Файл: Налоговое планирование в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено ст.154 НК РФ, определяется как стоимость данных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) считается как квартал.

Закон, повышающий ставку налога на добавленную стоимость (НДС) c 18% до 20%, вступил в силу с 1 января 2019 года в России. Одновременно документ сохраняет все действующие льготные ставки по этому налогу, которые установлены на уровне 10% или 0%. [29]

Налогообложение производится по налоговым ставкам:

- 0 % при реализации определенного набора товаров и услуг, указанных в 1 п. ст. 164 НК РФ;

- 10% при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и медицинских товаров, указанных в п.2 ст. 164 НК РФ;

- 20 % в случаях, не указанных в 1, 2, 4 пунктах данной статьи;

- иная ставка, рассчитанная согласно 4 п. ст.164 НК РФ.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п.1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями с положениями ст. 176 НК РФ. [30]

  • налог на прибыль

Ставки налог на прибыль 2019 закреплены в статье 284 НК РФ. [31] Применять их надо до 2020 года включительно. Общая ставка налога на прибыль в 2019 году - 20%. Из них зачисляют: в федеральный бюджет - 3%; в региональный - 17%. При этом законом субъекта РФ ставка налога, зачисляемого в местный бюджет, может быть снижена.

Для отдельных налогоплательщиков минимально допустимая ставка составляет 12,5 % (ранее 13,5%), если иное не предусмотрено ст. 284 НК РФ (абз. 4 п. 1). Для участников ОЭЗ максимально допустимая ставка - 12,5 % (ранее - 13,5 %) по прибыли от деятельности: на территории ОЭЗ (абз. 5, 7 п. 1 ст. 284 НК РФ); выполняемой на территории ОЭЗ в Магаданской области (абз. 6-7 п. 1 ст. 284 НК РФ); исполняемой по договору об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (абз. 3 п. 1.7. ст. 284 НК РФ) при условии ведения раздельного учета: доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, исполняемой в пределах данной территории; доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за границами данной территории). Продолжают действовать исключения из пункта 1 статьи 284 НК РФ, которые не распространяются на отдельные категории субъектов налога (контролирующих лиц по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, а также субъектов, указанных в п. 1 ст. 275.2 НК РФ) (таблица 2).


Что касается специальных ставок налога на прибыль, то здесь следует обратить внимание на следующие изменения указаны в таблице 3.

  • на организации и юридические лица:

В настоящее время, в 2019 году, ставки налога на прибыль не изменятся. Налогоплательщики будут рассчитывать налог по ставкам, действующим в 2018 году. Общая ставка установлена в ст.284 НК РФ. Она равна 20%, из них: 3% налогоплательщики перечисляют в федеральный бюджет, 17% - в бюджет субъекта РФ. Такое разграничение и ставки будут действовать до конца 2020 года.

  • на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели)

В соответствии со ст. 53 НК РФ[32], налоговая база представляет собой стоимостную физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Согласно ст. 210 Кодекса, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах; те, на распоряжение которыми он имеет право; а также доходы в виде материальной выгоды. При этом удержания из дохода не уменьшают налоговую базу, определяемую отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Исчисление налоговой базы по НДФЛ применительно к индивидуальным предпринимателям производится:

1) как российскими организациями и постоянными представителями иностранных организаций в РФ, так и индивидуальными предпринимателями, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, – по суммам доходов;

2) физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;

3) частными нотариусами, частными охранниками и частными детективами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, – по суммам доходов, полученных от такой деятельности.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным совместным Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам № 86/БГ-3-04/430. [33]

Учет доходов, полученных от них физическими лицами, ведется по форме №1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц».


При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как их стоимость с учетом соответствующей ставки НДС, акцизов и налога с продаж.

К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности относятся:

1) оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;

3) оплата труда в натуральной форме, относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг.[34]

Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

При невозможности удержать налог налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

В этом случае налогоплательщик при получении материальной выгоды получает доход:

– от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

– от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику (превышение  цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг);

– от приобретения ценных бумаг (превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов на их приобретение). [35]

2.3 Упрощенная система налогообложения (УСН)


Упрощённая система налогообложения при объекте налогообложения “доходы” установленная налоговая ставка составляет 6 %, а в регионах могут быть установлены льготные ставки от 1 % до 5 % в зависимости от категорий налогоплательщиков (вид деятельности, численность, размер доходов и т.д.)

Преимущества:

  1. Учет проще чем на традиционной системе.
  2. Меньше форм отчетности.
  3. Есть льготные ставки.

Недостатки:

  1. Не все могут применять.
  2. Необходимо отслеживать размер выручки, чтобы не слететь с упрощенки.
  3. Невозможно учесть расходы.
  4. Нет НДС — возможная потеря клиентов — плательщиков НДС. [36]

Упрощенка имеет два объекта налогообложения: Доходы (ставка 6%). Доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15%). Примечание: ставка по указанным объектам может быть уменьшена региональными властями до 1% для объекта «доходы» и 5% для объекта «Доходы минус расходы». При переходе на УСН организации и ИП обязаны самостоятельно выбрать объект налогообложения («Доходы» или «Доходы минус расходы»). Виды деятельности, подпадающие под УСН также, как и ОСН, упрощенка применяется в отношении всех видов деятельности налогоплательщика, а не каких-либо конкретных, как в случае с ЕНВД, ПСН и ЕСХН. Исключение составляют банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды и ряд иных организаций, указанных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Имеются сроки уплаты налога УСН в 2019 году: по итогам каждого отчетного периода (1 квартал, полугодие и 9 месяцев) ИП и ООО на УСН необходимо производить авансовые платежи. Всего за календарный год необходимо сделать 3 платежа, а уже по итогам года рассчитать и заплатить окончательный налог. В таблице 4 представлены сроки уплаты налога УСН в 2019 г. [37] Также могут совмещаться несколько налогов у организации.

    1. . Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Глава введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104 –ФЗ. Так как эта система применяется для отдельных определенных видов деятельности и, соответственно имеет очень ограниченное применение, рассмотрим основные аспекты этой системы очень кратко.

В соответствии с главой 26.3 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям правительственных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:


- оказание бытовых услуг;

-оказание ветеринарных услуг;

-оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию;

-оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

-определенных видов розничной торговли;

- распространение и размещение рекламы и др. (подробнее можно ознакомиться в ст. 346.26 НК РФ). [38]

Уплата ЕНВД предусматривает освобождение предприятий от уплаты налога на прибыль организации, налога на имущество организации и единого социального налога, а индивидуальных предпринимателей - от налога на доход физических лиц (НДФЛ), налога на имущество физических лиц, единого социального налога. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД не являются так же плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, облагающиеся ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ (рисунок 3).

2.4 Патентная система налогообложении (ПСН)

Создание положительных условий ведения экономической деятельности, прежде всего на начальном этапе ее осуществления, объективно связано с оптимизацией фискальной нагрузки. В этой связи особую актуальность приобретают специальные режимы налогообложения, введение которых направлено на обеспечение государственной поддержки налогоплательщиков. К таким режимам относится патентная система налогообложения, применяемая особой категорией налогоплательщиков индивидуальными предпринимателями. [39]

Ранее малый бизнес имел право применять упрощенную систему налогов, платежи которого рассчитывались на основе патента. Сегодня положения законодательства существенно поменялись – с 2013 года введен новый самостоятельный режим – патентная система налогообложения. Существует множество мнении о том, что, собственно, послужило причиной ввода нового специального режима.

Одни считают, что главной целью ввода ПСН является «формирование эффективной системы налогообложения малого бизнеса, повышение его общественной значимости, стимулирование инновационного развития экономики послужили причиной реформирования системы специальных налоговых режимов в Российской Федерации». [40]