Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 512

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

134 дальнейшем, актуализируется бизнес-план. Для создания модели необходимо наличие исходных данных:
1) Основные параметры проекта: срок реализации проекта, период планирования, ставка дисконтирования, темп инфляции, налоговая схема проекта и пр.
2) Прогноз всех доходов по проекту.
3) Прогноз всех расходов по проекту: основные средства, сырье и материалы, кадры, услуги сторонних организаций и пр.
4) Параметры и привлечение источников финансирования проекта.
На основе введенных исходных данных электронная модель рассчитывает все основные финансовые показатели проекта, сроки и порядок погашения кредитов, возврат собственных вложений, прогнозные показатели бухгалтерских форм отчетности.
Существует два похода к созданию электронной модели: с использованием готового специализированного программного обеспечения, либо же собственными силами.
На российском рынке представлено несколько программных продуктов для создания и оценки инвестиционных планов (Project Expert, Альт-Инвест и пр.). Это универсальные продукты для расчета проектов любого направления.
Универсальность подобных систем одновременно является и плюсом, и минусом. Ведь учесть все особенности сложных проектов они не в состоянии.
Другой способ - разработать электронную модель самостоятельно. Это самый верный, но и самый трудоемкий способ. Он подходит для людей, которые являются профессионалами в финансовом моделировании и неоднократно разрабатывали бизнес-планы. Наиболее часто для разработки подобных моделей используется MS Excel. Можно назвать следующие плюсы данного способа. Это полная привязка к конкретному проекту, учет всех его тонкостей, возможность легко отследить и проверить все расчетные формулы и связки данных, легкость корректировки на любом этапе работы. Среди минусов, прежде всего, колоссальная трудоемкость.
Выбор между способами создания электронной модели проекта остается за разработчиком бизнес-плана, который решает этот вопрос с учетом особенностей и сложности проекта. После составления электронной модели, проект переходит в стадию оформления бизнес-плана, в котором отражаются как исходные данные, так и результаты расчетов.
Основные разделы бизнес-плана
Состав разделов бизнес-плана может варьироваться в зависимости от целей и задач проекта. Общие рекомендации по составу разделов можно легко найти в специализированной литературе. Мы же расскажем о важных моментах составления отдельных разделов.
1. Резюме проекта.
Данный раздел содержит в себе ключевую информацию для: инвесторов, руководства компании, акционеров, - то есть лиц, для которых составляется бизнес-план. В резюме есть краткая информация о самом проекте, его преимуществах, сведения об организаторе проекта, финансовые показатели, параметры кредита, чувствительность проекта. Существует мнение, что данный


135 раздел не должен превышать 2-3 страниц. Но это верно лишь отчасти. Довольно часто возникает необходимость более подробного раскрытия информации уже в разделе резюме. Например, если компания выводит на рынок какой-либо новый продукт/услугу, то кратким маркетинговым выкладкам следует выделить больше места. В случае составления бизнес-плана развития компании, руководству необходимо уже в резюме показать за счет чего компания планирует достичь заявленных показателей
(организационная схема, бизнес-процессы, диверсификация производства и пр.).
2. Маркетинговый блок.
Основная часть этого блока бизнес-плана может начинаться такими разделами: концепция создаваемого бизнеса, стратегия развития компании, описание продвигаемой продукции/услуги. Приведенные варианты могут входить в состав бизнес-плана не только по-одиночке, но и последовательно, дополняя друг друга. При составлении раздела, посвященному непосредственно описанию продукции/услуги/объекта/ компании можно смело использовать стандартными подходами, которые описаны в любом открытом источнике. Однако важно помнить одно: не обязательно представлять свой объект бизнес-плана, как нечто уникальное и заслуживающее внимание. Зачастую, потенциальным инвесторам гораздо понятнее иметь дело уже с чем-то знакомым, что уже хорошо себя зарекомендовало на практике.
Также в условный маркетинговый блок необходимо включить сведения об анализе рынка. В частности, нужно рассмотреть тот сегмент, в котором планирует оперировать организатор проекта. Обычно компании обращаются в маркетинговые агентства, если рынок не до конца понятен или в случае, когда инвестору необходима виза агентства для принятия решения о вхождении в проект. В процессе проведения анализа рынка необходимо особое внимание уделить конкурентной среде. Чем четче будет позиционирование объекта бизнес- плана, тем обоснованней будет выглядеть план по доходам проекта.
3. План по сбыту.
Эти сведения могут быть выделены в отдельный раздел или же идти в общем составе маркетингового блока. Здесь необходимо раскрыть вопросы каналов сбыта, организационной схемы сбыта, ценообразование и непосредственно маркетинговые мероприятия, планируемые к осуществлению.
4. Организационный план.
Здесь необходимо представить подробную информацию об организаторе проекта: сведения об управляющем составе, акционерах, историю компании, основные финансовые показатели деятельности, сведения о ранее выполненных проектах. Потенциальных инвесторов будет интересовать также, какими активами располагает организатор проекта, и каким образом активы можно использовать в качестве залога. Существенным плюсом для инвестора будет опыт реализации подобных проектов или же богатый успешный опыт в представляемой сфере.
После анализа данного раздела инвестору должно быть понятно, с кем он имеет дело, ведь инвестор в действительности собирается вкладывать ресурсы не только сам проект, но и команду. Очень важно убедить его в квалификации организатора и его команды. Во второй части данного раздела следует отразить непосредственно организационную схему реализации проекта. Здесь, помимо


136 простого описания всего механизма реализации, распределения вкладов и результатов проекта, необходимо использовать наглядные графические формы.
5. Инвестиционный план.
В этом разделе нужно рассказать о ранее осуществленных капитальных вложениях на развитие бизнеса или разработку продукта/услуги объекта.
Отдельно выделить планируемые к приобретению основные средства. Показать комплекс мероприятий и затрат по нематериальным активам (бренду, разрешениям, согласованиям и пр.), стоимости проводимых работ и услуг по дальнейшему развитию бизнеса/продукта/услуги/объекта. В разделе могут быть представлены как собственные данные организатора проекта, полученные на основании опыта хозяйственной деятельности, так и конкретные предложения поставщиков и контрагентов, которых планируется привлечь к реализации проекта.
6. Календарный график реализации проекта.
Здесь должны быть наглядно представлены все стадии инвестиционного цикла, сроки и стоимость этих стадий, ответственные лица. Подобные графики удобно, к примеру, составлять в таких программных продуктах как MS Project,
Project Expert.
7. Операционный план.
Как правило, в этом разделе представлены планы по текущим доходам и расходам проекта. В первой его части необходимо представить План продаж, который тесно связан с блоком маркетинга по вопросам ценообразования.
Представлять План продаж рекомендуется очень наглядно, с использованием графиков и схем. Большинство проектов очень чувствительно к объемам выручки, поэтому вопросы определения цены и объемов реализации необходимо прорабатывать самым тщательным образом. Общий план по текущим доходам и расходам обычно отображается в конце раздела в сводной таблице, с разбивкой по интервалам планирования. Операционный блок интересен, в первую очередь лицам, которые будут ответственными за реализацию проекта.
8. Финансовый план.
В этом разделе инвестора больше всего будет интересовать порядок финансирования проекта и график погашения, выплаты процентов / возврата инвестиций. В финансовый план, помимо графиков внесения и возврата собственных и заемных средств, принято включать показатели макроэкономического окружения проекта, налоговую схему проекта, а также основные отчетные бухгалтерские формы проекта на весь срок планирования.
Данный блок должен полностью содержать в себе результаты расчетов электронно-математической модели проекта: финансовые результаты; взаимоотношения с кредиторами; потребности в финансировании; прогнозные бухгалтерские и управленческие отчеты; показатели финансовой состоятельности проекта.
9. Эффективность проекта и устойчивость к рискам.
Заключительный блок бизнес-плана представлен на основании финансового плана. Оценку коммерческой эффективности проекта, как правило,


137 проводят как для полных инвестиционных затрат, так и только для собственных средств, вложенных в проект. Перечень представляемых показателей эффективности зависит от цели подготовки бизнес-плана. Рекомендуемое количество ключевых показателей - не более 6 (шести). Все показатели желательно рассчитывать автоматически для того, чтобы, варьируя исходные данные по проекту, можно было определить оптимальную схему реализации проекта. Точно также, искусственно меняя исходные показатели, определяется, к каким факторам и рискам проект устойчив, а к каким - нет. Отметим также, что анализ рисков необходимо проводить не только количественно, но и качественно: с описанием исходных положений, возможных сценариев развития ситуаций, методов минимизации наиболее опасных рисков.
Автор:Шубейко Игорь Евгеньевич, Ведущий консультант департамента управленческого консалтинга АКГ «Гориславцев и К.»
Источник: http://www.gorislavtsev.ru/press_center/publications/00003/

138
Тема 15. Аналитическая деятельность в сфере парламента,
государственной службы и ООП
1. Базовые определения:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ – способ аналитического обобщения и представления информации о личности.
2. Задание к данной теме:
1. Познакомиться с электронным ридером по теме 15, прочитать рекомендованную литературу. Подготовить вопросы преподавателю.
2. По итогам изучения курса составьте свой собственный аналитический портрет, отразив в нем свои особенности, достоинства и недостатки как аналитика.
Направьте выполненное задание руководителю аналитической группы через систему LMS, распечатайте и принесите с собой на зачет.
3. Содержание темы:
Задачи и организация аналитической службы Совета безопасности РФ.
Посещение ситуационной комнаты Совета безопасности РФ.
Задачи и организация работы аналитической службы парламента. На примере аналитических подразделений Государственной Думы и Совета
Федерации.
Задачи и организация аналитической работы государственного органа управления. На примере аналитических подразделений Минрегиона и
Минэкономики.
Задачи и организация аналитической работы в силовых структурах.
Посещение аналитических подразделений Министерства обороны, МВД, МЧС.
Посещение ситуационной комнаты.
4. Рекомендованная литература:
Котелевская И.В. Парламентская информационно-аналитическая служба // В сб:
Конституционный строй России. Выпуск второй. Вопросы парламентского права. –
М.: − 1995. – стр. 108-118. (LMS).
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти
//
Аналитический вестник.
Серия:


139
Государственное строительство и конституционные права граждан. Выпуск 20.
Часть 1 и 2. − М.: − Издание Государственной Думы. – 2004. (LMS).
Проблемы совершенствования аналитического обеспечения законодательного процесса // Аналитический вестник. Серия: Государственное строительство и конституционные права граждан. Выпуск 3. − М.: − Издание Государственной
Думы. – 2005. (LMS).
Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. – М.: − Издательский дом Шумиловой −
2005. (LMS).
Хрестоматия. Практическая аналитика в службах безопасности. Под общей редакцией И.Б.Линдера. − М.: − 2006. − 512 с. (LMS).
5. Практикум аналитика:
Составление аналитического портрета
События, исследуемые аналитиками, практически всегда имеют ярко выраженный
«личностный» подтекст. Личность, субъект – непременный участник социальных, политических, правовых процессов и ситуаций. Знание личностных качеств лидеров, возглавляющих государственные и общественные структуры, политический партии и движения, организации и учреждения позволяет прогнозировать политику этих организаций, их ответные действия, предсказать линию поведения в различных, прежде всего, конечно, конфликтных ситуациях.
Поэтому культура работы с персональной информацией – необходимая составная часть подготовки правового аналитика.
Информация об интересующей аналитика личности может накапливаться, в частности, в форме аналитического досье, примерная структура и содержание которого приведено ниже.
Примерная структура персонального аналитического досье
(Для ориентации к каждому фрагменту дан комментарий, отмечающий (А) − где эти сведения можно получить, и (Б) − чем они могут быть полезны для аналитика).
1. Фамилия, имя, отчество:
(А) личные документы, деловые и персональные бумаги, почта, контактеры. (Б) ориентирование в национальности, родственниках и предках, представление о претенциозности и взглядах родителей, содействие при контактах.
2. Параллельные имена, клички, прозвища, псевдонимы и их
использование (когда, где, почему, степень их скрываемости):
(А) письма, личные бумаги, телефонные и обычные разговоры, контактеры.