Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Образование и развитие малого бизнеса в сфере налогообложения.
1.1 Основные понятие малого бизнеса
1.2 Развитие малого бизнеса в РФ
Глава 2. Налогообложение малых предприятий в РФ
2.1 Общая система налогообложения (ОСН)
2.2 Налог на добавленную стоимость (НДС)
2.3 Упрощенная система налогообложения (УСН)
2.4 Патентная система налогообложении (ПСН)
2.5 Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН)
2.6 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в малом бизнесе
Глава 3 Государственные программы поддержки малого бизнеса – 2019
1.2 Развитие малого бизнеса в РФ
Особенностью развития современной мировой экономики является все более прогрессирующую роль малого бизнеса. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную систему отбора амбициозных, талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению целого ряда проблем, которые не могут быть разрешены более крупными хозяйственными структурами. Однако малые предприятия быстро создаются и быстро перестают существовать. Одной из причин этого является незнание и иногда не квалификация предпринимателями, как работают рыночные рычаги механизма, генерирующие ценовые сигналы, порождающие стимулы, формирующие рыночное изобилие, разнообразие ассортимента и высокое качество товаров и услуг. [13]
Жизнеспособность малого бизнеса определяют свобода и простота их создания, отсутствие административного принуждения, льготная система налогообложения, рыночный механизм ценообразования.
Малые предприятия объективно, по своей природе находятся в худших конкурентных условиях на рынке по сравнению с крупным бизнесом. У них выше издержки производства в связи с малыми сериями выпускаемой продукции, более низкий уровень научно-технической оснащенности, организации, квалификации кадров. [14]
Стабильная деятельность предпринимательства в условиях рыночной экономики, а также в условиях нестабильной экономической ситуации, является одним из самых важных условий национальной экономической безопасности. [15]
Все это ставит малые предприятия в невыгодное положение на рынке. Поэтому создание развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его развития.
Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ осуществляется по следующим направлениям:
1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий
3) установление упрощенного порядка регистрации малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности
4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных связей с зарубежными странами
5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Кроме финансовой поддержки предусматривается так же и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций. Поэтому законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 № 209-ФЗ года предусмотрено предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. [16]
Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса играют фонды, государственные и муниципальные. Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.[17]
И значительная часть малых предприятий органически связана с работой крупных производственных структур. Малые предприятия либо взаимодействуют с ними в режиме устойчивого кооперирования, либо формируют инфраструктуру функционирования всех видов предприятий, находящихся на одной территории. В этих условиях выбор направлений развития и обоснования профиля малых предприятий в большей мере зависит от сложившейся общей организационно-производственной структуры и в первую очередь от крупных предприятий. Такая взаимосвязь крупного и мелкого бизнеса требует создания прогрессивных организационных структур.[18]
В условиях нестабильности внешней среды - колебаний цен на сырье и энергию, инфляции, скачков валютных курсов, изменений в экономической политике государств - малые предприятия стараются использовать наряду с преимуществами специализации возможности, предоставляемые производственной кооперацией, расширением масштаба производства, проведением совместных научных исследований и разработок, разделением финансового риска. Только объединяя усилия по целому ряду направлений малые предприятия могут рассчитывать на стабильное положение в структуре экономики, успешную конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями.
Для государства бизнес является средой для развития области инноваций, взращивания бизнес-элиты, формирования конкурентной среды. Для других заинтересованных лиц развитие бизнеса способствует повышению их благосостояния, социального статуса, возможности самореализации, а также результативному использованию собственных накоплений. От размеров бизнеса зависят доходы, которые он может принести, налоги, уплачиваемые государству, его маневренность на рынке, возможность быстрого реагирования на изменения внутренней и внешней среды.[19]
Глава 2. Налогообложение малых предприятий в РФ
Малому бизнесу предоставляется возможность самостоятельного выбора налогообложения, благодаря чему вновь создаваемые предприятия имеют комфортные и доступные условия для своего функционирования. Малый бизнес, как и другой любой другой легальный бизнес, характеризует его универсальность. В малых предприятиях, так же как и в крупных, налоговые отчисления в казну государства имеют значительный удельный вес в финансовых потоках организации. Недосмотр этой стороны ведения бизнеса оборачивается для фирмы большими финансовыми потерями. Конечно, можно признать, что система налогов в РФ несовершенна, однако разумный подбор оптимального метода уплаты налогов вполне возможен. На сегодняшний день, при создании малого предприятия есть возможность выбрать одну из нескольких действующих на данный момент налоговых систем, наиболее подходящую для планируемой деятельности компании. [20]
В 2019 году законодатели установили следующие критерии для малых предприятий указаны в таблице
2.1 Общая система налогообложения (ОСН)
Современная налоговая система Российской Федерации представляет собой взаимосвязанную систему налогов и сборов, которые взыскиваются со всех экономических объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, и направляются в различные уровни бюджетов Российской Федерации. [21]
ОСН – основной режим налогообложения, который по умолчанию используют все налогоплательщики при регистрации бизнеса. При желании можно сразу сделать выбор в пользу другого вида налогообложения РФ или перейти на него позже. [22]
Ocoбeннocтью дaннoй cиcтeмы являeтcя oтcyтcтвиe кaких-либo oгpaничeний пo мaкcимaльнoмy дoхoдy, чиcлeннocти coтpyдникoв, видaм ocyщecтвляeмoй дeятeльнocти. [23]
Если организация работает на ОСН, оно платит государству следующие налоги:
- на добавленную стоимость; на организации; на прибыль (юридические лица); на доходы физических лиц (индивидуальные предприниматели) и прочие. [24]
Кроме единого налога, предприниматель обязан платить следующие налоги и взносы:
- страховые взносы в Пенсионный фонд; налог на доходы физических лиц (по доходам, полученным не от предпринимательской деятельности); страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний; транспортный налог; налог на рекламу; земельный налог; налог на имущество, не используемое в предпринимательских целях; госпошлины, лицензионные сборы, таможенные платежи; налоги, удерживаемые и уплачиваемые налоговыми агентами (НДФЛ, НДС, налог с продаж).
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели:
- занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- занимающиеся игорным бизнесом;
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3
НК;
- переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с гл. 26.1 НК;
- имеющие фирмы, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой. [25]
К преимуществам данной системы можно отнести:
- возможность заниматься различными видами деятельности, при этом, не имея лимита на размер выручки;
- возмещение из бюджета НДС по разным основаниям;
- большая привлекательность для контрагентов за счет возмещения их НДС;
- обладание любым количеством наемных работников и другие.
К недостаткам можно отнести:
- обязанность уплаты большого количества налогов;
- обязанность предоставления в налоговые органы и прочие государственные организации большого количества отчетности;
- сложная форма ведения доходов и расходов;
- сбор и обязательное хранение всей документации, связанной с деятельностью предприятия и другие.
Основные налоги на ОСН – НДС и налог на прибыль или НДФЛ для ИП. При наличии имущества платят налог на имущество, транспортный, земельный и водный налог. А при добыче полезных ископаемых – НДПИ. [26]
2.2 Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС, как и налог на прибыль, относится к федеральным налогам и регулируется гл. 21 НК РФ. Налогоплательщиками НДС, согласно ст. 143 НК РФ, признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83 и ст.84 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных гл. 21 НК РФ. [27]
Объектом налогообложения (ст. 146 НК РФ) признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз на таможенную территорию РФ товаров;
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. [28]
Не признаются в целях налогообложения объекты, указанные в п. 2 ст. 146 НК РФ, операции, указанные в ст. 149 НК РФ и товары, ввезенные на территорию РФ, указанные в ст. 150 НК РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с гл. 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.