ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 21
Нравственные уроки комедии Грибоедова «Горе от ума». Подготовка к домашнему сочинению
Здравствуйте!
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Какова роль Чацкого в комедии «Горе от ума»?
Посмотрите на слайд. Дано облако слов. Что объединяет эти слова? Это всё нравственные ценности.
Дома вы должны были выписать определение понятию «нравственные ценности». Что это такое? Ученики читают свои определения.
У разных людей могут быть разные ценности.
А что значит «нравственные уроки»? Что это за уроки?
Каким нравственным урокам учит читателей Грибоедов в комедии «Горе от ума»? Каковы нравственные ценности героев комедии «Горе от ума»? Узнаем сегодня на уроке.
Сформулируйте тему урока: Нравственные уроки комедии «Горе от ума». Подготовка к домашнему сочинению
Задачи урока:
1.Узнать нравственные ценности героев комедии.
2.Выяснить, каковы нравственные уроки комедии «Горе от ума».
3.Подготовиться к домашнему сочинению.
А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку. Почему комедия не теряет своей актуальности? В течение урока ответим на этот вопрос.
В начале урока мы вспомнили с вами основные нравственные ценности.
Каковы ценности главных героев комедии? Давайте выясним.
Предлагаю ученикам составить таблицу, чтобы дома можно было использовать этот материал для написания сочинения.
И начнём с главного героя комедии. Каковы нравственные ценности Александра Анрдеевича Чацкого? Честность, гуманность, справедливость, патриотизм.
Каковы нравственные ценности Софьи Павловны Фамусовой?
Взаимоуважение, доброта, отзывчивость, смелость, независимость, чувство собственного достоинства.
Что Софья ценит в Молчалине? Терпение, спокойствие, вежливость, усердие.
Терпение и понимание для Софьи являются достоинствами, именно за эти качества она и полюбила Молчалина. А как Чацкий относится к этим качествам? Терпение и понимание для Чацкого являются слабостью, отсутствием гордости и достоинства. Софья Фамусова и Александр Чацкий ценят в людях разные качества.
Каковы нравственные ценности Фамусова? Забота о дочери, безграничная любовь к ней.
Каковы нравственные ценности Скалозуба? Преданность и патриотизм. Он хороший военный.
Главные герои комедии «Горе от ума» являются носителями какой-то одной черты характера или они многогранны?
Герои комедии «Горе от ума» — это образцы художественного обобщения. Они индивидуальны и в то же время являются образами-символами. А. С. Грибоедов изображает их во всём многообразии чувств и страстей. Так, Фамусов не только ворчун, низкопоклонник, делец и волокита, но и любящий отец, покровитель своей родни. Молчалин подобен хамелеону: его речь меняется в зависимости от того, с кем он говорит. Скалозуб — храбрый воин, отличный наездник, но гонитель просвещения, сторонник жизни по военному образцу.
Каковы нравственные уроки комедии? Чему учит нас Грибоедов?
Уроки, которые Грибоедов дает в своей комедии, были актуальны два столетия назад, и актуальны сейчас. Среди самых важных нравственных уроков можно выделить следующие:
1.Не стоит лгать и унижаться ради собственной выгоды.
2.Выполняйте свою работу добросовестно. Служите делу, а не лицам.
3.В любой ситуации ведите себя достойно.
4.Стоит уважать и ценить культуру своей страны.
5.Учиться можно и нужно в любом возрасте.
6. Не нужно бездумно следовать моде.
Это ученики записывают в тетрадь.
Изначально Грибоедов назвал свою комедию «Горе уму», но потом автор поменял название.
Прочитайте статью в учебнике «Замысел комедии» и ответьте на вопрос:
В чём разница названий комедии «Горе уму» и «Горе от ума»?
Мы завершили с вами изучение комедии Грибоедова «Горе от ума».
В конце урока предлагаю ученикам сыграть в игру «Морфологический ящик». Этот приём использую вместо теста, разрешаю пользоваться тетрадью и учебником.
Каждому ученику выдаю таблицу, нужно по таблице составить полную характеристику героя, выбрав верные утверждения. Ответы записывать нужно в виде ключа. Показываю пример.
Далее ученики работают самостоятельно или в парах.
Затем работы проверяю и оцениваю.
Возвращаемся к задачам урока.
Всё ли у вас получилось? Да.
Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
1.Какие нравы и поступки, высмеянные в пьесе, осуждаются и сегодня?
2.Что больше всего вам понравилось в комедии?
3.Чему учит читателей комедия «Горе от ума»?
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как характеризуют человека его нравственные ценности?»
Шаблоны выдаю ученикам.