Файл: 1. Теоретические основы изучения туристских ресурсов 1 Понятие туристские ресурсы.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тверской край благодаря православным святыням является притягательным центром религиозного туризма. Исключительное значение имеет находящийся недалеко от г. Осташкова монастырь Нилова пустынь, отмечающий в этом году свое 450-летие.
В арсенале событийного туризма имеются разнообразные программы: праздник «макушки лета» – День Ивана Купала, Фестиваль шансона 27 июня, Андреевские дни, посвященные организатору первого оркестра русских народных инструментов В.В. Андрееву, фестиваль под открытым небом «Музыкальные вечера на Селигере», в котором участвуют лучшие оперные певцы России, и др.
На многих заболоченных территориях вполне мог бы развиваться экстремальный туризм. Разнообразные типы рельефа области, особенно Ржевского и некоторых других районов могут содействовать развитию пешеходного туризма и спортивного ориентирования, а в зимний период – лыжного туризма. В настоящее время должна быть выдвинута вперед задача развития таких видов туризма, которые основаны на использовании природных рекреационных ресурсов. Это позволит при сравнительно небольших капиталовложениях в короткие сроки сформировать благоприятную инновационной среду в Тверской области.
Итак, во второй главе были проанализированы туристские ресурсы Тверской области. Была рассмотрены туристская инфраструктура Тверской области, особенности ее развития и недостатки, также были рассмотрены основные туристские ресурсы, которые способствуют привлечению туристов в Тверскую область. Было определено, что основными видами и направлениями туризма в Тверской области можно считать: культурный, деловой, рекреационный, охотничий, экологический, лечебный.
3. Практическое освоение туристских ресурсов Тверской области
3.1 Состояние и проблемы развития туризма в Тверской области
По усредненным оценкам разных организаций ежегодно Тверскую область, в туристских целях, посещает около 600 тыс. человек. Совокупный доход от въездного туризма в Тверскую область оценивается в 1 млрд. руб. (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения; питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.). В настоящее время в Тверской области имеется 141 средство размещения туристов на 17 тыс. мест. В их числе 74 баз и домов отдыха, 49 гостиниц, из которых 10 расположены в г. Твери. Материальная база большинства средств размещения, особенно в районных центрах, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к приёму и размещению туристов и отдыхающих.
В 2004 г. в Тверскую область въехало 750 тыс. туристов. По сравнению с 2003 г. прирост составил 150 тыс. человек (25%). Совокупный доход возрос до 1 млрд. рублей. Возросло количество человек, занятых в туристской отрасли на 1 тыс. 300 человек (21%) и в 2004 г. достигло 7 тыс. 500 человек. По проведенным расчетам в Тверской области на 100 туристов приходится 1 работник туристской индустрии, что адекватно среднестатистической цифре по Российской Федерации. На 2005 год областным бюджетом на развитие туристкой отрасли предусмотрено 1 млн. 400 тыс. руб.
В настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов:
1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения.
2. Обеднение ассортимента туристских услуг, отсутствие индустрии развлечений, значительная продолжительность «мертвого сезона» говорят о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей.
3. Недостаточная рекламно-информационная работа в России и за рубежом по пропаганде туристских ресурсов и инвестиционной привлекательности Тверской области.
4. Недостаточно развита инфраструктура наших городов, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме.
5. Существует проблема нехватки гостиничных номеров категории 2–4 звезды, малых гостиниц высокого класса.
6. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом.
7. Вызывает обеспокоенность у туристов криминальная ситуация, а также вопросы обеспечения их безопасности.
Вышеперечисленные негативные явления обусловлены, в свою очередь, влиянием следующих факторов:
1. Несовершенство федерального законодательства и законодательства Тверской области.
2. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления.
3. Плохое состояние российских дорог. Поездки по России связаны с железнодорожным и авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость и приводит к невостребованности транзитных услуг.
4. Слабое проявление туристских потоков. Неудовлетворительное использование муниципальными органами своей управляющей функции, определяющей политику муниципальных образований в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.
На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы:
1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками.
2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки.
3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания.
4. Уменьшение общей подвижности населения более чем в 2 раза. Увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых (до 60% населения проводит отпуск дома).
5. Разрушение системы руководства туристской отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов туристской инфраструктуры, ликвидации региональных и межрегиональных маршрутов.
6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях.
туристский регион ресурс инфраструктура
3.2 Рекомендации по освоению и использованию туристских ресурсов Тверской области
Целесообразно решать проблему развития туризма в Тверской области в несколько этапов.
Первый этап – это задачи, которые имеют первоочередное значение, позволяют создать оптимальные условия для дальнейшего развития туристской отрасли и могут быть реально обеспечены финансовыми средствами областного бюджета:
- создание оптимальной системы управления туристской отраслью;
- рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
- создание единой системы статистического учета и информации в туристской отрасли;
- создание системы подготовки и переподготовки кадров для отрасли.
- разработка Программы развития туризма в Тверской области на 2009 год.
Для достижения этих целей в регионе созданы Совет по туризму при Администрации Тверской области, Тверской туристский информационный центр, Ассоциация туризма Тверской области. Активно ведется работа по созданию федерации спортивно-оздоровительного туризма, ассоциации рыболовов и охотников, фермерских хозяйств, специализирующихся в области агротуризма.
При решении задач первого этапа предусмотрена оценка состояния туризма в регионе, его рекреационных возможностей и на основании этого разработка научно обоснованных программ дальнейшего развития туристской отрасли в муниципальных образованиях и Тверской области в целом, предусматривающих максимальное привлечение инвестиций в сферу туризма.
Развитие рекреационных ресурсов и туристической инфраструктуры Тверской области требует системной политики развития.
Важное значение имеет усиление контроля областной администрации за стратегическими ресурсами региона – землей. В настоящее время в ключевых рекреационных зонах, нередко – в особых природоохранных зонах происходит стихийная застройка. Снижение рисков инвестирования в рекреационную сферу напрямую зависит от наведения порядка в землепользовании.
Особую роль играет информационное обеспечение, причем в отличие от других секторов экономики роль областных структур в информационном обеспечении туристской деятельности должна быть ведущей.
Конкретными шагами по рекламно-информационной деятельности являются:
- разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе, создание единой концепции рекламной деятельности. Разработка и продвижение региональных туристских брэндов: «Селигер», «Верхневольжье», «Тверской сувенир»;
- создание и регулярное обновление информационных баз данных в сети Интернет;
- использование «ресурса трассы» – создание системы рекламного продвижения туризма в регионе на автодорогах Москва – Санкт-Петербург и Москва – Рига;
- предоставление справок по телефону;
- создание и распространение рекламных материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях Тверской области (продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изделий, видео и CD и т.д.);
- проведение специальных мероприятий в Москве и других центрах по формированию общественного мнения о Тверской области как туристском регионе;
- работа на международных выставках и ярмарках;
- организация конференций по туризму с участием зарубежных фирм;
- изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами;
- установление прямых отношений с основными зарубежными туроператорами, специализирующимися на российском направлении.
Для развития туризма принципиальное значение имеет улучшение внешнего вида области, улучшение дорожной инфраструктуры, а кроме того – усиление природоохранной деятельности, включая жесткое противодействие загрязнению окружающей среды.
В части работы с отдельными предприятиями целесообразно прежде всего оказание им помощи в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-планов. При этом необходима, во-первых, ориентация на разные группы потребителей туристских услуг, во-вторых, работа по подготовке новых продуктов, таких как:
- экскурсионные маршруты в дни школьных каникул, туры выходного дня;
- сочетание разных видов туризма;
- проведение в регионе разного рода выездных конференций, семинаров, в т.ч. международных;
- содействие в разработке стратегии по включению Тверской области в совместные туристские маршруты с другими областями.
Эффективно привлечение ученых для решения задач грамотного выбора и обустройства туристических мест, ландшафтного проектирования, сохранения гармонии туристических объектов и природной среды.
Большое значение имеет и работа по поиску инвесторов для строительства гостиничных комплексов, развития других видов туристических объектов. Заинтересованными структурами могут стать наиболее крупные российские фирмы, занимающиеся внутренним туризмом. В дальнейшей перспективе могут рассматриваться западные туристические фирмы и / или владельцы гостиничных цепочек. Для этого необходимо формирование позитивной инвестиционной привлекательности региона. Важным для развития туризма является координация работы по взаимодействию с федеральными структурами. В рамках последнего необходимы:
- систематическая работа с профильными федеральными ведомствами по обеспечению режима наибольшего благоприятствования региональным проектам, эффективной рекламной деятельности;
- добиться признания территории озера Селигер и Верхневолжских озер курортом федерального значения;
- добиться создания в районе озера Селигер, прилегающих озер и Волжского истока Верхневолжского национального парка;
- добиться включения старинных городов региона в «Золотое кольцо России.