ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 816
Скачиваний: 31
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
создание фирменного стиля, охватывающего все сферы деятельности современной корпорации; решение экспозиций - все это сегодня называется дизайном и выполняется профессиональными дизайнерами.
Попытки выяснить действительную природу дизайна через литературу о нем наталкиваются на значительные затруднения. Сложность заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Естественно поэтому, что всякое описание значительно отстает от изменений действительности.
За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайнерских фирм. В то же время, как ни странно, постановка теоретических вопросов за эти полстолетия не принесла ничего существенно нового.
Искусствовед Герберт Рид, автор вышедшей в 1934 г. первой серьезной работы о дизайне, названной «Искусство и промышленность», рассматривает дизайн как высшую форму искусства.
В том же 1934 г. вышло и первое издание книги Джона Глоага «Объяснение промышленного искусства». Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом, в аспекте профессиональной этики. В то же время он видит в дизайне обычную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.
Известнейший итальянский дизайнер Джио Понти, редактор журнала «Домус», рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм, вещей, которые раскрыли бы истинный характер нашей цивилизации.
Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808-1882), который в 1845 г. изобрел термин «художественная промышленность» («Аи МапшжЛигез»), означающий, по его собственным словам, «изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству». С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал «Журнал дизайна», обращая внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.
Связи искусства и дизайна прослеживаются в творческой биографии знаменитых дизайнеров, какой бы ориентации они ни придерживались. Норман Бел Геддес - пионер американского дизайна -начинал как театральный художник, театральным художником был Генри Дрейфус. Раймонд Лоуи, прежде чем создавать реальные дизайнерские проекты, рисовал вещи в модных журналах. Макс Билл -живописец, скульптор, архитектор. Джио Понти - универсальный художник: график и монументалист, театральный декоратор, архитектор и живописец.
Заголовок 6. Виды дизайна
Видов дизайна очень много. Каждый год появляются всё новые и новые направления дизайна. Вот основные виды дизайна: промышленный дизайн, книжный дизайн, световой дизайн, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды, графический дизайн, арт-дизайн, фито-дизайн, компьютерный дизайн.
Промышленный дизайн
Промышленным дизайном называют ту область дизайнерского искусства, которая занимается внешним видом и функциональностью производимых промышленностью изделий. Этот тип дизайна называют иногда индустриальным или предметным дизайном. Но суть его остается неизменной - сделать продукцию не только функциональной и качественной, но и способной удовлетворять эстетический потребности самых изысканных пользователей. Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood). Именно этот промышленник, занимавшийся производством набивных тканей, впервые в истории уделил столь пристальное внимание именно дизайну своей продукции. Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия).
После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы - с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн - это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».
Книжный дизайн
Книжный дизайн - это новые, разнообразные конструкции книги. Оформление книги - один из этапов подготовки рукописи к изданию, а также результат этой деятельности. Оформление разрабатывает художественный редактор, дизайнер или же разрабатывает и сам исполняет верстальщик. Он определяет формат книги, особенности шрифта, размещение текста, фотографий и другого иллюстративного материала.
Большую роль играет разработка внешнего облика книги: переплета и обложки, форзаца и различных элементов оформления внутри книги: титульный лист, иллюстрации.
А это настоящая книга! Вот только сделана она не из бумаги, а из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37 страницах-лепестках.
Световой дизайн
Световой дизайн - это направление дизайна, базирующееся на трёх основных аспектах освещения. Первый - эстетическое восприятие, этот аспект приобретает важное значение при освещении магазинов, общественных зон и архитектурных форм. Второй - эргономический аспект - функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие. Третий - энергоэффективность - необходимо понимать, нет ли пере света поверхностей, без весомой на то причины. Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтен в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства; понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном, какие эмоции при этом будет вызывать освещение. Необходимо помнить и то, что объект будет видимым не только ночью, но и днем; учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время. Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, ни наукой, скорее смесью их обоих. Профессиональному свето-дизайнеру необходима не только креативная идея, но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света.
Дизайн архитектурной среды
Дизайн интерьеров как полноценный вид проектной деятельности, сформировался относительно недавно. Но стремление вносить разнообразие в свое жилище, окружающую обстановку, а значит и собственную жизнь, было присуще человеку всегда. Интерьер - неотделимая часть архитектуры, он вызывает у людей эмоции - радость, восхищение, желание проводить в нем время снова и снова. Хорошо продуманный, интересный интерьер не оставит равнодушным ни кого. Интерьер жилого назначения - например, интерьер загородного дома - это своеобразный портрет человека, живущего в нем. При правильном подходе дизайнера, интерьер может многое рассказать о своем хозяине, его вкусах, привычках, хобби. При проектировании общественного интерьера первостепенным фактором является назначение помещения - будь то спа-салон, дизайн интерьера офиса, бутик модной одежды или гостиница в курортной зоне, очень важно понимать функциональные требование к интерьеру. Главная задача дизайнера - создать интересный, необычный интерьер который будет полностью отвечать функциональным и эстетическим требованиям, и дарить людям только позитивные эмоции.
Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн - это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Во все времена и во всех странах сад был отражением мечты человечества об идеальной жизни. Термин «ландшафтный дизайн» пришел к нам с Запада, где он появился всего лишь в начале ХХ века, но истоки самого мастерства облагораживания территорий уходят в глубокую древность. Самый древний и удивительный пример садового дизайна - Висячие сады Семирамиды. Сквозь тысячелетия дошли до нас древние египетские фрески с планами садов, пергаменты и свитки с мотивами природного ландшафта и садов Китая, старинные славянские иконы с вертоградами - так назывались сады на Руси. Сад был символом рая на земле. Современный ландшафтный дизайн поражает многообразием и богатством креативных идей для сада, среди которых каждый может найти то, что придется по душе именно ему. Но главный ориентир - простота, красота, удобство и гармония. Ландшафтный дизайн, озеленение и благоустройство сада способны преобразить загородный участок, наполнить его гармонией и спокойствием. Здесь приятно будет отдыхать от трудовых будней, проводить время с детьми, встречать гостей, да и просто любоваться окружающей красотой.
Визаж
Визаж - это, прежде всего искусство, участвующее в создании прекрасного облика человека. Визажист - дизайнер и архитектор лица. Профессиональный визажист занимается трансформацией внешности, создает «гармоничное сочетание макияжа, прически и всего облика человека». На курсах визажа изучается психология цвета, законы композиции и рисунка. Слушатели курсов визажа знакомятся с основами косметологии и парикмахерского дела, учатся подбирать варианты повседневного и вечернего макияжа, выявлять выигрышные сочетания цветов, выбирать косметические средства в соответствии с типом кожи. Задача профессионального визажиста - найти и подчеркнуть достоинства и замаскировать или обыграть недостатки. В результате получается не просто красивая правильная картинка, а реальная женщина, волнующая и привлекающая внимание. Владение искусством визажа и макияжа дает возможность каждой женщине подчеркнуть сильные стороны своей внешности и почувствовать себя неотразимой.
Дизайн одежды
Дизайн одежды - моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ. Дизайнеры-модельеры занимаются созданием новых моделей одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров. При этом дизайнер-профессионал просто обязан учитывать тенденции моды, гендерные и возрастные особенности тех, кто будет «носить» на себе их идеи, климатические условия и времена года.
Ещё недавно, в 60 - 70е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; и работы модельера-дизайнера - серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные произведения «от кутюр», и серийно выпускаемая продукция «пред-а-порте» относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды основывается на основе дизайнерского формообразования, ориентированной на самые современные технологии, материалы, демократичность и, ориентируясь на широкие слои населения.
Графический дизайн
Графический дизайн - это создание графических изображений с целью воплощения определенных идей. С произведениями графики - объясняющими, украшающими - мы сталкиваемся всю свою жизнь. Графика присутствует буквально везде - на улице, в книгах. Мы познаем дизайнерское искусство через дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации в журналах, упаковки для разнообразных товаров, включая сигареты и таблетки от головной боли, логотипы фирм-производителей на футболках и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий. И это отнюдь не феномен современного мира. Графическому дизайну присущ целый ряд функций. И первая из них - различительная, она помогает отличить одну компанию, организацию и даже целую отрасль от другой. Вторая функция дизайна - информативная. Многие дизайнерские продукты призваны разъяснять потребителю самые различные вопросы: как разделывать утку или что нужно для регистрации новорожденного. Третьей функцией графического дизайна является эмоциональное воздействие. Дизайнерские работы вызывают у нас определенные чувства, помогают нам осознать свою причастность к окружающему предметному миру и сформировать определенное мнение о нем. Графический дизайн и по своим целям, и по сферам применения - это неотъемлемая часть нашего современного мира.
Арт-дизайн
Арт-дизайн - течение авангардного искусства, получившее распространение в 1980-х гг., главным образом в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В композициях арт-дизайна соединялись приемы авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна. Эти странные произведения составлялись из бытовых предметов, обломков механизмов, промышленных деталей, фрагментов политических плакатов, фотографий, манекенов, муляжей - в самых нелепых сочетаниях. Они были призваны выявить непривычные, нетрадиционные стороны обычных утилитарных вещей и тем самым вскрыть абсурдность, банальность массовой культуры социалистического общества, примитив политической агитации. Главное выразительное средство - шок, вызов - нехудожественной природы, но оно парадоксально создавало своим демонстративным анти эстетизмом некую эстетическую ситуацию. В некоторой мере арт-дизайн был преемником поп-арта 1950-х гг. Но если в поп-арте демонстрацией обыденных предметов вызывалось ощущение нелепых, алогичных связей, то в арт-дизайне 1980-х - скорее наоборот, элементарными средствами создавался сложный идеологический подтекст. Поэтому арт-дизайн и стал дерзкой формой протеста художника против окружающей его лжи общественной жизни.
Попытки выяснить действительную природу дизайна через литературу о нем наталкиваются на значительные затруднения. Сложность заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Естественно поэтому, что всякое описание значительно отстает от изменений действительности.
За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайнерских фирм. В то же время, как ни странно, постановка теоретических вопросов за эти полстолетия не принесла ничего существенно нового.
Искусствовед Герберт Рид, автор вышедшей в 1934 г. первой серьезной работы о дизайне, названной «Искусство и промышленность», рассматривает дизайн как высшую форму искусства.
В том же 1934 г. вышло и первое издание книги Джона Глоага «Объяснение промышленного искусства». Глоаг рассматривает дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом, в аспекте профессиональной этики. В то же время он видит в дизайне обычную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.
Известнейший итальянский дизайнер Джио Понти, редактор журнала «Домус», рассматривает дизайн с точки зрения профессиональных художественных возможностей, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм, вещей, которые раскрыли бы истинный характер нашей цивилизации.
Пионером дизайна можно считать английского художника Генри Кола (1808-1882), который в 1845 г. изобрел термин «художественная промышленность» («Аи МапшжЛигез»), означающий, по его собственным словам, «изящные искусства или красоту, приложенные к механическому производству». С 1849 по 1852 г. Генри Кол издавал «Журнал дизайна», обращая внимание на прибыльность и коммерческую ценность проектов. Однако еще раньше, в 1832 г., английский промышленник и политик Роберт Пиль призывал использовать искусство для укрепления конкурентоспособности английских товаров.
Связи искусства и дизайна прослеживаются в творческой биографии знаменитых дизайнеров, какой бы ориентации они ни придерживались. Норман Бел Геддес - пионер американского дизайна -начинал как театральный художник, театральным художником был Генри Дрейфус. Раймонд Лоуи, прежде чем создавать реальные дизайнерские проекты, рисовал вещи в модных журналах. Макс Билл -живописец, скульптор, архитектор. Джио Понти - универсальный художник: график и монументалист, театральный декоратор, архитектор и живописец.
Заголовок 6. Виды дизайна
Видов дизайна очень много. Каждый год появляются всё новые и новые направления дизайна. Вот основные виды дизайна: промышленный дизайн, книжный дизайн, световой дизайн, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, визаж, дизайн одежды, графический дизайн, арт-дизайн, фито-дизайн, компьютерный дизайн.
Промышленный дизайн
Промышленным дизайном называют ту область дизайнерского искусства, которая занимается внешним видом и функциональностью производимых промышленностью изделий. Этот тип дизайна называют иногда индустриальным или предметным дизайном. Но суть его остается неизменной - сделать продукцию не только функциональной и качественной, но и способной удовлетворять эстетический потребности самых изысканных пользователей. Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Первые промышленные дизайнеры появились ещё в XVIII веке в Англии, что связано, прежде всего, с деятельностью Джозайи Веджвуда (Josiah Wedgwood). Именно этот промышленник, занимавшийся производством набивных тканей, впервые в истории уделил столь пристальное внимание именно дизайну своей продукции. Определение «индустриальный дизайн» появилось в 1919 году благодаря архитектору из Германии Вальтеру Гропиусу, основавшему революционную школу индустриального дизайна «Баухаус» в Веймаре (Германия).
После второй мировой войны индустриальный дизайн получил серьёзное развитие в Скандинавии и Нидерландах. Примерно в это же время интерес к направлению высказали прагматичные американцы - с целью увеличения продаж. В 60-е годы XX века направление стало настолько популярно в США, что была организована Коллегия Индустриального дизайна. В 1969 году член этой коллегии Томас Малдонадо дал весьма ёмкое определение индустриальному дизайну: «Индустриальный дизайн - это творческая активность, имеющая цель улучшать внешние достоинства объектов, производимых в промышленности».
Книжный дизайн
Книжный дизайн - это новые, разнообразные конструкции книги. Оформление книги - один из этапов подготовки рукописи к изданию, а также результат этой деятельности. Оформление разрабатывает художественный редактор, дизайнер или же разрабатывает и сам исполняет верстальщик. Он определяет формат книги, особенности шрифта, размещение текста, фотографий и другого иллюстративного материала.
Большую роль играет разработка внешнего облика книги: переплета и обложки, форзаца и различных элементов оформления внутри книги: титульный лист, иллюстрации.
А это настоящая книга! Вот только сделана она не из бумаги, а из лепестков роз. Омский художник Анатолий Кононенко разместил свои любимые произведения Александра Сергеевича Пушкина на 37 страницах-лепестках.
Световой дизайн
Световой дизайн - это направление дизайна, базирующееся на трёх основных аспектах освещения. Первый - эстетическое восприятие, этот аспект приобретает важное значение при освещении магазинов, общественных зон и архитектурных форм. Второй - эргономический аспект - функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие. Третий - энергоэффективность - необходимо понимать, нет ли пере света поверхностей, без весомой на то причины. Каждый из перечисленных аспектов должен быть учтен в работе светодизайнера. В эстетическом смысле светодизайнер должен повысить привлекательность освещаемого пространства; понять, как объект будет взаимодействовать с окружающим фоном, какие эмоции при этом будет вызывать освещение. Необходимо помнить и то, что объект будет видимым не только ночью, но и днем; учитывать дневной свет и требования безопасности в ночное время. Световой дизайн, как и архитектура, не является по отдельности ни искусством, ни наукой, скорее смесью их обоих. Профессиональному свето-дизайнеру необходима не только креативная идея, но и понимание физических свойств света и принципов работы светильников и источников света.
Дизайн архитектурной среды
Дизайн интерьеров как полноценный вид проектной деятельности, сформировался относительно недавно. Но стремление вносить разнообразие в свое жилище, окружающую обстановку, а значит и собственную жизнь, было присуще человеку всегда. Интерьер - неотделимая часть архитектуры, он вызывает у людей эмоции - радость, восхищение, желание проводить в нем время снова и снова. Хорошо продуманный, интересный интерьер не оставит равнодушным ни кого. Интерьер жилого назначения - например, интерьер загородного дома - это своеобразный портрет человека, живущего в нем. При правильном подходе дизайнера, интерьер может многое рассказать о своем хозяине, его вкусах, привычках, хобби. При проектировании общественного интерьера первостепенным фактором является назначение помещения - будь то спа-салон, дизайн интерьера офиса, бутик модной одежды или гостиница в курортной зоне, очень важно понимать функциональные требование к интерьеру. Главная задача дизайнера - создать интересный, необычный интерьер который будет полностью отвечать функциональным и эстетическим требованиям, и дарить людям только позитивные эмоции.
Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн - это одновременно и наука и искусство создания благоустроенных, гармоничных садово-парковых ансамблей. Во все времена и во всех странах сад был отражением мечты человечества об идеальной жизни. Термин «ландшафтный дизайн» пришел к нам с Запада, где он появился всего лишь в начале ХХ века, но истоки самого мастерства облагораживания территорий уходят в глубокую древность. Самый древний и удивительный пример садового дизайна - Висячие сады Семирамиды. Сквозь тысячелетия дошли до нас древние египетские фрески с планами садов, пергаменты и свитки с мотивами природного ландшафта и садов Китая, старинные славянские иконы с вертоградами - так назывались сады на Руси. Сад был символом рая на земле. Современный ландшафтный дизайн поражает многообразием и богатством креативных идей для сада, среди которых каждый может найти то, что придется по душе именно ему. Но главный ориентир - простота, красота, удобство и гармония. Ландшафтный дизайн, озеленение и благоустройство сада способны преобразить загородный участок, наполнить его гармонией и спокойствием. Здесь приятно будет отдыхать от трудовых будней, проводить время с детьми, встречать гостей, да и просто любоваться окружающей красотой.
Визаж
Визаж - это, прежде всего искусство, участвующее в создании прекрасного облика человека. Визажист - дизайнер и архитектор лица. Профессиональный визажист занимается трансформацией внешности, создает «гармоничное сочетание макияжа, прически и всего облика человека». На курсах визажа изучается психология цвета, законы композиции и рисунка. Слушатели курсов визажа знакомятся с основами косметологии и парикмахерского дела, учатся подбирать варианты повседневного и вечернего макияжа, выявлять выигрышные сочетания цветов, выбирать косметические средства в соответствии с типом кожи. Задача профессионального визажиста - найти и подчеркнуть достоинства и замаскировать или обыграть недостатки. В результате получается не просто красивая правильная картинка, а реальная женщина, волнующая и привлекающая внимание. Владение искусством визажа и макияжа дает возможность каждой женщине подчеркнуть сильные стороны своей внешности и почувствовать себя неотразимой.
Дизайн одежды
Дизайн одежды - моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ. Дизайнеры-модельеры занимаются созданием новых моделей одежды, обуви, головных уборов и аксессуаров. При этом дизайнер-профессионал просто обязан учитывать тенденции моды, гендерные и возрастные особенности тех, кто будет «носить» на себе их идеи, климатические условия и времена года.
Ещё недавно, в 60 - 70е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; и работы модельера-дизайнера - серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные произведения «от кутюр», и серийно выпускаемая продукция «пред-а-порте» относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды основывается на основе дизайнерского формообразования, ориентированной на самые современные технологии, материалы, демократичность и, ориентируясь на широкие слои населения.
Графический дизайн
Графический дизайн - это создание графических изображений с целью воплощения определенных идей. С произведениями графики - объясняющими, украшающими - мы сталкиваемся всю свою жизнь. Графика присутствует буквально везде - на улице, в книгах. Мы познаем дизайнерское искусство через дорожные знаки, рекламные объявления, иллюстрации в журналах, упаковки для разнообразных товаров, включая сигареты и таблетки от головной боли, логотипы фирм-производителей на футболках и даже ярлыки с инструкциями по стирке тех или иных видов изделий. И это отнюдь не феномен современного мира. Графическому дизайну присущ целый ряд функций. И первая из них - различительная, она помогает отличить одну компанию, организацию и даже целую отрасль от другой. Вторая функция дизайна - информативная. Многие дизайнерские продукты призваны разъяснять потребителю самые различные вопросы: как разделывать утку или что нужно для регистрации новорожденного. Третьей функцией графического дизайна является эмоциональное воздействие. Дизайнерские работы вызывают у нас определенные чувства, помогают нам осознать свою причастность к окружающему предметному миру и сформировать определенное мнение о нем. Графический дизайн и по своим целям, и по сферам применения - это неотъемлемая часть нашего современного мира.
Арт-дизайн
Арт-дизайн - течение авангардного искусства, получившее распространение в 1980-х гг., главным образом в СССР и социалистических странах Восточной Европы. В композициях арт-дизайна соединялись приемы авангардного изобразительного искусства и промышленного дизайна. Эти странные произведения составлялись из бытовых предметов, обломков механизмов, промышленных деталей, фрагментов политических плакатов, фотографий, манекенов, муляжей - в самых нелепых сочетаниях. Они были призваны выявить непривычные, нетрадиционные стороны обычных утилитарных вещей и тем самым вскрыть абсурдность, банальность массовой культуры социалистического общества, примитив политической агитации. Главное выразительное средство - шок, вызов - нехудожественной природы, но оно парадоксально создавало своим демонстративным анти эстетизмом некую эстетическую ситуацию. В некоторой мере арт-дизайн был преемником поп-арта 1950-х гг. Но если в поп-арте демонстрацией обыденных предметов вызывалось ощущение нелепых, алогичных связей, то в арт-дизайне 1980-х - скорее наоборот, элементарными средствами создавался сложный идеологический подтекст. Поэтому арт-дизайн и стал дерзкой формой протеста художника против окружающей его лжи общественной жизни.