Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 517

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

124
Возможен ли отказ КНДР от ядерной программы?
По одному из главных вопросов – о возможном свертывании ядерной программы КНДР в случае выполнения США ее требований – мнения участников ситуационного анализа разделились. Некоторые полагают, что прекращение разработки северокорейской ядерной программы при нынешнем режиме невозможно ни при каких обстоятельствах. Пхеньян соглашается на переговоры лишь для того, чтобы выиграть время и поставить мир перед свершившимся фактом. Но, по мнению значительной части экспертов, при определенных условиях не исключено ни свертывание, ни замораживание ядерной программы
КНДР.
Как показали события октября – начала ноября 2003 года (когда КНДР выразила готовность рассмотреть предложения США о гарантиях безопасности),
Пхеньян склоняется к нормализации отношений с США, что, однако, предполагает уступки с другой стороны. Договор, к которому стремится КНДР, по- видимому, не будет пактом о ненападении в классическом смысле этого понятия.
Позиция Северной Кореи перед вторым раундом переговоров состоит в следующем: она пока готова согласиться только на то, чтобы США подписали документ без его ратификации Сенатом. Важной проблемой является способность переговорщиков «упаковать» соглашение США и Северной Кореей в контекст договоренности между шестью участниками переговоров (США, Северная Корея,
Япония, Россия, Южная Корея и Китай). С одной стороны, это противоречит стремлению КНДР подчеркнуть двусторонний характер соглашения. С другой – письменные обязательства всех без исключения стран «шестерки» должны стать для Пхеньяна дополнительной гарантией соблюдения соглашения. Именно поэтому не исключено, что Северная Корея в конце концов пойдет на компромисс и договор будет построен по схеме «2+4», оговаривающей особые обязательства
США.
По мнению большинства экспертов, выход из сложившейся ситуации связан именно с многосторонним «пакетным» соглашением, в котором в той или иной степени будут учтены интересы всех сторон. Здесь важно напомнить о прецеденте 1994 года, когда Украине была гарантирована безопасность в связи с ее отказом от ядерного оружия и присоединением к ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия). Таким образом, разрешение тупиковой ситуации вполне реально.
Важным фактором, способствующим отказу страны от реализации ядерной программы, может стать заинтересованность Пхеньяна в надежных поставках гуманитарной помощи, которые прежде обеспечивали потребности страны в продуктах питания на 30%. Прекращение гуманитарной помощи поставило северокорейское население, и без того находившееся в тяжелой ситуации, на грань катастрофы. Ключевой проблемой является также возобновление поставок мазута для тепловых электростанции КНДР, прекращенных США 14 ноября 2002 года.
Что касается поставок легководных реакторов для двух атомных электростанций в рамках проекта КЕДО (Консорциум по развитию энергетики на
Корейском полуострове), то, по мнению ряда экспертов, этот вопрос не является в настоящее время первоочередным для Северной Кореи. Пхеньян спокойно отнесся к консенсусному решению о прекращении работ над реакторами,


125 принятому 5 ноября 2003-го советом директоров КЕДО.
В перспективе, однако, энергетическая проблема все-таки может быть улажена в результате широких международных усилий. Решение экономических проблем в целом может рассматриваться Пхеньяном в качестве серьезного
«отступного» за свертывание ядерной программы. Отдельные участники ситуационного анализа подчеркнули: движение КНДР в сторону экономических реформ неотвратимо, ибо страна без этого не выживет. Наиболее вероятной моделью реформ может стать «вьетнамская»: на начальной стадии реформирования экономики населению неизбежно придется испытать дополнительные трудности. Кроме того, в целях гарантированного сохранения в стране существующего режима на период реформ необходим дополнительный
«запас прочности», который не может быть наработан без экономического содействия извне.
Комплексные консультации и переговоры между странами — членами
«шестерки» должны привести как к отказу КНДР от ее ядерной программы, так и к отмене санкций в отношении Северной Кореи и оказанию ей помощи. Такой набор мер мог бы не только обеспечить в будущем соблюдение Пхеньяном договоренностей, но и сделать КНДР признанным участником международных отношений.
Общий вывод, разделяемый большинством участников ситуационного анализа, заключается в том, что при выполнении «шестеркой» военных (пакт о ненападении) и экономических условий КНДР может пойти на официальный отказ от ядерной программы, что, однако, необязательно означает фактическое свертывание ядерной программы в будущем. В нынешних условиях тайное продолжение ядерных разработок представляется едва ли возможным, так как
Северная Корея, официально согласившись на их прекращение, в качестве обязательного условия должна будет подвергаться жесткому международному контролю. Однако впоследствии все будет зависеть от развития внутренних процессов в КНДР и позиции «второго ряда» участников конфликта.
Американская стратегия
ИЗМЕНЕНИЕ ПОЗИЦИИ США НА НЫНЕШНЕМ ЭТАПЕ.
При администрации Клинтона политика Соединенных Штатов была направлена на нормализацию отношений с Северной Кореей: достаточно упомянуть рамочное соглашение 1994 года или создание программы КЕДО.
Предусматривалось не только решение энергетической проблемы КНДР, но и нормализация политических отношений между США и Северной Кореей, взаимное признание. Несмотря на разногласия по этому вопросу между демократами и республиканцами, США в целом проводили по отношению к КНДР «политику умиротворения», шли на планомерные уступки, сняли ряд торговых ограничений и возобновили переговорный процесс.
С приходом в Белый дом республиканской администрации американская позиция становится более радикальной. Переговорный процесс с Северной
Кореей был прерван. Президент Соединенных Штатов включил КНДР в так называемую «ось зла», которая, как утверждают в Вашингтоне, угрожает миру и безопасности во всем мире. Похоже, Буш был уверен в слабости режима Ким Чен
Ира и в том, что «под впечатлением» от военных успехов США в Афганистане и


126
Ираке тот неизбежно примет американские условия. Именно на это время приходится и ужесточение позиции КНДР, которая заявляет о выходе из ДНЯО и разработке ОМУ.
Между тем, отметили эксперты, в настоящее время можно говорить о некой эволюции взглядов американской администрации на проблем)' конфронтации с КНДР. США отказались от обидной риторики в адрес северокорейского лидера, возобновили переговорный процесс и сознательно стремятся к ослаблению напряженности. Характерно, что во время визита в
Соединенные Штаты южнокорейского президента Но My Хёна его проинформировали о том, что США не будут отводить войска от 38-й параллели.
Ранее Вашингтон, напротив, заявлял о намерении отвести свои силы от демаркационной линии, что было воспринято как подготовка военной операции против КНДР.
Если прежде Соединенные Штаты отказывались давать какие бы то ни было гарантии безопасности северокорейскому государству, чтобы «не укреплять
Ким Чен Ира», то сегодня США выдвинули предложение о предоставлении КНДР гарантий безопасности всеми участниками переговоров в формате «шестерки», причем в письменной форме.
По мнению экспертов, такое развитие событий вызвано комплексом причин: политическими неудачами США в Афганистане и Ираке; отсутствием там быстрых и очевидных решений; антивоенной позицией многих стран; серьезными возражениями против военного варианта со стороны Японии и Южной Кореи – союзников
США в
Азиатско-Тихоокеанском регионе; приближением президентских выборов в США. Помимо этого США не уверены, что смогут одержать легкую победу в войне с Северной Кореей, тем более что им пришлось бы одновременно вести уже три локальные войны. Все эти факторы и привели к отказу от военного варианта преодоления корейского ядерного кризиса. С точки зрения большинства участников ситуационного анализа, это достаточно устойчивый отказ, что связано с долговременным характером обусловивших его причин.
ИНТЕРЕСЫ АДМИНИСТРАЦИИ БУША.
Эксперты по-разному определили приоритетность интересов администрации Буша. Одни поставили на первое место геополитические интересы – стремление Соединенных Штатов укрепить свои позиции на
Корейском полуострове и в Японии, а также избежать напряженности в отношениях с Китаем, особенно с учетом Договора о дружбе между Китаем и
Северной Кореей 1961 года. Второе место по степени приоритетности для
Америки, считают эти эксперты, занимают ядерные проблемы, прежде всего те, что связаны с недопущением расширения ядерной зоны на Японию, Республику
Корея и Тайвань. И, наконец, на последней позиции – создание препятствий укреплению режима Ким Чен Ира и сближению двух Корей не по американскому сценарию.
В то же время другие эксперты полагают, что основными мотивами
Соединенных Штатов являются недопущение распространения ядерного оружия и укрепления северокорейского режима. Было отмечено, что пример Северной
Кореи способен стимулировать большое число «пороговых» и «предпороговых» государств к развитию собственных ядерных программ и приобретению ядерного


127 оружия. Опасения США, очевидно, не в последнюю очередь касаются возможности передачи Северной Кореей технологий и компонентов ядерного оружия другим проблемным странам.
Связывая американские интересы с прекращением северокорейской ядерной программы, эксперты считают, что Соединенные Штаты продолжат курс на «пакетное» решение, если, конечно, от него не откажется КНДР. США начали осознавать, что такой механизм разрешения конфликта, как «шестерка», отвечает интересам его урегулирования.
Некоторые эксперты полагают, что ради прекращения Северной Кореей ядерной программы Вашингтон может пойти на дополнительные уступки – признать суверенитет КНДР и снять экономические санкции. Один из мотивов возможного признания суверенитета КНДР состоит в том, что США опасаются такого объединения Севера и Юга, которое может привести к негативным последствиям для региона в целом и американских интересов в частности. Кроме того. США не способны полностью изолировать КНДР от внешнего мира из-за особой позиции Китая и Республики Корея, которые, желая предупредить наплыв северокорейских беженцев, могут пойти и на несанкционированные поставки в
КНДР топлива и продовольствия.
Интересы и рычаги влияния стран «второго ряда»
У всех стран, так или иначе вовлеченных в конфликт, имеется широкое поле совпадающих интересов: ни одна из них не желает ни военного столкновения между США и КНДР, ни успеха северокорейской ядерной программы. Совпадающие интересы помогают сторонам «второго ряда» играть конструктивную роль в урегулировании северокорейского ядерного кризиса.
Есть все основания считать, что Китай крайне озабочен угрозой распространения ядерного оружия в регионе. Особенно его тревожит, что собственным ядерным оружием могут обзавестись Япония и Тайвань, – а это вполне вероятно в случае успешной реализации ядерной программы КНДР. В целом китайская сторона заинтересована в разрешении конфликта. Пекин поддержал резолюцию МАГАТЭ в январе 2003 г., оказывал давление на Пхеньян, с тем чтобы тот вернулся к рамочным договоренностям 1994 года и согласился на продолжение переговоров в формате «шестерки».
По мнению экспертов, военный вариант разрешения ситуации в корне противоречит интересам КНДР, которая выступает против усиления американских позиций в регионе и опасается последствий масштабных военных действий на
Корейском полуострове: потока беженцев, а также экологической и гуманитарной катастрофы.
Китай видит себя одном из главных участников разрешения конфликта, опорным пунктом переговорного процесса. Пекин действительно обладает широким набором инструментов для воздействия на ситуацию, при этом у него значительно больше возможностей оказывать влияние на КНДР, чем на
Соединенные Штаты.
Япония не заинтересована в объединении двух корейских государств, не желает появления сильного в экономическом и военном плане единого государства. Она выступает против создания в КНДР ядерного оружия. Токио категорически не заинтересован в военном решении проблемы, которое чревато


128 разрушительными последствиями для Японии в силу ее географической близости к Корейскому полуострову. На позицию Японии существенное влияние оказывают
США, и этот фильтр необходимо учитывать.
Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми ставить вопрос о продлении моратория на запуски северокорейских баллистических ракет и об ограничении разведывательной деятельности судов КНДР в японских территориальных водах. Он также выступает за допуск на территорию КНДР международных инспекторов, которые могли бы проверить, действительно ли
Северная Корея заморозила свою ядерную программу. Впрочем, по мнению ряда экспертов, такое поведение японского премьера обусловлено скорее его союзническими обязательствами перед США.
Возможности влияния Японии на КНДР внешне ограничены. Пхеньян относится к Японии хуже, чем к любому другому государству «второго ряда», будь то Китай, Россия или даже Республика Корея. Об этом свидетельствуют его периодические требования исключить Токио из переговорного процесса. Японо- северокорейские отношения осложняются проблемой, связанной с похищением спецслужбами КНДР японских граждан. Она приобрела особую актуальность после того, как Северная Корея официально призналась в похищении японцев.
Коидзуми не может игнорировать мнение общественности, занявшей по этому вопросу весьма активную позицию.
Тем не менее на сенсационной встрече между лидерами Северной Кореи и Японии, состоявшейся 17 сентября 2002 года, Коидзуми заявил о готовности
Токио в качестве «компенсации» за отказ от ядерной программы предоставить
Пхеньяну льготную экономическую помощь, объем которой, по некоторым данным, может достигнуть 13 млрд долларов. Токио также заявил о предоставлении очередной партии продовольственной помощи (400 тыс. тонн)
Северной Корее.
Некоторые участники обсуждения отметили и тот факт, что основные финансовые активы КНДР находятся в японских и китайских банках. Для
Северной Кореи Япония является как рынком сбыта наркотиков и фальшивых денег, так и источником получения военных технологий. В Японии проживает довольно многочисленная корейская диаспора, определенная часть которой вполне лояльно настроена по отношению к КНДР. Все это надо учитывать при оценке степени влияния Японии на Северную Корею.
Что же касается влияния Японии на США, то, по мнению некоторых участников ситуационного анализа, его степень невелика. Однако большинство экспертов склонны полагать, что при проведении своего курса в отношении
Северной Кореи США все-таки вынуждены считаться с позицией Японии по той или иной проблеме.
Республика Корея стремится не допустить перерастания конфликта вокруг северокорейской ядерной программы в вооруженное противостояние, поскольку война чревата гуманитарной и экологической катастрофой на полуострове. Возможные негативные последствия такой войны вкупе с большими материальными затратами и нестабильностью могут привести к тяжелому экономическому кризису в Южной Корее. Поэтому РК заинтересована в ослаблении напряженности на полуострове. Реализации этой цели может посодействовать целый ряд экономических проектов: он позволит «вовлечь»
КНДР в более тесное сотрудничество и способен послужить основой для более