Файл: Судебные приставы, как орган дознания Актуальность исследования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Судебные приставы, как орган дознания

Выполнил:

Актуальность исследования


Теоретическая актуальность и практическая значимость выбранной проблемы исследования заключается в том, что специально созданная служба судебных приставов играет важную роль в судебной системе России. Ее основная задача заключается в обеспечении исполнения судебных постановлений, решений и иных юридических актов, вынесенных судами и другими органами.
актуальность исследования этой темы обусловлена необходимостью разработки эффективных подходов к управлению службой судебных приставов в соответствии с законодательством России. Только так можно обеспечить правильное исполнение судебных решений и защитить правопорядок в стране. Судебные приставы играют существенную роль в укреплении государственности и обеспечении правосудия в России. Одним из ключевых инструментов борьбы с преступностью и защиты прав граждан является деятельность Федеральной службы судебных приставов России.

Цель и задачи исследования


Целью работы является исследование осуществления дознания службой судебных приставов. Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить задачи:
1) охарактеризовать структуру Федеральной службы судебных приставов как органа дознания;
2) рассмотреть компетенции должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, наделенных полномочиями по производству дознания;
3) выявить проблемы расследования уголовных дел о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту;
4) проанализировать проблемы расследования уголовных дел о неисполнении судебных решений.

Объект и предмет исследования


Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в ходе уголовно-процессуальной деятельности органов дознания в ФССП России, специфические закономерности, возникающие в правоприменительной деятельности органов дознания ФССП России.
Предметом исследования являются материальные и процессуальные нормы, регламентирующие деятельность органов дознания ФССП России, положения международного и российского права, решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, правоприменительная практика по исследуемой проблеме.



В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ к компетенции ФССП России относятся семь составов преступлений:
1) ст. 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»;
2) ст. 177 УК РФ «Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности»;
3) ст. 394 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования»;
4) ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду»;
5) ст. 311 УК РФ «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса»;
6) ст. 312 УК РФ «Незаконные действия в отношении имущества, которое подвергнуто описи, аресту либо подлежащего конфискации»;
7) ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».


Организация дознания в ФССП России регулируется Положением об организации дознания, которое устанавливает порядок организации процессуального контроля за проведением проверок сообщений о преступлениях и производством дознания по преступлениям, которые относятся к подследственности ФССП России, руководителями ее территориальных органов, их заместителями, которые занимаются организацией дознания, а также начальниками отделов — старшими судебными приставами и их заместителями, начальниками отделов организации дознания территориальных органов ФССП России и их заместителями

Основные полномочия начальника органа дознания


1) давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях;
2) поручать дознавателю полномочия органа дознания по осуществлению дознания;
3) давать письменные указания по уголовным делам, которые обязательны для исполнения дознавателем;
4) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей, в случае изменения состава группы дознавателей выносить решение об изменении ее состава;
5) утверждать обвинительный акт и обвинительное постановление.


. Согласно данным статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов России, в 2022 г. общее количество исполнительных производств, находившихся на исполнении, составило 51 920 671, в том числе по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции, - 24 856 856, арбитражными судами - 1 249 008.


При этом количество исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, оказалось гораздо меньшим - всего 21 352 906 (41,13% от общего числа), а по исполнительным документам, выданным судами общей юрисдикции и арбитражными судами, - 8 056 340 и 294 092 соответственно


В 2022 г. общее количество исполнительных производств, в рамках которых накладывался арест, достигло 288 917, общая стоимость арестованного имущества составила 166 273 265 рублей, а стоимость имущества, переданного на реализацию по результатам оценки за указанный период, - лишь 101 608 376 рублей

Проблемы расследования уголовных дел о неисполнении судебных решений


согласно данным ведомственной статистической отчетности, по итогам 3 месяцев 2022 года возбуждено по части 2 статьи 315 Уголовного кодекса Российской Федерации - 437 дел .
По части 1 статьи 315 УК РФ практика только начинает формироваться, в виду того, что административная преюдиция и расширение круга субъектов рассматриваемого преступления были введены законодателем лишь 2 октября 2020 года.

выводы


1. в отличие от других правоохранительных структур ФССП РФ не имеет практического и исторического опыта производства предварительного расследования;
2. органам дознания - старшим судебным приставам большая нагрузка нередко препятствует занятию процессуальной деятельностью;
3. проявляется явная нехватка штатной численности при постоянно растущих нагрузках;
4. нехватка сроков дополнительного дознания;
5. низкий уровень подготовки приставов-исполнителей и приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, собирающих первичную информацию по уголовным делам;
6. недостаточная осведомленность общественности и о процессуальной деятельности ФССП РФ;
7. недостаточное взаимодействие приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судей по документированию составов преступлений против правосудия и др.

Выводы


Важно также отметить, что отсутствие законодательной регламентации прав судебных приставов производить оперативно-розыскные мероприятия не лучшим образом сказывается на качестве расследования уголовных дел, отнесенных законодателем к компетенции ФССП России. Необходимость осуществления мер по розыску имущества всегда присутствует при расследовании уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст.312 УК РФ «незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации». Отсутствие же законодательного закрепления права на проведение оперативно-розыскных мероприятий не позволяет добиться стопроцентной результативности при розыске «исчезнувшего» имущества.


Спасибо за внимание!