Файл: Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

102

103

104
Раздел третий. Практика правовой аналитики
Тема 11. Ситуационные центры
1. Базовые определения:
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР – современная форма организации аналитической деятельности, основанная на синтезе информационно-коммуникационных технологий, средств накопления и представления информации, компьютерных средств поддержки принятия решений.
2. Задание к данной теме:
1. Познакомьтесь с электронным ридером по теме 11, прочитайте рекомендованную литературу. Подготовьте вопросы преподавателю.
2. В организации, в которой Вы работаете, принято решение о создании
Ситуационного центра. Подготовьте на имя руководителя Вашей организации пакет предложений по данному вопросу. Выполненное задание направьте руководителю аналитической группы через систему LMS.
3. Содержание темы:
Понятие и виды ситуационных центров (ситуационных комнат). Функции ситуационных центров. Оборудование и организация работы ситуационного центра. Работа аналитиков в ситуационном центре.
4. Рекомендуемая литература:
Райков А. Ситуационная комната для поддержки корпоративных решений //
Открытые системы (Москва). − № 11(23), ноябрь 2004.
Колесников А. Плотина замедленного действия // «Коммерсантъ» № 150 (4505), от 18 августа 2009 года. (LMS)
Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов,
С.В.Егерев, А.Ю.Щербаков. – М., – 2009. – с. 175-178. (LMS)
Научно-практическая конференция «Ситуационные центры – решения и проблемы. Взгляд экспертов» 30-31 октября 2002. Тезисы выступлений.
− М.: − Polymedia. − 63 с. (LMS)

105
5. Практикум аналитика:
Ситуационные центры: что это такое
В настоящее время становится все более очевидным, что высокий экономический, человеческий, технологический, военный, культурный и другие потенциалы не гарантируют безусловную жизнеспособность и стабильное развитие государства.
Только организационный потенциал совместно с оперативными информационно- аналитическими ресурсами способен в полной мере актуализировать все ресурсы государства и общества и успешно решить стоящие перед ними проблемы.
Следует учитывать и то, что бурное развитие информационных технологий в последние годы вызвало появление больших информационных массивов, которые необходимо структурировать и анализировать, и, одновременно с этим, сокращается время для принятия грамотных управленческих решений.
Существует достаточно много примеров, когда неиспользование организационного потенциала и информационно-аналитических ресурсов в кризисной ситуации приводило к печальным последствиям. Важнейшим инструментом, обеспечивающим интеграцию и эффективное использование организационного потенциала, являются система ситуационно-аналитических центров органов государственного управления (СЦ).
Основное назначение СЦ это обеспечение эффективной консолидации, целенаправленного использования и развития организационных возможностей общества на основе широкого применения новейших информационно- аналитических методов и технологий как для оперативного управления крупными географическими областями, так и для их организационного строительства и развития.
Ситуационно-аналитический центр состоит из четырех основных
подсистем:
• аппаратно-программная среда общего назначения;
• подсистема методического обеспечения;
• комплекс средств специального обеспечения;
• объединенная подсистема баз данных и знаний.


106
Интеллектуальным ядром ситуационно-аналитического центра является комплекс взаимосвязанных моделей, основными из которых являются:
Динамическая модель социально-технического или природного образования, решающего задачу собственного выживания и развития в окружающей его социальной и природной среде и способного не только адаптироваться к требованиям внешней среды, но и целенаправленно воздействовать на нее. При функционировании модели учитываются не только технические аспекты объектов управления, но также их особенности.
Индикаторные
модели критериального пространства, с которым взаимодействуют через свои входные и выходные информационные потоки все остальные модели ситуационного центра.
Модели выявления проблемных ситуаций, раннего предупреждения и разработки мероприятий по их парированию и ликвидации негативных последствий.
Информационные модели объектов управления на основе интерактивных баз знаний, которые представляются в ориентированном на руководителя виде и позволяют моделировать ситуацию, вырабатывать и представлять варианты оперативных решений и протоколов их разработки, осуществлять доведение принятых документов до руководителей и исполнителей, участвующих в решении конкретной проблемы, а также осуществлять текущий контроль за ходом выполнения программ.
Система искусственного интеллекта для поддержки принятия долгосрочных и оперативных решений различного уровня на основе многосторонней стратегической компьютерной информации, как средства поиска оптимального решения для всех заинтересованных сторон, в соответствии с имеющимися у них ресурсами, возможностями и складывающимися условиями.
Модель гибкого социально-экономического мониторинга, способного адаптироваться к динамике развития проблемной ситуации.
Модель управления психической и физической активностью населения, способная оперативно представлять поведение людей, в зависимости от сложившейся ситуации, с учетом их психофизиологических особенностей.
По данным сайта http://www.geos-inform.com
Техническое оснащение СЦ
Для создания ситуационного центра необходима технологическая основа, обеспечивающая сопоставимость информационных ресурсов, накопление получаемых данных, а также инструментальные средства для интеграции различных компонентов. В этом и заключается главная особенность подобных систем, создание которых основывается на принципах системной интеграции существующих и разрабатываемых решений в единый программно-аппаратный комплекс, использующий современные средства приема, обработки и представления информации.
Аппаратное обеспечение СЦ чаще всего включает в себя:
1. Системы мультиэкранного отображения данных различного вида (электронные карты, видеоизображения, графики и диаграммы, текстовая документация в электронном виде), предназначенные для коллективного пользования.
2. Средства видеоконференц-связи.


107 3. Электронные средства оперативного ввода графических данных.
4. Интерактивный дисплей, предназначенный для нанесения в ходе обсуждения рассматриваемых ситуаций пометки на сенсорном экране штатными графическими средствами.
5. Интегрированные системы управления, необходимые для технологически сложных комплексов, где для грамотного управления состоянием системы требуется одновременное переключение множества устройств.
История развития СЦ
Первый ситуационный центр для первых лиц государства был создан под руководством Бира в конце 70-х годов. В настоящий момент в мире существует около трехсот ситуационных центров, используемых правительствами различных стран, а также руководителями крупных корпораций. Так, президента США обслуживают четыре СЦ. Несколько десятков СЦ существует в Европе, например, в Норвегии их 10. Один из самых технически оснащенных СЦ находится в распоряжении правительства Германии и служит для углубленного анализа социальных, экономических и политических проблем.
В России одним из первых прообразов СЦ стал оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 году. На основе отработанных в нем решений был создан ситуационный центр руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Еще один ситуационный центр был создан в 1994 году в Совете безопасности при президенте. Он достаточно успешно функционирует по сей день. Этот центр позволяет осуществлять мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, которые происходят в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, помогая, таким образом, вырабатывать решения.
В феврале 1996 года был введен в строй ситуационный центр в резиденции президента. Это достаточно сложный программно-мультимедийный комплекс: три экрана размером 1,5x2 м, более десятка рабочих станций (студий нелинейного монтажа, графических станций, компьютеров для подготовки презентаций), мощный сервер, который хранит огромные объемы информации, а также набор различных инструментальных средств, позволяющих обрабатывать информацию и представлять ее президенту. При анализе ситуации президентом материал оперативно дополняется новыми данными, компьютер обрабатывает информацию и визуализирует на экране результаты моделирования. На их основе вырабатываются решения, которые доводятся до исполнителей средствами того же ситуационного центра.
По данным http://ta.interrussoft.com/s_centre.html
Опыт создания ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации): в рамках обеспечения и развития систем информационно- технологической поддержки органов государственной власти Российской
Федерации Федеральным агентством с 1996 года велись работы по подключению органов государственной власти Российской Федерации к международному сообществу сетей Интернет. ФАПСИ было поручено обеспечить создание и развитие сегмента сети Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (сеть


108
RSNET) и представить в Совет Безопасности Российской Федерации проект концепции создания данного сегмента.
Была создана основа системы управления и функционирования сети RSNET, позволяющая обеспечить работу до 4000 пользователей, в рамках которой введены в эксплуатацию главный узел сети, подключенный к сети Интернет и ряд вторичных узлов доступа. Главный узел имел два канала с сетью Интернет
(основной и резервный) с гарантированной полосой пропускания до 8 Мб/сек. Но
11 марта 2003 года было упразднено ведомство информационной безопасности
ФАПСИ. Агентство разделили между собой три ведомства: ФСБ, ФСО
(Федеральная служба охраны) и СВР (Служба внешней разведки).
Обзор существующих
ситуационно-аналитических центров
Ситуационный центр Министерства Природных ресурсов России
10 июня 2002 года в МПР Российской Федерации прошла презентация ситуационного центра МПР России, который позволяет осуществлять мониторинг геологических объектов, лесных пожаров, наводнений, загрязнения окружающей среды, а также делать прогноз дальнейшего развития ситуаций посредством ресурсов космических средств наблюдения, что позволит повысить эффективность реализации федеральных целевых программ природно-ресурсной и природоохранной направленности.
В настоящее время МПР России продолжает модернизацию сети станций приема данных дистанционного зондирования Земли с отечественных и зарубежных спутников. Введены в строй центры в Москве, Якутске, Екатеринбурге, оснащены станции в Иркутске и Южно-Сахалинске. Принято решение о создании центра морской специализации в Геленджике. Радиус обзора этих центров позволяет наблюдать за всей территорией России.
Открытие СЦ МПР РФ позволило качественно улучшить решение задач раннего обнаружения и локализации лесных пожаров, контроля за использованием природных ресурсов. Стали возможными оценка запасов снега, прогноз паводков и наблюдение за их развитием, моделирование возможного развития ситуаций.
26 июня 2003 года в Москве прошла презентация единой системы мониторинга и управления сельскохозяйственным предприятием с элементами космического базирования агропромышленного холдинга Ильинка и ЗАО Инженерный центр
ГЕОМИР. Система позволяет отслеживать изменения состояния полей и посевов на различных участках, что позволяет определить последовательности их обработки, осуществлять мониторинг и предупреждение чрезвычайных ситуаций, контролировать использование дорогостоящей техники, появляется возможность вносить строго определенное количество удобрений и семян на различные участки одного и того же поля, накапливать и хранить данные, что позволит отслеживать динамику процессов.
По данным сайта http://www.cnews.ru
Ситуационно-кризисный центр Минатома России
Ситуационно-кризисный центр (СКЦ) Минатома России создан 15 октября 1998 г.
Целью создания и деятельности является информационно-аналитическая поддержка руководства Министерства и Отраслевой комиссии по чрезвычайным


109 ситуациям. СКЦ работает над созданием базы данных о состоянии и работе предприятий Минатома России. На операторский пульт СКЦ планируется выводить сведения обо всех ядерно- и радиационно-опасных объектах, имеющихся в стране, а также о перемещениях радиоактивных грузов. Другим важнейшим направлением деятельности СКЦ Минатома России является получение и анализ информации о радиационном и химическом загрязнении окружающей природной среды в результате деятельности ядерно- и радиационно-опасных предприятий отрасли, а также в организации психологической поддержки персонала на ядерно- и радиационно-опасных объектах атомной отрасли и в информировании населения.
Ситуационный зал СКЦ оснащен современными техническими средствами визуализации информации для проведения аудиовидеоконференц-связи и других мероприятий. На сегодняшний день создана сеть, в которой функционируют более 40 рабочих станций. В дальнейшем имеется возможность подключить еще более 150 станций. Скорость обмена данными в сети достигает 100 Мб/с. Это позволяет обеспечить эффективную работу серверов приложений функциональных систем СКЦ и приложений мультимедиа, в частности, трансляцию программ телевидения и информацию от видеоисточников.
Центром организовано информационное взаимодействие с концерном
Росэнергоатом и Департаментом международного и внешнеэкономического сотрудничества Минатома России. Обеспечена возможность обмена информацией между пользователями локальных вычислительных сетей с помощью глобальных сетей передачи данных. Действующий канал связи позволяет обмениваться данными со скоростью 128 Кб/с в сети Интернет. Установлены линии связи с рядом стран (США, Франция, Япония), а также с Международным агентством по атомной энергии. В целях контроля целостности, достоверности и авторства передаваемой по каналам связи электронной информации используются сертифицированные средства электронно-цифровой подписи.
По данным сайта http://www.iss.niiit.ru
Ситуационно-кризисный центр Росэнергоатома
Был создан 2 октября 1999 года. Кризисный центр является основным информационно-управляющим элементом в системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях концерна Росэнергоатом. Он расположен в Институте по эксплуатации атомных станций (ВНИИАЭС).

110
Кризисный центр получает данные от основных информационных систем АЭС, включающих в себя информационно-вычислительные системы энергоблоков, автоматизированные системы контроля радиационной обстановки энергоблоков и окружающей среды.
Круглосуточное дежурство специалистов дежурной смены Кризисного центра обеспечивает мониторинг основных параметров безопасности АЭС, мониторинг состояния программно-технических средств, а также, в случае необходимости, оперативное развертывание всех информационных систем инженерной поддержки и своевременное оповещение группы ОПАС и экспертов центра. Для всех участников системы аварийного реагирования создано единое информационное пространство с помощью современных телекоммуникационных средств.
Ситуационный центр компании Белгородэнерго
Основой для создания ситуационного центра Белгородэнерго явилась система видеоконференц-связи, основанная на существующей инфраструктуре и обеспечивающая быстродействие соединений до 768 Кб/с.
Инженерное оборудование этого СЦ насчитывает 1280 точек контроля.
Обеспечены режимы проведения многоточечных видеоконференций, одновременного проведения нескольких сеансов связи, интеграции с существующей системой селекторной связи. В центральном зале штаба установлены плазменные экраны и используется профессиональное коммутационное оборудование. Все участники дистанционных совещаний обладают доступом в реальном времени к необходимым им информационным ресурсам.
По данным сайта http://www.delight2000.com
Ситуационный центр российской консалтинговой компании Глобал С.
Консалтинг
Комплекс технических средств коллективного отображения обеспечивает информационную поддержку руководителя при проведении деловых переговоров и подготовке принятия решений в реальном режиме времени, осуществление мониторинга разноформатной информации, поступающей от различных источников, разработки различных концепций и стратегий для решения поставленных задач.