Файл: Пояснительная записка программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы viii вида 59 кл.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И. А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;

Цель курса изобразительной деятельности: развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, содействие нравственному и трудовому искусству.

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Личностными результатами изучения курса являются:

1.  Формирование личностных качеств: художественный вкус, аккуратность, терпение, настойчивость, усидчивость;

2.  Формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

3.  Развитие аналитико — синтетической деятельности, сравнения, обобщения;

4.  Улучшение зрительно – двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

5.  Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

Метапредметными результатами изучения курса являются:

-в результате выполнения под руководством учителя работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;


-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

-практико-ориентированная направленность содержания обучения;

-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;

-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.

Изучение предмета ИЗО обеспечивает работу:

·  коррекционно – обучающую;

·  коррекционно – развивающую;

·  коррекционно – воспитательную;

·  воспитание положительных качеств личности;

·  развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой и общественно-полезной деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы, контроль за качеством работы).

Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий

 и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ и образцов рисунков, анализ и синтез.

В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Межпредметные связи:

  • ИЗО – математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;

  • ИЗО – литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;

  • ИЗО – биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;

  • ИЗО – трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.

Рабочая программа по ИЗО составлена на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-7 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство» автор: И. А. Грошенков). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – сб.1;

Учебно-тематический план по изобразительному искусству

предусматривает следующее распределение по часам:

  По школьному учебному плану – 0,5 ч. в неделю, 17 часа в год.

Учебно – методическое обеспечение уроков изобразительного искусства


Изобразительное искусство 5 – 9 классы

Специальных учебников нет.

Реализация практической части рабочей программы по ИЗО.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний на уроках ИЗО значительное внимание отводится

- практическому рисованию с натуры предметов быта и явлений окружающей жизни;

- составлению узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, оформления праздничных открыток, плакатов

- составлению сюжетных композиций на тематику «Времена года», к литературным композициям

- демонстрации произведений декоративно-прикладного искусства народных мастеров

Реализация коррекционной работы:

- Развитие воображения и творческого мышления

Развитие аналитико-синтетической деятельности, при определении формы, цвета, сравнении величины составных частей предмета.

- Развитие умения соблюдать последовательность при рисовании, глазомер, чувства такта и эстетичности при оформлении работы. Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, в используемой геометрической форме.

- Развивать активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства, развитие чувства формы и цвета, развитие эмоционального воображения, чувства красоты.

- Развитие наблюдательности, пространственной ориентировки. Развитие художественного вкуса, аналитико-рефлексивной деятельности, умение оценивать и сравнивать свои работы.

- Развитие глазомера, чувства такта и эстетичности при оформлении работы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Основными объектами проверки являются знания и умения:

6 классе:

1.  Обучающиеся должны знать:

  • Виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

  • Отличительные признаки видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, живопись);

  • Особенности материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь);

  • Основные средства выразительности (цвет, объем, освещение)


2.  Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;

  • Подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;

  • Уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;

  • Передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;

  • Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;

  • Делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;

  • Находить в картине главное, рассказывать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.


НОРМЫ ОЦЕНОК

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение          работы.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное              выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

Использованная литература

Литература для учителя

1. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта.

2. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2010.

3. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

4.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

5.И. П. Волков. Художественная студия в школе

6. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для    учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

Литература для учащихся

 1.Сокольникова Н.М.Изобразительное искусство. Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов – Обнинск: издательство «Титул» 1996.-80с.