Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение (Теоретический анализ налогов с физических лиц).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретический анализ налогов с физических лиц
1.1. Понятие и сущность налогов в России
1.2. Содержание и основные элементы налогообложения физических лиц
1.3. Классификация налогов с физических лиц и их отличительные признаки
2. Практический анализ основных видов налогов с физических лиц
2.1. Налог на доходы физических лиц
2.2. Земельный и транспортный налог
2.4. Налог для самозанятых граждан
3. Экономическое значение налогов
3.1. Роль налогообложения физических лиц для экономики России
3.2. Значение налогов в формировании муниципального бюджета
3.3. Анализ величины налоговых поступлений в региональный бюджет Республики Коми
ВВЕДЕНИЕ
Налоги с физических лиц отражают индивидуальную причастность физического лица к государственным и местным делам, позволяют плательщику ощущать себя активным членом общества, дают основания для контроля, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.
Налоговая система в настоящее время немыслима без налога на доходы физических лиц. Преимущество этого налога заключается, прежде всего, в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, а его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет.
Этот налог относится к прямым налогам, и он существует практически во всех экономически развитых странах мира. Данной проблеме посвящены исследования таких авторов, как Писарева А.С, Бородина Ю.И. , Хачатрян А.П. и других авторов.
Такие авторы как: Скрыпник Н.В., Еремина Н.В., Юрченкова Н.В., Лященко Н.А. высказывали мнение о социальной направленности НДФЛ в своих научных работах. Несмотря на значительное количество публикаций по вопросам налогообложения доходов физических лиц, по-прежнему остается востребованным комплексное научное исследование налогообложения физических лиц.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что налоги, взимаемые с физических лиц, являясь по сути одним из экономических рычагов государства, с помощью которого должны решаться вопросы не только фискального, но и регулирующего характера, в полной мере не отвечает реалиям современности в РФ.
В настоящее время существует множество определений налогов, от строго академичных до используемых, строго в разговорном стиле. Одно из них, несмотря на свою краткость, достаточно полно отражает суть вопроса: «Налоги – это цена государственных услуг». Государство обеспечивает безопасность своих граждан, создает на территории базовую инфраструктуру, в необходимых случаях оказывает социальную поддержку. Все это (а также, разумеется, и содержание госаппарата) обеспечивают собранные налоги.
В данной работе проводится анализ и дается оценка места и роли налога физических лиц в налоговой системе РФ. Проанализирована значимость поступлений налога при формировании бюджета в р. Коми и сделаны соответствующие выводы.
Объект исследования — налоги с физических лиц. Исходя из объекта исследования, предметом курсовой работы являются виды налогов, взимаемых с физических лиц.
Основная цель написания курсовой работы заключается в определении видов налогов с физических лиц и рассмотрении экономической сущности налогов, взимаемых с физических лиц.
Задачи исследования:
- рассмотреть сущность налогов и принципы налогообложения;
- изучить классификацию налогов с физических лиц и их место в налоговой системе РФ;
- провести анализ налогообложения физических лиц в России в настоящий момент;
- проанализировать величину налоговых поступлений в региональный бюджет Республики Коми
1. Теоретический анализ налогов с физических лиц
1.1. Понятие и сущность налогов в России
Жизнь любого гражданина страны состоит из массы, наложенных на него обществом и законом, обязательств. Обязательства каждого гражданина перед государством заключаются: в соблюдении законов и выплате налогов. Хотелось бы верить, что эти обязательства взаимны: и любой законопослушный гражданин вправе рассчитывать на уважение со стороны государства, которому он честно платит налоги, на защиту, с его стороны, своих прав и свобод.
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
Сегодня законодательное определение налога содержит ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации [1]. В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом.
Налог — обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог, как платеж, отличают следующие свойства: обязательность;
индивидуальность; безвозмездность; отчуждение денежных средств, принадлежащих физическим или юридическим лицам; ориентация на финансирование государственной системы.
Сбор, как и налог, является обязательством физических или юридических лиц. Но, в отличие от налога, сбор выступает условием совершения в отношении его плательщика каких-либо значимых юридических действий.
Налоги – это обязательные платежи, использующиеся для перераспределения национального продукта между экономическими субъектами, а также для материального обеспечения деятельности государственных органов. Налоги могут подразделяться по субъектам и объектам налогообложения, типу ставок, направлениям использования и т.д.
Наиболее правильным и верным с точки зрения теории можно считать следующее определение налогов. «Налоги — императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента»[2].
Налог — это философская и экономическая категория, и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в процессе производства и обращения при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов[3].
Многие современные государства (в их числе и Россия) обладают незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование их бюджета происходит за счет отчуждения средств других участников производственного процесса. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»[4]. Подобные отчисления производятся главными участниками экономического процесса: физическими и юридическими лицами.
физическими лицами, получающими доход;
nюридическими лицами (хозяйствующими субъектами)
nфизическими лицами, получающими доход;
nюридическими лицами (хозяйствующими субъектами).
Основными функциями налогов являются наполнение бюджета и регулирование экономической деятельности, то есть можно сделать вывод, что сущность налогов это и присвоение, а так же последующее перераспределение государством части национального продукта.
Налоги, их виды и функции могут быть разделены на группы по различным признакам. Одним из основных критериев, по которому классифицируются налоги, является их разделение по субъектам налогообложения на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с получателя дохода или владельца имущества. К ним относятся налог на прибыль юридических лиц, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог.
Косвенные налоги включаются в цену товаров или услуг и поэтому их оплата «перекладывается» поставщиками на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, налог с продаж.
По уровню установления налоги в РФ делятся на федеральные, региональные и местные.
По типу ставок налоги делятся на:
- Пропорциональные. В данном случае налоговая ставка не изменяется при изменении налоговой базы (дохода либо стоимости имущества), поэтому сумма налога всегда растет пропорционально базе.
- Прогрессивные. В этом случае с ростом базы растет и ставка.
- Регрессивные - для этих налогов ставки при росте базы снижаются.
По направлению использования налоги подразделяют на общие и специальные. Общие налоги после зачисления в бюджет могут направляться на любые цели, в зависимости от текущих потребностей государства. Специальные налоги могут быть использованы только для финансирования определенных расходов. К специальным относится, например, налог с владельцев транспортных средств.
Принципы налогообложения в своей основе были сформулированы еще в 18 веке одним из основоположников экономической теории Адамом Смитом:
- Справедливость – все налогоплательщики должны участвовать в наполнении бюджета в соответствии со своими возможностями.
- Определенность – налогообложение должно производиться в соответствии с установленными правилами, а не произвольно.
- Удобство – взимание налогов не должно быть некомфортным для налогоплательщика с точки зрения места и времени.
- Экономическая обоснованность – затраты государства на взимание налогов не должны превышать сумму самих налогов.
Можно выделить две основные функции налогов:
- Фискальная. Собранные налоги обеспечивают финансирование государственных расходов.
- Распределительно-регулирующая. Вводя или отменяя налоги, а также корректируя ставки, государство перераспределяет национальный продукт между различными социальными группами. Также с помощью налоговых льгот или бюджетных субсидий можно поддерживать те или иные отрасли экономики. Признаки налогов следующие:
- императивно-обязательный характер;
- индивидуальная безвозмездность;
- денежная форма;
- публичный и нецелевой характер.
Таким образом, экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль[5].
1.2. Содержание и основные элементы налогообложения физических лиц
Экономическое содержание налогов заключается во взаимосвязи государства и субъектов хозяйствования (юридических или физических лиц), возникающей в результате финансирования государства. Налоговые отношения, находясь внутри финансовых отношений, постоянно видоизменяются.
Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы. Элементы налога - это принципы, правила, категории и термины, которые закрепляются в нормативных актах и применяются для осуществления налогообложения. Обязательные элементы налога:
- объект (доход, имущество, товар);
- налоговая база;
- величина налоговой ставки (квота);
- налоговый период (месяц, квартал, год);
- порядок исчисления;
- порядок и сроки уплаты налога.
Согласно российскому законодательству налогоплательщиками выступают физические лица, которые подразделяются на несколько групп, а именно:
1. Граждане, выступающие в качестве налоговых резидентов России, которые проживают на территории страны не меньше 183 дней в отчетном календарном году;
2. Граждане, не являющиеся по факту резидентами РФ, те, кто проживает в отчетном календарном году меньше установленного периода, но при этом получают прибыль в России.
Объектами налогообложения по российскому законодательству признается прибыль, которая была приобретена непосредственными налогоплательщиками – согласно ст. 209 НК РФ.
В частности, налогообложению подлежит доход:
- при продаже имущества, которое находится в праве собственности меньше минимально установленного периода;
- от сдачи собственного имущества в аренду – краткосрочную либо долгосрочную;
- в форме различного выигрыша и так далее.
О данном нюансе необходимо знать для исключения вероятности возникновения недопонимания с налоговым органом.
Для оплаты предусматриваются специальные интервалы времени, которые следуют за истекшим периодом. К примеру, сроки уплаты налогов физических лиц в 2019 году за транспортное средство предусматривают период конца 2019 года. Платежка приходит в октябре, а оплатить нужно до 1 декабря.
Таким образом, уплата налогов – неотъемлемая часть экономической жизни граждан вне зависимости от их статуса. Неважно, является человек индивидуальным предпринимателем, учредителем ООО или просто физическим лицом. Несомненно, что величина налогов в различных статусах отличается друг от друга, но при этом обязанность уплачивать взносы имеется у всех. Для физических лиц это налог на имущество, недвижимость, транспортное средство.