ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ИСТОРИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ: ОТ КИЕВСКОЙ РУСИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Из этой статьи вы узнаете:
Смертная казнь и отношение к ней на Руси
Смертная казнь в Российской империи
Смертная казнь в СССР
Мораторий и дискуссии на тему смертной казни в России
Резонансные и спорные случаи
Споры о целесообразности подобного вида наказаний не утихают в стране до сих пор.
9 октября в Саратове произошло убийство девятилетней школьницы Лизы Киселёвой. Жители города отреагировали на трагедию стихийным митингом с требованием линчевать предполагаемого убийцу Михаила Туватина.
Резонансное событие стало поводом масштабного обсуждения возвращения в Россию смертной казни, на которую наложен мораторий. Однако в обществе растёт запрос на его полную отмену. Более того, по-прежнему неизвестно, планируют ли власти вернуться к высшей мере наказания вновь.
Смертная казнь и отношение к ней на Руси
Смертная казнь — одно из древнейших наказаний, знакомых человечеству. Она применялась в качестве карательной меры ещё до формирования уголовного права в его современном понимании. Первые смертные приговоры практиковались ещё во времена восточнославянских племён на территории Древней Руси.
Первая версия возникновения казни относится к древнему обычаю кровной мести. Убийство или нанесение увечий человеку сопровождались возмездием. Родственники пострадавшего расправлялись с самим убийцей или с одним из его родных. Условия кровной мести зависели от особенностей местных народов.
Например, на Северном Кавказе несколько столетий назад поводов для кровной мести было достаточно много: убийство, захват земли, похищение девушки, оскорбление чести. Подобные преступления карались смертной казнью. Однако, если у погибшего не было родственников, ответственность за наказание виновного переходила государству.
Смертная казнь на Руси Иллюстрация Сергея Кириллова
Вторая версия относится к влиянию византийцев на формирование культуры наказаний на Руси. Епископы из Византии старались приобщить славян к законам, описанным в Кормчей книге (сборник церковных и светских законов). Основной посыл заключался в необходимости казнить людей, занимающихся разбоем.
В 1397 году смертная казнь приобрела официальный статус, появившись в Двинской уставной грамоте князя Василия I Дмитриевича. Изначально наказание применяли только по отношению к троекратным ворам, убийц смертный приговор не касался. Кражи, поджоги и государственная измена карались строже, чем убийство.
В 1550 году по инициативе Ивана Грозного создали большой сборник законов под названием Судебник. Основой послужил свод законодательных актов, написанный при Иване III в 1497 году. Нормативно-правовой акт Ивана Грозного стал единственным источником законности воцарившейся судебной системы. В документе преступления впервые приобрели определённую классификацию. Высшей мерой наказания значилась смертная казнь.
Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить вольны же.
Иван IV Грозный первый царь всея Руси
Под «холопами» Иван IV подразумевал не только крепостных: обращение относилось ко всем подданным государя. Правитель мог приговорить к смерти любого человека практически за любое преступление. Самыми частыми были казни за разбой, кражи, подделку монет, учинение мятежа и государственную измену. Также в обиход вошло выражение «государево преступление», которое подразумевало политические, религиозные или экономические правонарушения.
Смертные казни при Иване Грозном проходили публично и сопровождались предварительными пытками. Царь обладал суровым и весьма капризным характером. Это сказывалось на изощрённости его смертных приговоров. Одним из любимых видов казни Ивана IV называют зашивание человека в медвежью шкуру.
По версии историка Руслана Скрынникова, к такой смерти за государственную измену приговорили новгородского епископа Леонида, одного из ближайших сторонников Ивана Грозного. В летописях подобный вид казни назван «обшить медведно».
Посажение на кол было одним из самых мучительных наказаний той эпохи, поэтому активно поощрялось царём. Смертная экзекуция считалась успешной в случае, если осужденный погибал не сразу. Мастерство палача заключалось в том, чтобы не задеть жизненно важных органов во время казни. В 16-м веке такому виду наказания отдавалось особое предпочтение.
Посажение на кол Иллюстрация «Дилетанта»
Для некоторых бояр Иван Грозный готовил особо жестокие наказания. Преступников в буквальном смысле кипятили в котле, наполненном водой или маслом. Такая участь обычно ожидала государственных изменников и предателей. Котёл со связанным приговорённым ставили на огонь, постепенно подогревая в нём жидкость.
В 1570 году в Москве участились массовые казни. Во время одной из них Иван IV сам придумывал наказания для осуждённых. Например, с некоторых царь приказал срезать кожу и сделать ремни, другим велел отрезать различные части тела, — руки, ноги или пальцы — а затем казнить.
В том же году произошёл Новгородский погром. Иван Грозный подозревал своего двоюродного брата, удельного князя Владимира Старицкого в заговоре против царя. Кроме того, Иван IV посчитал, что новгородская знать желает объединиться со Старицким для свержения царской власти. Иван Грозный лично возглавил поход на Новгород.
Поход Ивана Грозного с опричниками на Новгород Иллюстрация к книге А. Норд «Цена чести»
В городе царь устроил настоящие показательные казни. По разным оценкам, их жертвами стали от трёх до 15 тысяч человек. По приказу Ивана Грозного несколько сотен представителей новгородской знати утопили в реке, после чего жён и детей осуждённых также сбросили с моста в реку.
Смертная казнь в Российской империи
После окончания эпохи опричнины смертная казнь не утратила своей значимости. Практика Ивана Грозного дала толчок последующим правителям в развитии такого рода наказания: в 15-м веке Россия могла состязаться в интенсивности использования смертной казни с европейскими соседями. Практически любое физическое наказание после суда ассоциировалось с приближающейся смертью.
Впрочем, по окончании Смутного времени власть перешла в руки представителям династии Романовых, правление которых продлилось чуть больше трёх столетий. За это время смертная казнь успела преобразиться и даже на время исчезнуть из русского права. Однако не навсегда.
Наиболее опасными считались преступления против веры. Свод законов предусматривал смертный приговор в 60 различных провинностей, остальные наказания были связаны с тюремным заключением, большими штрафами, ссылками, конфискацией имущества и пытками.
Смертная казнь в Российской империи Иллюстрация Василия Верещагина
Существовала целая градация жестокости наказаний. За кражу лошади или размахивание мечом перед головой царя отрубали правую руку, за воровство любого другого имущества — левую. Пальца на любой из рук лишались за нанесение лёгкой раны. Практиковались также отрезание ушей и рассечение ноздрей.
Смертная казнь назначалась за покушение на государя, заговор, бунт и другие формы государственной измены. К смерти приговаривали убийц, казнокрадов, насильников, воров и фальшивомонетчиков. В традиции казни также вошёл ритуал «покаяния»: осуждённого помещали в «покаянную избу», затем следовало причастие, а через пару дней — казнь.
Cреди правителей Романовской династии самым ярым сторонником смертной казни был Пётр I. Количество преступлений со смертным приговором достигало максимума в годы его правления, а именно в 123 случаях. Казнь применялась при самых тяжких правонарушениях, таких как мятеж, измена и убийство.
В 1698 году во время Стрелецкого бунта против затяжных военных походов, низкого жалованья и назначения иностранных офицеров на высшие военные должности казнили более 1000 стрельцов. Пятерым бунтовщикам Пётр лично отрубил головы.
В петровские годы появились новые виды наказаний, но не исчезли и традиционные. Повешение, отрубание головы, сожжение, посажение на кол, утопление — любой, даже самой экзотической практике находилось применение. Публичность набирала обороты, а её этический вопрос отступал на второй план.
Казнь через сожжение Иллюстрация Петра Мясоедова
Одним из самых распространенных способов умерщвления преступников стало колесование. В России такой вид казни известен с 17-го века. При Петре он стал регулярным. Сначала осуждённому железным ломом или другим тяжёлым предметом переламывали все крупные кости и хребет, после чего изувеченное тело привязывали к колесу и устанавливали на шест.
Во времена правления Петра I появился и новый вид смертной казни — расстрел. В 1716 году он был законодательно введён Воинским уставом. Такой вид казни впоследствии стал главным и сохранился вплоть до конца 20-го века. Первое время император применял его только по отношению к военным, затем наказание распространилось на всех возможных преступников.
Императрица Елизавета Петровна, дочь Петра, первая в истории России отменила смертную казнь в 1743 году. Ряд историков
утверждает, что она считала смертную казнь бессмысленно жестоким наказанием. За двадцать лет пребывания на престоле Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора.
Отмена смертной экзекуции продержалась вплоть до 1775 года. 21 января в Москве на Болотной площади состоялась казнь заговорщика Емельяна Пугачёва и его ближайших союзников. По приказу Екатерины II Пугачёва и Перфильева четвертовали, остальных бунтовщиков повесили. Это была последняя смертная казнь с отсечением головы осуждённого в истории Российской империи.
Казнь Емельяна Пугачёва Иллюстрация gazeta.ru
В 1785 году «Жалованной грамоте» Екатерина запретила смертную казнь и телесные наказания по отношению к дворянам. Во время правления внука Екатерины Александра I в стране окончательно отменят публичную казнь. Постепенно в России начнёт развиваться идея гуманизации правосудия и избавления от излишней жестокости.
Смертная казнь в СССР
В Советском Союзе смертная казнь была в числе видов наказаний, предусмотренных советским уголовным правом. Подобный вид наказаний часто применялся в период «красного террора» (1917-1923 годы). Казнь часто использовали для устрашения и запугивания населения, а также против классовых врагов большевиков.
Одним из главных идеологов большевистского «террора» был соратник Владимира Ленина, основатель Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) Феликс Дзержинский. Известная деятельница Коминтерна Анжелика Балабанова утверждала, что «Дзержинского называли фанатиком и садистом; его внешний вид и манеры были как у польского аристократа или священника-интеллектуала». Он «был просто убеждён, что революцию нельзя укрепить без террора и преследований».
Работники ЧК — это солдаты революции, и они не могут пойти на работу розыска-шпионства: социалисты не подходят для такой работы. Боевому органу, подобному ЧК, нельзя передавать работу полиции. Право расстрела для ЧК чрезвычайно важно.
Феликс Дзержинский председатель ВЧК
После стремительного восстановления смертной казни в СССР стали расстреливать за государственную измену, разбои, убийства, мятежи и заговоры. Любая связь с белогвардейскими организациями также каралась законом. Об этом позаботились в Совете Народных Комиссаров, приняв постановление «О красном терроре». Имена расстрелянных намеренно публиковали в открытых источниках.