ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. По мнению Пиаже и ряда других ученых, животных научить сложному языку:
*нельзя (отсутствует общий интеллект)
2. Дж.Миллер в монографии «Магическое число семь плюс или минус два» (1964) включил в процесс перекодирования информации при запоминании операции:
*Уточнение+
3. Конкретный национальный язык:
*не передается по наследству +
4. Познавательная операция, позволяющая определить объект через его отнесение к более общей категории, называется
*категоризация +
5. Животных нельзя научить сложному языку, так как у них отсутствует:
*общий интеллект +
6. Л.С.Выготский подчеркивал, что:
*в значениях слов проявляется единство общения и обобщения, коммуникации и мышления.+
7. Непроизвольную связь фонем слова со звуковым признаком того предмета (явления), которое оно обозначает, называют _____________________ или специальным термином:
*ономатопеей. +
8. Коннотативное значение (аффективное) – это:
*состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и предшествуют осмысленным операциям с символами.+
9. Речевой акт:
*целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.+
10. То, что смысл принадлежит не предмету, а деятельности как реализованному отношению к предмету, подчеркивает
* А.Н.Леонтьев +
11. Важным предположением для психосемантики является наличие
*зависимости между оценками сходства и различия объектов, полученных от респондентов, о состоянии степени схожести между этими объектами в пространстве восприятия +
12. Способ, которым ребенок строил класс объектов, Дж. Брунер назвал
*синтаксис категоризации +
13. Ситуативно обусловленные высказывания различной протяженности относятся к:
*Единицам речи (по семантико-коммуникативному.
*Единицам языка + (организованы по формально-семантическому признаку
14. Вставьте пропущенное слово в формулировке важнейшей психо- и нейролингвистической универсалии: Скорость и последовательность развития семантических отношений, выражаемых средствами языка, является ____________, независимо от специфики языка - то есть принятых в данном языке формальных способов выражения данных семантических отношений:
*Постоянной +
15. Критическим для возможности усвоения родного языка считается возраст:
*от 6 до 11 лет +
16. Простейшей единицей речи по В.Д. Аракину является:
*предложение + выражающее законченное суждение и состоящее из слов данного языка, измененных по правилам морфологии и соединенных по правилам синтаксиса данного языка.
17. Дети-Маугли могут научиться жить среди людей, если они находились вне социальной среды:
*до 6 лет+
18. Основатель семиотики: *Ч.С.Пирс+
19. Э.Титченер является автором:
*ядерно-контекстной теории смысла +
20. Концепция универсального предметного кода как нейрофизиологического субстрата разработана:
*Н.И. Жинкиным +
21. Психосемиотика – область…
*психологического знания, изучающая различные аспекты влияния знаков и знаковых систем на психику человека+
22. Определите правильную трактовку:
*Значение существует для субъекта в двойственном виде, обладает двойной онтологией. +
*С одной стороны, значение - это объект его сознания, с другой – способ и механизм осознания. +
*Значения являются одновременно элементами двух различных систем. +
*Значения входят в систему общественного сознания (социального опыта) и являются социальными явлениями; но одновременно они входят в систему личности и деятельности человека, являются частью сознания личности.+
*все варианты верны +
23. Термины: «семантический компонент», «дифференциальный семантический элемент (признак)», «семантический множитель», «семантический маркер», «ноэма», «сема» - являются обозначением __________________
*минимальной единицы содержания +
24. Тезис «Чтобы воспринять (понять) высказывание, нужно построить его синтаксическую модель, полностью или, по крайней мере, частично соответствующую той модели, которая используется в процессе порождения речи» выдвинул:
*М. Халле и К. Стивенсом +
25. « Связь между словом и его значением образуется так же, как связь между палкой и бананом» - верно по отношению :
*Принципа ассоацианизма (ассоциативной связи)+
26. Кто является автором высказывания: «Мысль не выражается, а совершается в слове»?
*Л.С. Выготский +
27. Первые случаи употребления термина «психосемантика» встречались еще:
*в первой половине 20 века +
28. Первые случаи употребления термина «психосемантика» встречались ещё:
*в английской психологической литературе +
29. Л.В. Щерба под речевой деятельностью понимал:
*процессы понимания и говорения +
30. Л.С.Выготский подчеркивал:
*изначально знаки выступают в качестве средства социального контакта, а затем как средство автостимуляции.
*Благодаря знакам возникает новая форма овладения объектом – опосредованная, связанная с элементами будущего, т.е., с предварительной организацией поведения.
*оба варианта верны
31. Впервые данный термин употреблен в 1928г. Аскольдовым-Алексееевым как «мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода». Лихачев Д.С. дал следующее определение этой категории когнитивной лингвистики: обобщенная мыслительная единица, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от личного опыта, не возникает из значений слов, а является результатом усвоенного значения с личным опытом. О какой оперативной единице памяти и ментального лексикона идет речь?
*концепт +
32. Результатом (функцией) освоения значений является:
*смыслообразование +
33. Метод многомерного шкалирования – это
*система методических приемов и способов сбора и обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения (функционирования) сложных, многомерных объектов
34. Реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения – это:
*речевая деятельность +
35. А.А.Леонтьев выделяет следующие формы существования значений:
*Языковое, предметное, ролевое +
36. Трансформационная грамматика помимо синтаксического компонента (способа описания структуры составляющих предложения) включает:
*все ответы верны ++
37. В семиотике Ч.С.Пирс предложил:
*три вида знаков +
38. Определенное отражение действительности, закрепленное языковым знаком – это:
*Слово +
39. Различие «глубинной» и «поверхностной» лингвистических структур является важным допущением для:
*трансформационной грамматики +
40. Речевые единицы организуются:
*по семантико-коммуникативному признаку +
41. Единицы языка организуются:
*по формально-семантическому признаку+
42. Характерный признак слова:
*непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов) *константность (не меняется ни при каких условиях)
43. Психосемантика – область психологии, изучающая:
*генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей психические (когнитивные) +
44. Денотативное значение (предметное) – это:
*Содержание сути назначения предмета +
45. В структуре речевой деятельности выделяют:
*3 фазы +
46. Кому принадлежит цитата: «Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли».
*Л.С. Выготскому +
47. Нарушение интеллектуально-речевого развития, вызванное недостатком коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых на ребенка в раннем детском возрасте получило название:
*синдром госпитализма +
48. У каждого индивида на базе его психологического образа окружающей действительности формируется определенное, объективно обусловленное
*психологическое пространство восприятия, в котором субъективно фиксируются различные предметы и явления по принципам схожести или различия+
49. Дискурс – это:
*речь, «погруженная в жизнь», в совокупности с экстралингвистическими факторами (прагматическими, социокультурными, психологическими и пр.)+
50. Знак основан на физическом подобии означающего и означаемого.это – Иконический знак+
51. Гипотеза Э.Сепира-Б.Уорфа отражает:
гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.
52. Кто из ученых ввел понятие «прототипа категории»?
Э. Рош в середине 70-х гг. XX в. впервые ввела понятие прототипа категории.
53. Значение - это: это единица психического отражения и единица регуляции деятельност. Выготского: «... есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления»