Файл: Налоговое планирование в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другие же считают, что «целью законопроекта является налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем совершенствования упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента. Применение специальных налоговых режимов обусловлено тем, что при взимании налогов и сборов необходимо учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности.». [41]

Митрофанова И. А. и Булгакова Т. В. считают, что «главной целью является стимулирование развития малого предпринимательства в РФ и прощение процедуры налогообложения индивидуальных предпринимателей».[42]

Таким образом, с учет всех изложенных мнений, можно сделать о том, что их всех объединяет одна цель ввода ПСН, указанная в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ», в которой утверждается, что «большим потенциалом для вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность и развития массового сектора малого предпринимательства обладает патентная система налогообложения.». [43]

Поэтому «актуальность совершенствования патентной налоговой системы признается на самом высоком уровне власти и не вызывает сомнения.». [44]

Патентная система регулируется законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ. Налогоплательщиками данного режима признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на ПСН добровольно. Освобождение от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения можно рассмотреть в таблице 6.

Помимо этого, патентное налогообложение применяется только при определенных видах деятельности – в законе их указано 69 и этот список окончательный. Следует помнить, что при покупке патента на срок меньше чем 6 месяцев, полную его стоимость необходимо оплатить в срок до 25 числа месяца после начала его действия. При большем сроке действия патента можно сначала оплатить его треть, а остальные две трети ближе к концу окончания срока его действия – но не позже чем за 30 дней до его прекращения.

2.5 Единый сельскохозяйственный налог (ЕСН)

Существуют специальные налоги для малого бизнеса и в сельском хозяйстве. Выбрать единый сельскохозяйственный налог могут только те, кто занимается не переработкой, а лишь производством продукции.


В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов. [45]

Налогоплательщиками в данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. [46]

К основным преимуществам применения единого сельскохозяйственного налога можно отнести:

1) Возможность как добровольного перехода на данный специальный режим налогообложения, так и добровольного ухода с него;

2) Максимальная стандартная ставка на «Доходы минус расходы» всего лишь 6%, что позволит сельскохозяйственным производителям существенно снизить свою налоговую нагрузку;

3) Минимальная налоговая отчётность;

4) Более оптимальные, в отличие от общего режима налогообложения, сроки уплаты налога, так как уплата авансового платежа производится по итогам полугодия, а окончательный расчёт происходит по итогам года. Для сельскохозяйственных производителей данные сроки уплаты налога являются более приемлемыми, так как в сельском хозяйстве, которому присуща сезонность производства, имеет место сезонность и в получении доходов.

К недостаткам применения единого сельскохозяйственного налога можно отнести:

1) Соблюдение чётких критериев по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, а в особенности доли доходов от сельскохозяйственной деятельности, которая должна быть равна как минимум 70% от всех доходов;

2) Необходимо чётко соблюдать ограничения по статьям расходов, перечень которых меньше, чем при общей системе налогообложения и установлен в Налоговом кодексе РФ;

3) Отсутствие права предъявить к вычету из бюджета налог на добавленную стоимость, что увеличивает затраты сельскохозяйственных производителей. [47]

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает замену ряда налогов (таблица 7). Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными производителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном Налоговым кодексом. Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам календарного года, предшествующего календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70%.


Таким образом, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) как и иные специальные режимы налогообложения имеет ряд преимуществ и недостатков, однако, выбор использования данного налогового режима всегда остаётся за сельскохозяйственными товаропроизводителями.

2.6 Налоговое планирование и оптимизация налогообложения в малом бизнесе

Оптимизация налогообложения - это реализация закрепленного в п.7 ст.3 части первой НК РФ[48] положения о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, осуществляемая посредством специфических форм планирования деятельности, найма рабочей силы и размещения финансовых средств налогоплательщика с целью максимального снижения возникающих при этом налоговых обязательств.

Специалисты данного направления используют несколько терминов, определяющих понятие "оптимизация налогообложения". Это еще и "минимизация", и "налоговое планирование", и "налоговая экономия". Необходимо уяснить, являются ли названные термины идентичными, для того чтобы оперировать ими в данной работе.

Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства. Ведь не секрет, что каждый налогоплательщик по-своему видит пределы налоговой оптимизации. Для одних кажется целесообразным использовать все возможные средства и методы для снижения налогового бремени, они готовы подчас даже и рисковать, действуя "на грани фола"; другие стремятся к стабильности и созданию добропорядочного и законопослушного имиджа, предпочитая относительно скромные, но надежные доходы, а третьи вообще не используют большинство методов оптимизации (крупные иностранные компании), стремясь избежать возможных вопросов со стороны контролирующих и правоохранительных органов.

Налоговое планирование на уровне предприятия является неотъемлемой частью управления финансами, основанное на использовании налоговых способов и методов для достижения желаемого финансового состояния предприятия в условиях ограниченных ресурсов. Успешная деятельность предприятия невозможна без успешного управления финансовыми ресурсами, поскольку эффективная деятельность предприятия определяется не только его рентабельностью, но и объемов расходов на налогообложение. Управление финансовыми ресурсами, их оптимизация осуществляется на основе финансового планирования, составной частью которого является налоговое планирование. [49]


Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для предприятия, а также сложностью и изменчивостью налогового законодательства. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы. Таким образом, налоговое планирование позволяет сократить объем расходов за счет оптимизации налогообложения, с которой связаны все сферы деятельности предприятия.

Существует множество определений налогового планирования (рисунок 4). Имеющиеся в экономической литературе определение «налоговое планирование» целесообразно объединить в две основные группы:

1. Первый подход - в основе подхода лежит минимизация налогового обязательства, под которым следует понимать не только абсолютное уменьшение налогов,

но и целенаправленную деятельность, целью которой является перевод деятельности предприятия на более благоприятные условия.

2. Второй подход - налоговое планирование основано на налоговой оптимизации, под которой понимают разновидность экономической деятельности, предполагающее увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов. При оптимизации происходит контроль соотношения динамики налоговых платежей и выручки предприятия. [50]

Сущность налогового планирования связана с признанием за каждым налогоплательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы, способы для максимального сокращения налоговых обязательств. Необходимо отметить, что в рамках отдельного предприятия налоговое планирование представляет собой инструмент управления, который способен существенно влиять на прибыльность предприятия и напрямую затрагивает экономическую безопасность предприятия.

К преимуществам планирования на уровне предприятия можно отнести:

• анализ будущих благоприятных условий;

• прогнозирование изменений внешних условий деятельности предприятия;

• рациональное распределение и использование финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Следует отметить, что преимущество налогового планирования особенно сильно проявляется в условиях нестабильной внешней среды, поскольку существует постоянная нехватка финансовых ресурсов и возникает потребность в принятии грамотных экономических решений, на основе финансовых расчетов, в том числе и налоговых. Налоговое планирование актуально не только для крупных и средних предприятий, но для малых, в силу ограниченности ресурсов, возникающих в деятельности предприятия.


К факторам, оказывающим влияние на содержание налогового планирования относят:

• специфика деятельности предприятия;

• специфика объекта налогообложения;

• особенности формирования учетной политики предприятия.

Налоговое планирование на предприятии должно содержать основные стадии, направленные на разработку и внедрение эффективной системы налогообложения в рамках общей системы управления финансами, к числу которых можно отнести:

• сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения - в рамках данной стадии осуществляется мониторинг действующего налогового законодательства;

• текущее налоговое планирование и текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

• разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств. [51]

Налоговое планирование базируется на принципах планирования. Принцип законности означает строгое соблюдение требований законодательства при исчислении и уплате налогов. Индивидуальность налогового планирования основано на индивидуальных условиях деятельности предприятия. Реализация принципа оперативности основано на корректировке налоговой политики с учетом изменений в законодательстве (таблица 5). Принцип непрерывности означает, что применяемая схема налогового планирования должна действовать в течение длительного периода времени.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что налоговое планирование является сферой деятельности предприятия, позволяющее смягчить воздействие внешней среды на деятельность предприятия, и как следствие, создание эффективной системы финансового планирования. Налоговое планирование на уровне предприятия позволяет найти различные варианты осуществления деятельности, направленные на достижение низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. [52]

Можно выделить несколько этапов налогового планирования.

На первом этапе обычно появляется идея об организации бизнеса, формулируются цели и задачи, а также достигается ясность в вопросе о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодательством.

Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производства и конторских помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом, как правило, происходит на третьем этапе.