Файл: Налоговое планирование в сфере малого бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной мною темы, определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий укрепление экономических и социальных отношений малого бизнеса в Российской Федерации. Развитие сферы малого бизнеса выгодно для государственной экономики, так как с его помощью производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения, легко меняется сфера деятельности и возможность обеспечить различными потребностями граждан страны. А также, малый бизнес является налогоплательщиком, соответственно налоги и сборы увеличивают возможности и рост бюджета государства, чем выше доход предприятий – тем выше поступление в местный и федеральный бюджет. Наполнение бюджета любого государства это и является одним из важнейших элементов системы финансов государства. Это так называемая минимизация налогов, или налоговая экономия, данное явление больше известно под термином "оптимизация налогообложения", или налоговое планирование, определяемое как законный способ обхода налогов с применением всех допускаемых законом налоговых льгот и приемов сокращения налоговых обязательств. Для современного российского малого предприятия жизненно важным является проблема выбора наиболее экономически целесообразного варианта налoгообложения из предложенных современным налоговым законодательством, включая общий режим налогообложения и специальные режимы налогообложения (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), позволяющего оптимизировать налоговую нагрузку предприятия.

Данная курсовая работа состоит из 3-х глав. В первой главе рассматривается становление и развитие малых предприятий и их систем налогообложения в РФ. Во второй главе исследуется налоговое законодательство, системы налогообложения малых предприятий, теория оптимизации налоговой нагрузки. В третьей главе упомянуты новые государственные поддержки малому предпринимательству.

Налоговое планирование является основной и составляющей частью системы планирования в организации и позволяет прогнозировать ее налоговые отчисления в краткосрочном и долгосрочном периодах, быстро и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, существенно снизить риск финансовых затруднений и избежать налоговых последствий за несвоевременное исполнение обязанностей налогоплательщика.


Актуальность темы порождает возрастающая роль налогового планирования в условиях современного устройства малого бизнеса, которая определяется рядом факторов. Потребность в налоговом планировании диктуется, прежде всего, двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта сложностью и изменчивостью налогового законодательства в ходе курсовой работы данное также будет рассмотрено и выявлено более подходящее налоговое бремя для малого бизнеса.

Глава 1. Образование и развитие малого бизнеса в сфере налогообложения.

1.1 Основные понятие малого бизнеса

В свете последних изменений в экономике России, а также в свете малого бизнеса, для которого уже были внесены большими объемами в 2019 году особое значение принимает развитие - малого предпринимательства. Здесь можно и уточнить 12 национальных проектов (рисунок 1) Президента РФ Путина В.В. одним из них – проект: Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, а именно: - «Облегчить возможность открыть свое дело «одним кликом»», здесь нужно понимать, как важно поддержать начинающих предпринимателей, помочь людям сделать первый шаг, чтобы можно было открыть свое дело буквально одним кликом – проводить обязательные платежи, получать услуги, кредит удаленно, через интернет», – заявил Путин. Президент подчеркнул, что индивидуальных предпринимателей и само занятых граждан, которые используют такие цифровые сервисы, «нужно вообще освободить от отчетности». Президент призвал сделать уплату налога для них простой транзакцией, проходящей в автоматическом режиме. Сейчас по всей России проходят укрепление и освоение работ в области помощи малому предпринимательству на всех уровнях власти. Малым предпринимательством могут заниматься небольшие группы лиц в форме предприятий, управляемых одним из собственников (либо наемным директором), или это может быть предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Критериями, на основе которых организации относятся к малому бизнесу, являются: численность персонала (работников); размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).[1] Малое предпринимательство в состоянии эффективно поддержать российскую экономику. Предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль в следующих отраслях экономики:


  • вся область услуг, в том числе ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования;
  • консультационные услуги;
  • бытовое обслуживание населения;
  • торгово-закупочные операции;
  • посредническая деятельность. [2]

Малым предприятием проще управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты. Деятельность малого бизнеса приносит реальные деньги в бюджеты не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая финансовую нестабильность многих субъектов РФ.

В силу нестабильности развития экономики России на протяжении последних лет число малых предприятий практически не изменяется. По данным Госкомстата РФ их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 15-17 %.[3]

Сущность малого предпринимательства состоит в следующем: малым предпринимательством называется деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки.

Главным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству, может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом порядке (не ограниченный в дееспособности). [4]

Все же, предприниматель — не единственный субъект, и поэтому, он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рисунок 2).

Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя и необходимо подстраиваться под эти потребности. Однако сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара. [5] Так же, нужно подчеркнуть необходимость разумного соединения факторов производства, инициативность, инновационность, рисковость, ответственность деятельности, целенаправленной на получение предпринимательского дохода. [6]


Под субъектами малого бизнеса, согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, [7] стали пониматься внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а так же физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Малое предпринимательство имеет свои особенности и следующие преимущества:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. [8]

Имеются и недостатки, которые определяются как внутренними, так и внешними причинами, а также условиями работы малого предприятия:

- более высокий уровень риска, чем обусловлена высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- большая зависимость от крупных компаний;

- ошибки в управлении собственным делом;

- слабая компетентность руководителей;

- чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов предприятием;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. [9]

Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:

- формирование здоровых конкурентных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

- разнообразие ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;


- содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

- привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных предприятиях;

- создание дополнительных рабочих мест;

- сокращение уровня безработицы;

- более эффективное использование творческих способностей и талантов людей;

- освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, которые имеют определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

- формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;

- активизация научно-технического прогресса;

- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

- содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. [10]

Основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:

а) возможность более гибких и оперативных решений, путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

б) ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.

в) поддержание занятости и создание новых рабочих мест.

г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям.

д) небольшой первоначальный объем инвестиций.

е) экономическая эффективность производства в малых предприятиях.

ж) инновационный характер малых предприятий. Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в развертывании НТР. [11]

С другой стороны, маленькие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать, поэтому статистика в 2017-2018 годах, связанная с открытием и закрытием ИП была удручающей. В цифрах эта тенденция выглядит так:

  • закрылось ИП в среднем 9,1 тысяч;
  • открылось ИП в среднем 7 тысяч.

Фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний. [12]

Одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.