Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 506

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

155 общественного мнения, а также развитие отечественного и зарубежного законодательства.
14. Заключение (выводы и предложения).
Предлагаемая схема анализа нормы права носит развернутый характер, охватывает максимум возможных аспектов. Разумеется, что в большинстве случаев анализ нормы права носит целевой характер и не требует рассмотрения всех без исключения обозначенных аспектов. Одни аспекты анализа могут быть свернуты или вовсе исключены из рассмотрения, другие же – даны еще более детализированно.
5. Схема анализа нормативного правового акта
Нормативный правовой акт
– основная единица правового регулирования. В большинстве случаев он представляет собой комплекс взаимосвязанных юридических норм, посвященных определенной проблеме или теме. Аналитическое изучение нормативного правового акта может потребоваться для его понимания и применения, выстраивания правовой политики, а также в случаях разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства. Изучение нормативного правового акта может дополняться тщательной аналитической проработкой его конкретных норм.
Примерная схема анализа нормативного правового акта:
1. Предмет правового регулирования (проблема, круг ситуаций) данного нормативного правового акта, его отграничение от сходных и смежных предметов правового регулирования.
2. Место нормативного правового акта в системе законодательства:
2.1. Отраслевая принадлежность нормативного правового акта.
2.2. Место в классификаторе отраслей российского законодательства.
2.3. Место в иерархии нормативных правовых актов.
2.4. Место в федеративной структуре российского законодательства.
2. Исторические условия и поводы возникновения данной нормы права.
3. Прецеденты и прототипы. Историческое развитие данного нормативного правового акта в российском законодательстве.
4. Сравнительно-правовой анализ: регулирование аналогичной проблемы в зарубежном законодательстве. Плюсы и минусы российских и зарубежных вариантов нормативных правовых актов в сравнении.
5. Аналоги и прототипы в международном праве.
6. Оценка данной нормы права на доктринальном уровне (позиции в отечественной и зарубежной науке).
7. Исторические условия принятия актуальной (действующей) редакции нормативного правового акта:

156 7.1. Социальный «заказчик» нормативного правового акта.
7.2. Официальный субъект права законодательной инициативы.
7.3. Парламентская дискуссия вокруг проекта нормативного правового акта. Позиции парламентских фракций. Позиции субъектов Российской
Федерации. Официальные документы и заявления.
7.4. Общественная дискуссия вокруг нормативного правового акта.
Позиции политических партий и объединений. Публикации в СМИ.
7.5. Позиции научного и экспертного сообщества. Акты экспертизы.
7.6. Внесенные поправки, их судьба.
7.7. Парламентские и общественные слушания, их результаты.
7.8. Лоббистская борьба вокруг нормативного правового акта и поправок к нему (кто именно и что именно лоббировал и с каким результатом).
7.9. Итоговая редакция нормативного правового акта, принятая парламентом. Дискуссия при голосовании. Позиции при голосовании. Результаты голосования.
7.10. Изменения, внесенные в ходе согласительных процедур (если они были).
8. Содержание принятого нормативного правового акта.
8.1. Вводная часть (терминология, разграничение предметов правового регулирования, компетенционные нормы).
8.2. Регулятивные нормы (правила поведения, их взаимосвязь).
8.3. Правовые процедуры.
8.3. Ответственность и санкции.
9. Механизм реализации нормативного правового акта.
9.1. Информационный механизм (опубликование нормативного правового акта, подготовка разъяснений и комментариев, информационно-пропагандистская поддержка).
9.2. Юридический механизм (издание подзаконных, в том числе ведомственных нормативно-правовых актов).
9.3. Административный механизм (подготовка административной системы к реализации данного нормативного правового акта).
9.4. Кадровый механизм (подготовка и переподготовка кадров).
9.5. Финансовый механизм (выделение финансовых ресурсов, потребных для реализации нормативного правового акта).
9.6. Материально-технический механизм (компьютерные программы, средства считывания и передачи данных, бланки, печати и т.д.).
9.7.
Статистическое, научное и информационно-аналитическое сопровождение (сбор статистики, научное наблюдение, анализ практики реализации).
10. Практика реализации и социально-правовая эффективность нормативного правового акта.
10.1. Научная оценка, исследования и экспертизы.
10.2. Судебная практика.
10.3. Административная практика.
10.4. Отклики общественности (журналисты, СМИ).
11. Предложения по изменению нормативного правового акта, их анализ.
11.1. Предложения и поправки субъектов права законодательной инициативы, внесенные в установленном порядке.


157 11.2. Предложения от юридической науки и экспертного сообщества.
11.3. Предложения от юридической практики.
11.4. Предложения и инициативы общественности, политических партий и объединений.
12. Лоббистская борьба вокруг изменения и дополнения данного нормативного правового акта.
13. Прогноз изменения и дополнения (или отмены) данного нормативного правового акта с учетом ведущих социальных, экономических, политических факторов, включая состояние общественного мнения, а также развитие отечественного и зарубежного законодательства.
14. Заключение (выводы и предложения).
Предлагаемая схема анализа нормативного правового акта права носит развернутый характер, охватывает максимум возможных аспектов. Разумеется, что в большинстве случаев анализ нормативного правового акта права носит целевой характер, подчиняется решению конкретных задач, и не требует рассмотрения с одинаковой полнотой всех без исключения обозначенных аспектов. Одни аспекты анализа могут быть свернуты или вовсе исключены из рассмотрения, другие же – даны еще более детализированно.

158
Регламент
обмена информацией и ведения электронного архива
(Макет)
Настоящее Положение определяет порядок обмена информацией и ведения электронных архивов в секретариате Руководителя, Правовом департаменте и Департаменте по законодательству, а также порядок взаимодействия указанных подразделений с системой электронного делопроизводства SAPIENS.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

1. Разрешенные информационные технологии
1. Учет исполнения поручений, создание электронных документов, образование и хранение электронных архивов осуществляются с использованием стандартного пакета программ Microsoft Office, программы электронного делопроизводства SAPIENS, программ, установленных администратором сети в компьютерной сети.
Использование иных программ должно быть согласовано с администратором компьютерной сети.
2. Регистрация документов и учет их исполнения
2. Входящие документы поступают в секретариат Руководителя после регистрации Департаментом делопроизводства в системе SAPIENS в соответствии с правилами ведения этой системы.
Входящий документ проходит под номером, присвоенным ему
Департаментом делопроизводства. Данный номер присваивается также бумажному делу, образующемуся в связи с исполнением данного входящего документа.
3. Внутренние документы регистрируются секретариатом Руководителя, секретариатом Правового департамента, секретариатом Департамента по законодательству в системе SAPIENS в соответствии с правилами этой системы.
Внутренний документ проходит под номером, присвоенным ему системой
SAPIENS. Данный номер присваивается также бумажном делу, образующемуся в связи с реализацией данного внутреннего документа.
4. Устные поручения Руководителя Правовому департаменту и
Департаменту по законодательству в целях контроля их исполнения регистрируются в системе SAPIENS по правилам внутреннего документа.
5. Письма, заявления, обращения, другие документы, поступившие непосредственно в секретариат Руководителя, секретариат Правового департамента или секретариат Департамента по законодательству, в том числе по почте или по электронной почте, докладываются соответствующему руководителю для принятия решения.
Если вопрос, которому посвящен документ, не относится к компетенции

159
Руководителя, данный документ передается в Департамент делопроизводства.
Если вопрос, которому посвящен документ, относится к компетенции
Руководителя, Правового департамента или Департамента по законодательству, и документ требует исполнения, данный документ регистрируется соответствующим секретариатом в системе SAPIENS по правилам регистрации внутреннего документа.
6. Входящий, внутренний документ докладывается Руководителю или временно заменяющему его лицу для принятия решения. При этом к входящему, внутреннему документу прикладывается распечатка соответствующей регистрационной карты системы SAPIENS.
Устное поручение также оформляется в виде распечатки соответствующей регистрационной карты системы SAPIENS.
7. Решение Руководителя (резолюция) заносится от руки в регистрационную карту с соблюдением установленных в ней реквизитов, включая контрольный срок.
8. С письменного текста решение Руководителя (резолюция) переносится референтом в электронную регистрационную карту системы SAPIENS с установлением в ней контрольного срока исполнения поручения, после чего документ передается на исполнение.
Входящие документы передаются на исполнение через Департамент делопроизводства, внутренние документы – непосредственно.
В целях контроля нахождения документа у исполнителя референт вправе снять ксероксную копию с рукописной резолюции Руководителя или перевыпустить через принтер регистрационную карту системы SAPIENS с внесенной в нее резолюцией (поручением) Руководителя.
9. Если входящий или внутренний документ существует в электронном виде или к входящему, внутреннему документу имеются в качестве приложения электронные файлы, они должны быть сохранены в соответствующей рабочей директории (см. пп. 37-40 настоящего Регламента) и прикреплены к электронной регистрационной карте.
10. Ход работы по реализации входящего, внутреннего документа отражается исполнителями в виде кратких записей в бумажной распечатке регистрационной карты, сопровождающей документ.
Электронные документы, образующиеся в ходе исполнения входящего, внутреннего документа, сохраняются исполнителями в текущем электронном архиве и присоединяются референтом к регистрационной карте системы SAPIENS.
11. Завершающая резолюция по документу («Исполнено», «В архив» и т.д.) вносится от руки Руководителем в бумажную распечатку регистрационной карты, сопровождающую документ, и подписывается с указанием даты.
Завершающая резолюция по исполненному документу переносится референтом в регистрационную карту системы SAPIENS с одновременным снятием документа с контроля.
12. По итогам года бумажные дела, завершенные исполнением, передаются в архив в соответствии с правилами бумажного делопроизводства.
Электронные регистрационные карты с прикрепленными к ним файлами
(электронные дела) направляются в электронный архив в соответствии с правилами системы SAPIENS.


160
3. Обмен информацией по электронной почте
13. Текущий обмен информацией между секретариатом Руководителя,
Правовым департаментом и Департаментом по законодательству осуществляется по электронной почте.
14. По электронной почте могут быть направлены: электронные копии официальных документов; планы и программы деятельности; тексты законов и законопроектов; письма и обращения; поручения; справочно-информационные материалы; промежуточные рабочие материалы и справки по запросам сотрудников; праздничные поздравления; иные документы и материалы.
15. По электронной почте не могут быть направлены: материалы с грифом «секретно» и «для служебного пользования»; материалы конфиденциального характера; материалы большого объема, передача которых невозможна ввиду технических ограничений электронной почты.
16. Запрещается использовать электронную почту для массовой рассылки не запрошенной получателями информации (спама).
17. Групповая рассылка писем и других материалов по электронной почте в территориальные подразделения, комитеты, союзы и ассоциации предпринимателей, членам организации осуществляется с разрешения
Руководителя, как правило, через Департамент по делопроизводству.
18. Лицо, использующее электронную почту, несет ответственность за рассылку материалов, содержащих компьютерные вирусы.
Системный администратор департамента обязан принять все необходимые меры для предупреждения и пресечения распространения материалов, содержащих компьютерные вирусы.
19. Не рекомендуется использование электронной почты в качестве архивной программы для длительного хранения документов и материалов.
20. Два раза в год (перед летним отпуском и перед Новым годом) электронная почта должна очищаться пользователем от устаревших и потерявших актуальность сообщений.
21. Ответственный за правильную эксплуатацию электронной почты - пользователь почтового адреса.
22. Ответственный за правильную эксплуатацию электронной почты в департаменте – системный администратор департамента.
4. Единый формат документов
23. Все документы, создаваемые в секретариате Руководителя, Правовом департаменте и Департаменте по законодательству, образуются на основе единого формата, учитывающего требования к оформлению документов, установленные Постановлением Госстандарта от 3 марта 2003 года № 65-ст

161
«Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов».
24. Единый формат документа, в частности, включает:
Шрифт Times New Roman, обычный, размер 14.
Выравнивание текста - по ширине страницы.
Первая строка - отступ.
Междустрочный интервал - одинарный.
Поля страницы: верхнее - 2,0 см. нижнее - 2,0 см. левое - 3 см. правое- 1,5 см.
В секретариате Руководителя, Правовом департаменте и Департаменте по законодательству могут быть установлены дополнительные стандарты на определенные категории документов.
25. На основе указанного формата создаются два рабочих шаблона,
«Общий бланк» и «Бланк письма», которые устанавливаются системным администратором департамента на каждую рабочую станцию, выводятся на рабочий стол, и используются для формирования и вывода документов, соответственно, на стандартном листе бумаги формата А4 или на официальном бланке.
26. Ответственный за соблюдение единого формата документа – непосредственный исполнитель по документу.
27. Системный администратор департамента периодически проверяет соблюдение форматности создаваемых документов и обеспечивает условия для применения сотрудниками Департамента единого формата документов.
5. Присвоение имен электронным документам
28. Документам, создаваемым в секретариате Руководителя, Правовом департаменте, Департаменте по законодательству, присваивается имя, состоящее из следующих элементов:
- даты создания (например: 110416 - 16 апреля 2011 года);
- порядкового номера документа в течение дня (01, 02, 03 и т.д.);
- цифрового кода исполнителя (например: -123 - Исаков В.Б.);
- краткого текстового комментария;
- хвостового номера (при необходимости).
Таким образом, имена документов, создаваемых Ивановым В.Б. в течение одного дня (16 апреля 2011 года) будут выглядеть следующим образом:
11041601-123 11041602-123 11041603-123 и т.д.
На следующий день дата меняется:
11041701-123 11041702-123 11041703-123 и т.д.
Данная система исключает присвоение документам повторяющихся имен, поскольку совпадение всех трех элементов имени, по крайней мере в пределах


162 текущего столетия, - исключено.
29. Для удобства ручного поиска документов к цифровой части имени должен быть присоединен (через нижнюю черточку) небольшой текстовой комментарий.
Например:
11041602-123_отчет Петрову
11041701-123_заключение ПФЗ о налогах
30. При присоединении к цифровому имени документа текстового комментария необходимо руководствоваться следующими правилами:
(1). Комментарий не должен быть слишком длинным.
(2). Если документ адресован конкретному лицу, комментарий должен содержать тип документа и фамилию адресата (отчет Петрову, ответ Аиткулову, заявка Иванову и т.п.).
(3). Для внутренних документов следует указывать тип документа, его содержание и (или) период (положение о Департаменте, должностная инструкция, отчет за 2010 год).
(4). В комментарии допускается использование общеупотребительных сокращений.
(5) В сокращениях слов запрещается ставить точки, которые сбивают систему поиска.
31. Группа взаимосвязанных документов образуется одним из двух способов:
(1). Посредством присвоения группе единого цифрового имени, при этом элементы группы разграничиваются посредством текстового комментария, например:
11042201-123_3аконопроект
11042201-123_Пояснительная записка
11042201-123_Финэкономическое обоснование
(2). Посредством присвоения группе единого хвостового номера (этот способ применяется, если документы создаются и вводятся в группу разными исполнителями и в разное время):
11042301-123_письмо Грачева_3435 11062002-128_проект ответа Грачеву_3435 110721201-777_ответ Грачеву_3435 32. Хвостовой номер воспроизводит номер данного документа в системе
SAPIENS и служит для связи электронного и бумажного делопроизводства.
Хвостовой номер в необходимых случаях проставляется в конце имени документа через нижнюю черточку. Нижняя черточка (не тире!) обязательна, так как она является элементом поискового образа документа.
33. С апреля 2002 года все законопроекты, внесенные в Государственную
Думу, получают регистрационный номер, который является элементом официального наименования законопроекта. Номер законопроекта является уникальным и служит, в том числе, для компьютерного поиска документов.
Поэтому в заключениях, отзывах и других документах, посвященных тем или иным законопроектам, необходимо указывать их полное официальное наименование, включая регистрационный номер.
34. После сохранения документа в тематической поддиректории электронного архива, самостоятельное внесение изменений в его наименование