Файл: 1. Теоретические основы изучения туристских ресурсов 1 Понятие туристские ресурсы.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Теоретические основы изучения туристских ресурсов
1.1 Понятие «туристские ресурсы»
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

– природные;

– инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальные инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Не смотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:

– экономического просвещения;

– ограничение туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;

– налогового регулирования и т.д.

К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10% ее территории при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы состоящей из ряда подсистем: туристско-природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.

Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы.

С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.

Данная районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов в России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: «Развитие туризма в Российской Федерации», ориентированной на средне и долгосрочную перспективу.


Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.
1.2 Свойства турресурсов
Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует, – совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворять различные запросы и потребности туристов комплексе или порознь.

Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Одно из старейших определений туристских ресурсов сложилось в рекреационной географии, где к ним относят природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей.

Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство.

В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, т.к. их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования.

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре. Кадастр туристских ресурсов – обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или балльная) оценка туристских ресурсов. Кадастр должен быть представлен в региональной либо тематической форме.

Достояние национальное – совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма», 1994).

Города и местности исторические – города и местности с высоким рекреационным потенциалом, создающие наряду с природными объектами и национальными (природными) парками «каркас» рекреационной системы страны, региона. Они выступают важным ресурсом туризма (напр., Москва, С.-Петербург, Суздаль, Псков, Великий Новгород, Волгоград, Ульяновск, Тверь и т.д.).



Характерные черты объектов туристского интереса:

  1. способность объектов привлекать к себе внимание людей, вызывать у них желание (посмотреть, потрогать, ощутить) и чувства (восторг, восхищение, удовольствие). объекты могут быть природные (рекреационные, антропогенно-рекреационные) и созданные руками человека (антропогенные);

  2. объект обычно известен так, чтобы потенциальный турист имел представление о месте его расположения и его особенностях;

  3. объект туристского интереса должен быть расположен так, чтобы турист мог безопасно и с максимальным комфортом добраться до него, поесть, развлечься вблизи него. То есть туристский объект должен быть оснащен развитой инфраструктурой туризма.

Классификация туристских объектов:

  1. широко или малоизвестные объекты (на известность туробъекта влияет как реклама, так и уровень сервиса вблизи объекта);

  2. свободно и комфортно посещаемые и посещение которых требует определенных физических нагрузок, сопряжено с опасностями для жизни и здоровья туристов.


1.3 Классификация турресурсов
Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

– природные;

– инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальные инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

В широком плане все туристские ресурсы подразделяются на три группы:

Природно-климатические ресурсы. К ним относятся: ландшафтные достопримечательности и климатические особенности в различных географических местах (горы, долины, леса, степи, пустыни, реки, озера, моря и др.); флора, фауна, курортные и бальнеологические зоны; национальные парки, заповедники, естественные пещеры, водопады, морские гроты и коралловые рифы; эндемики животного и растительного мира – все, что удовлетворяет интересы туристов, их духовные и физические потребности.


Этнографические ресурсы. К ним относятся национальные традиции, обычаи, быт, фольклор народов и народностей, населяющих места, посещаемые туристами. Так, например, большой интерес туристы проявляют к праздникам, песням и танцам, свадебным ритуалам, национальной кухне и другим обычаям местных народов.

Антропогенные ресурсы. К ним относятся все объекты культурно-исторического наследия, а также и многочисленные современные объекты, сооруженные рукой человека. Так, культурно-исторические объекты включают: археологические раскопки, исторические памятники и монументы, места исторических событий, места рождения великих людей, шедевры архитектуры и градостроительства, объекты современной модернистской архитектуры. Указанную группу туристских ресурсов также дополняют культурно-зрелищные и развлекательные объекты (музеи, картинные галереи, театры выставки и т.д.), перечисленные в предыдущей главе.

Под природными ресурсами понимаются тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть и использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности.

Сегодня к природным ресурсам, помимо почвы, лесов, растительности лугов и пастбищ, полезных ископаемых, водных ресурсов рек и озер, биологических ресурсов суши и водных акваторий, уже относятся ледяные панцири Антарктиды и Арктики, подземные льды, снеговой покров и другие запасы естественного холода, кислород атмосферы и Мирового океана, его соленые воды, тепло земных глубин, подземные воды, климатические ресурсы (сочетания солнечной энергии и атмосферной влаги), рекреационные ресурсы и многие другие элементы географической (природной) среды.

Рекреационные ресурсы – компоненты природной среды и феномены социокультурного характера, которые, благодаря определенным свойствам, могут быть использованы для организации рекреационной деятельности.

Природные рекреационные ресурсы представляют собой комплекс физических, биологических и энергоинформационных элементов и сил природы, которые используются в процессе восстановления и развития физических и духовных сил человека, его трудоспособности и здоровья. Практически все природные ресурсы обладают рекреационным и туристским потенциалом, но степень использования его различна и зависит от рекреационного спроса и специализации региона.


Природные лечебно-рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. К ресурсам природно-лечебным относятся: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, др. природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

Согласно принятым в экономике природопользования классификациям, основанным на двойственном характере понятия «природные ресурсы», отражающем их природное происхождение, с одной стороны, и экономическую значимость – с другой, природные рекреационные ресурсы можно сгруппировать по:

– происхождению;

– видам рекреационного использования;

– скорости исчерпания (быстро исчерпаемые, медленно исчерпаемые, неисчерпаемые);

– возможности самовосстановления и культивирования (возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые);

– возможности экономического восполнения (восполнимые, невосполнимые);

– возможности замены одних ресурсов другими.

Природные рекрационные ресурсы – это природные курортные, лечебные, оздоровительные ресурсы и факторы, пригодные для использования с целью восстановления и укрепления здоровья людей.

К природным лечебным ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых минерального и органического происхождения, оказывающие на организм человека лечебный эффект и пригодные для промышленного освоения (минеральные воды, лечебные грязи).

К природным оздоровительным ресурсам относятся природные образования, формирующие особые ландшафтные и микроклиматические условия в регионе, оказывающие на организм человека оздоровительный эффект (парки, пляжи, лесопарки, лесные и горные массивы).

К природным оздоровительным факторам относятся природные явления, присутствующие и происходящие в конкретной местности в наиболее оптимальных для организма человека концентрациях и сочетаниях – продолжительность и интенсивность солнечного излучения, влажность воздуха, температура окружающей среды.

Отдельно среди рекреационных ресурсов выделяют антропогенно-рекреационные, то есть сформированные на базе обычных природных ресурсов с помощью человеческой деятельности. Прежде всего к таким ресурсам относятся национальные парки, цель создания которых – сохранение первозданной природы и отдельных рукотворных объектов, имеющих ценность для человечества.