Файл: Л. С. Выготский подчеркивал, что.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. По мнению Пиаже и ряда других ученых, животных научить сложному языку:

*нельзя (отсутствует общий интеллект)

2. Дж.Миллер в монографии «Магическое число семь плюс или минус два» (1964) включил в процесс перекодирования информации при запоминании операции:

*Уточнение+

3. Конкретный национальный язык:

*не передается по наследству +

4. Познавательная операция, позволяющая определить объект через его отнесение к более общей категории, называется

*категоризация +

5. Животных нельзя научить сложному языку, так как у них отсутствует:

*общий интеллект +

6. Л.С.Выготский подчеркивал, что:

*в значениях слов проявляется единство общения и обобщения, коммуникации и мышления.+

7. Непроизвольную связь фонем слова со звуковым признаком того предмета (явления), которое оно обозначает, называют _____________________ или специальным термином:

*ономатопеей. +

8. Коннотативное значение (аффективное) – это:

*состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и предшествуют осмысленным операциям с символами.+

9. Речевой акт:

*целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.+

10. То, что смысл принадлежит не предмету, а деятельности как реализованному отношению к предмету, подчеркивает

* А.Н.Леонтьев +

11. Важным предположением для психосемантики является наличие

*зависимости между оценками сходства и различия объектов, полученных от респондентов, о состоянии степени схожести между этими объектами в пространстве восприятия +

12. Способ, которым ребенок строил класс объектов, Дж. Брунер назвал

*синтаксис категоризации +

13. Ситуативно обусловленные высказывания различной протяженности относятся к:

*Единицам речи (по семантико-коммуникативному.

*Единицам языка + (организованы по формально-семантическому признаку

14. Вставьте пропущенное слово в формулировке важнейшей психо- и нейролингвистической универсалии: Скорость и последовательность развития семантических отношений, выражаемых средствами языка, является ____________, независимо от специфики языка - то есть принятых в данном языке формальных способов выражения данных семантических отношений:


*Постоянной +

15. Критическим для возможности усвоения родного языка считается возраст:

*от 6 до 11 лет +

16. Простейшей единицей речи по В.Д. Аракину является:

*предложение + выражающее законченное суждение и состоящее из слов данного языка, измененных по правилам морфологии и соединенных по правилам синтаксиса данного языка.

17. Дети-Маугли могут научиться жить среди людей, если они находились вне социальной среды:

*до 6 лет+

18. Основатель семиотики: *Ч.С.Пирс+

19. Э.Титченер является автором:

*ядерно-контекстной теории смысла +

20. Концепция универсального предметного кода как нейрофизиологического субстрата разработана:

*Н.И. Жинкиным +

21. Психосемиотика – область…

*психологического знания, изучающая различные аспекты влияния знаков и знаковых систем на психику человека+

22. Определите правильную трактовку:

*Значение существует для субъекта в двойственном виде, обладает двойной онтологией. +

*С одной стороны, значение - это объект его сознания, с другой – способ и механизм осознания. +

*Значения являются одновременно элементами двух различных систем. +

*Значения входят в систему общественного сознания (социального опыта) и являются социальными явлениями; но одновременно они входят в систему личности и деятельности человека, являются частью сознания личности.+

*все варианты верны +

23. Термины: «семантический компонент», «дифференциальный семантический элемент (признак)», «семантический множитель», «семантический маркер», «ноэма», «сема» - являются обозначением __________________

*минимальной единицы содержания +

24. Тезис «Чтобы воспринять (понять) высказывание, нужно построить его синтаксическую модель, полностью или, по крайней мере, частично соответствующую той модели, которая используется в процессе порождения речи» выдвинул:

*М. Халле и К. Стивенсом +

25. « Связь между словом и его значением образуется так же, как связь между палкой и бананом» - верно по отношению :

*Принципа ассоацианизма (ассоциативной связи)+

26. Кто является автором высказывания: «Мысль не выражается, а совершается в слове»?

*Л.С. Выготский +

27. Первые случаи употребления термина «психосемантика» встречались еще:

*в первой половине 20 века +

28. Первые случаи употребления термина «психосемантика» встречались ещё:

*в английской психологической литературе +

29. Л.В. Щерба под речевой деятельностью понимал:



*процессы понимания и говорения +

30. Л.С.Выготский подчеркивал:

*изначально знаки выступают в качестве средства социального контакта, а затем как средство автостимуляции.

*Благодаря знакам возникает новая форма овладения объектом – опосредованная, связанная с элементами будущего, т.е., с предварительной организацией поведения.

*оба варианта верны

31. Впервые данный термин употреблен в 1928г. Аскольдовым-Алексееевым как «мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода». Лихачев Д.С. дал следующее определение этой категории когнитивной лингвистики: обобщенная мыслительная единица, которая отражает и интерпретирует явления действительности в зависимости от личного опыта, не возникает из значений слов, а является результатом усвоенного значения с личным опытом. О какой оперативной единице памяти и ментального лексикона идет речь?

*концепт +

32. Результатом (функцией) освоения значений является:

*смыслообразование +

33. Метод многомерного шкалирования – это

*система методических приемов и способов сбора и обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения (функционирования) сложных, многомерных объектов

34. Реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения – это:

*речевая деятельность +

35. А.А.Леонтьев выделяет следующие формы существования значений:

*Языковое, предметное, ролевое +

36. Трансформационная грамматика помимо синтаксического компонента (способа описания структуры составляющих предложения) включает:

*все ответы верны ++

37. В семиотике Ч.С.Пирс предложил:

*три вида знаков +

38. Определенное отражение действительности, закрепленное языковым знаком – это:


*Слово +

39. Различие «глубинной» и «поверхностной» лингвистических структур является важным допущением для:

*трансформационной грамматики +

40. Речевые единицы организуются:

*по семантико-коммуникативному признаку +

41. Единицы языка организуются:

*по формально-семантическому признаку+

42. Характерный признак слова:

*непроницаемость (т.е. невозможность вставить в слово другое слово и тем более сочетание слов) *константность (не меняется ни при каких условиях)

43. Психосемантика – область психологии, изучающая:

*генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей психические (когнитивные) +

44. Денотативное значение (предметное) – это:

*Содержание сути назначения предмета +

45. В структуре речевой деятельности выделяют:

*3 фазы +

46. Кому принадлежит цитата: «Значение слова есть феномен мышления лишь в той мере, в какой мысль связана со словом и воплощена в слове, и обратно: оно есть феномен речи лишь в той мере, в какой речь связана с мыслью и освещена ее светом. Оно есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли».

*Л.С. Выготскому +

47. Нарушение интеллектуально-речевого развития, вызванное недостатком коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых на ребенка в раннем детском возрасте получило название:

*синдром госпитализма +

48. У каждого индивида на базе его психологического образа окружающей действительности формируется определенное, объективно обусловленное

*психологическое пространство восприятия, в котором субъективно фиксируются различные предметы и явления по принципам схожести или различия+


49. Дискурс – это:

*речь, «погруженная в жизнь», в совокупности с экстралингвистическими факторами (прагматическими, социокультурными, психологическими и пр.)+

50. Знак основан на физическом подобии означающего и означаемого.этоИконический знак+

51. Гипотеза Э.Сепира-Б.Уорфа отражает:

 гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.

52. Кто из ученых ввел понятие «прототипа категории»?

Э. Рош в середине 70-х гг. XX в. впервые ввела понятие прототипа категории. 

53. Значение - это:  это единица психического отражения и единица регуляции деятельност. Выготского: «... есть все основания рассматривать значение слова не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления»