Файл: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАЗДЕЛ 2 «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Тема «Предмет, задачи и методы возрастной психологии».

План:

  1. Предмет возрастной психологии

  2. Задачи возрастной психологии

  3. Методы возрастной психологии


I. Предмет возрастной психологии. Возрастная психология изучает процесс развития пси­хических функций и личности на протяжении всей жизни человека (от рождения до старости).

Предметом исследования возрастной психологии явля­ются возрастная динамика, закономерности и движущие силы развития психических процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизненного пути.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. Детская психология (от рождения до 17 лет);

2. Психология взрослых, зрелых возрастов;

3. Геронтология или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими облас­тями психологии: общей психологией, социальной, педаго­гической. Главное, что отличает ее от других областей пси­хологии, это акцент на динамике развития. Так, в общей психологии исследуются психические функции — воспри­ятие, мышление, речь, память, внимание, воображение; в возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. Связь возра­стной психологии с социальной дает возможность просле­дить зависимость развития и поведения ребенка от специ­фики групп, в которые он входит: от семьи, группы детско­го сада, класса, подростковой компании. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и организовываю­щих ребенка, изучается в рамках педагогической психоло­гии.

К числу наиболее значимых проблем, которыми занимается возрастная психология относятся:

- научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций;

- выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

- научное прогнозирование развития;

- обоснование роли и значения каждого предыдущего этапа развития для последующего.

Возрастная эволюция психики имеет определенную специфику, которая заключается в следующих ее особенностях:

- возрастная динамика различных форм психики отличается разной интенсивностью и играет разные роли в психическом развитии на каждом этапе человеческой жизни;


- возрастные особенности проявления психических функций взаимосвязаны с индивидуальными особенностями развития каждого конкретного человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную изменчивость с точки зрения нескольких аспектов:

Онтологический аспект (закономерности соотношения биологического и социального в понимании возрастных изменений человека).

Хронологический аспект (характеризует психическую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека; возрастная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность, направленность (вектор) изменений психических явлений на разных этапах развития. Этот подход позволяет выявить неравномерность и гетерохронность развития психики).

Структурно-динамический аспект позволяет оценить закономерности качественных преобразований, определить, каким образом на разных этапах осуществляется преемственность и преобразование психических структур (явлений).

Каузальный аспект рассматривает проблему детерминации (определяет развитие движущих сил и условий эволюции человека, рассматривая внешние и внутренние факторы).

II. Задачи возрастной психологии. Выделяют 3 группы задач, решаемых возрастной психологией:

- Научно-исследовательские задачи рассматривают объект науки на разных уровнях: на уровне общих закономерностей и фактов развития и на уровне специфического их проявления в отдельные периоды жизни.

- Диагностические задачи заключаются в распознавании и оценке степени зрелости индивидных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека, что позволяет оценивать отклонения в психическом развитии у лиц разного возраста, определять потенциальные возможности.

- Коррекционные задачи ориентированы на исправление дефектов в психическом развитии и на устранение причин, их вызывающих. Осуществляются путем психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.

III. Методы возрастной психологии. Классификация методов, применяемых в возрастной психологии (Ананьев Б.Г.):

Организационные:

- лонгитюдные;

- «поперечных» срезов;

- комплексный.

Эмпирические:

- обсервационные: наблюдение, самонаблюдение;

- эксперимент: лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий;

- биографический: дневники, анализ жизнедеятельности; анкетирование, интервью, беседы;



- психодиагностические: тесты, опросники; изучение рисунка и др. продуктов деятельности.

Обрабатывающие:

- количественные: определение среднего арифметического, коэффициента вариации, критерия Стьюдента и т.п.; регрессионный анализ; корреляционный анализ; факторный анализ; дисперсионный анализ;

- качественные: психологическая казуистика; дифференциация по типам, группам, вариантам развития.

Интерпретационные:

- генетические: описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития;

- структурные: описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития.
Тема 2 «Теории психического развития».

План:

  1. Биогенетические концепции развития

  2. Социогенетические концепции развития

  3. Теории психического развития


I. Биогенетические концепции развития. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшего идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, они опираются на идею преформизма.

Теория, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: инстинкта, дрессуры и интеллекта (К. Бюлер). Он связывал три ступени развития, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием.

В современных теориях развития сторонники биологизаторских взглядов, отводят ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Генетически запрограммированными они считают интеллект, аморальные черты характера и др.

II. Социогенетические концепции развития. Истоки социогенетического направления - в идеях философа XV в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой, как восковая доска, душой. Акцентируется в другой фактор - социальный, авторы социогенетических концепций полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие - это лишь продукт внешней стимуляции. Представителем этой концепции является американский психолог Дж. Уотсон основная идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов
(теория бихевиоризма).

III. Теории психического развития. Концепция конвергенции двух факторов детского развития. При попытке ответить на вопрос о том, как соотносятся среда и наследственность, возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. Штерном. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. Это самая распространенная концепция в современной психологии.

Психоаналитическая теория детского развития. Два открытия 3. Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа. В модели личности 3. Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Все стадии психического развития 3. Фрейд сводит к стадиям преобразования и перемещения по различным эрогенным зонам либидозной, или сексуальной, энергии.

Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона. Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. Принимая структуру личности 3. Фрейда, он создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Обратив внимание на роль «Я» в развитии личности, Э. Эриксон перенес ударение с «Оно» на «Я». По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон посвящает свои исследования главным образом процессам социализации. Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом.

Теория социального научения. Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путемимитации, подражания (А. Бандура, Р. Сирсу).

Когнитивная теория развития (концепция Ж. Пиаже). В центре концепции Ж. Пиаже - положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии. Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект стремится к установлению равновесия с ней. Установить равновесие со средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения, либо путем изменений в самом субъекте. Согласно Пиаже процесс развития интеллекта состоит из трех больших периодов.


Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон существования любой психической функции человека: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка... Функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическим функциями личности». Согласно Л.С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе. Обучение - движущая сила психического развития, которая создает зону ближайшего развития ребенка (расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития).

Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина. Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка: первый вектор характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром; второй вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. Д.Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность.
Тема 3 «Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк».

План:

        1. Развитие возрастной психологии в зарубежных исследованиях

        2. История и современное состояние отечественной возрастной психологии


I. Развитие возрастной психологии в зарубежных исследованиях. В конце XIX-начале XX в. развитие возрастной психологии было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом С. Холлом (1846-1924). В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики. В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Развитие возрастной и педагогической психологии в Англии тесно связано с именем