
В результате исследования выявлено, что НДФЛ имеет большое значение для консолидированных бюджетов регионов и местных бюджетов. С помощью изменения налога на доходы физических лиц можно оказать значительное воздействие на существующую проблему неравномерности распределения доходов населения.
Налогами в отношении рядовых граждан, облагаются все получаемые ими доходы, а именно: заработная плата, дивиденды, подарки, жильё, автомобили и другие.
В России сейчас действует плоская шкала налогообложения доходов граждан страны. Экономисты убеждают в необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Они уверяют, что сейчас увеличение объёма сбора налогов происходит, в основном, за счёт наименее обеспеченных граждан. А подобная практика порочна и неизменно приводит к увеличению разрыва между самыми богатыми и самыми бедными россиянами. И этот разрыв увеличивается с огромной скоростью.
Низкий уровень собираемости НДФЛ указывает на недостатки действующей системы его реформировании, а также целый ряд причин, среди которых: низкий уровень доходов, задержки заработной платы, массового укрывательство от налогообложения лиц с высокими доходами.
К мерам регионального или федерального уровня относятся корректировка финансово-экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, внешнеэкономической политики, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз экономической стабильности, разработка комплекса оперативных и стратегических мер по преодолению негативных факторов, укрепление контроля, правопорядка, соблюдение законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // КонсультантПлюс: [сайт справочной системы] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/
2. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ // КонсультантПлюс: [сайт справочной системы] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/
3. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ// КонсультантПлюс: [сайт справочной системы] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/
Учебная литература:
1. Ашмарина, У. В. Налогообложение доходов физических лиц в России: перспективы реформирования и оценка фискальных эффектов: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Ашмарина Ульяна Вячеславовна; ВолГУ. Волгоград, 2016. - 29 с.
2. Балахничева Л. Н., Балахничева Л. С. Роль земельного налога в пополнении доходной части консолидированного бюджета России // Финансы. – 2017. – № 3. – 49 с.
3. Волохов С.П. Индивидуальное подоходное налогообложение как инструмент социально-ориентированной налоговой политики: Автореф. Дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Волохов Сергей Павлович; МГУУ Правительства Москвы. М., 2015. - 24 с.
4. Гаджиев Ю.А., Акопов В.И. Социально-экономическое развитие северных регионов в посткризисный период // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы XIII (итоговой) Всероссийской научно-практической конференции. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2014. – 88 с.
5. Дадашева А. З. Финансы: Учебник / Дадашева А. З. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 178 с.
6. Зарук Н. Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. (Высшее образование: Бакалавриат) -146 с.
7. Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 08.00.10 / Изотова Ольга Игоревна; Финансовый институт при правительстве - 30 с.
8. Кильметьев И. Ф. Роль системы налогообложения в экономике государства // Молодой ученый. — 2016. — №11. —776 с.
9. Козаева О.Т. Налоги с физических лиц: оценка и пути оптимизации (на примере Республики Северная Осетия - Алания) // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. – 138 с.
10. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет : учебник 3 - е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА- М., 2011. – 592 с.
11. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Дело, 2006. - 399 с.
12. Марьин Е. В. История правового регулирования земельного налога: от истоков советской государственности до настоящего времени // Инновации в науке и практике: сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. – 2017. – 93 с.
13. Минеева, В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст] / В.М. Минеева, Р.И. Максютова // Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно- практической конференции. - 2014. - 166 с.
14. Назарова А. Ю., Гагай И. В. Роль земельного налога в формировании муниципального бюджета // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: сборник материалов международной научно-практической конференции. – 2017. – 392 с.
15. Пушкарева, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.
16. Семенова Е.В., Ляшенко А.В., Дадаева Т.Л. К вопросу о роли НДФЛ в экономике России // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам VI междунар. науч.-практ. конф. — № 4(6). — М., Изд. «МЦНО», 2017. —84 с.
17. Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2015. № 42. - 60 с.
18. Ульянова Е. В. Земельный налог в Российской Федерации и оценка его роли в формировании доходов местных бюджетов // Наука молодых – будущее России: сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 5-ти томах. Ответственный редактор А. А. Горохов. – 2017. – 402 с.
19. Фролова А. Налогообложение предприятия Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 166 с.
20. Чучайцева А.Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия)//Молодой ученый. 2017. № 12 (146). – 380 с.