Файл: Системы управления качеством продукции в фирмах по учебной дисциплине Экономика фирмы (предприятия).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такое пристальное внимание в развитых странах к качеству продукции объясняется действием объективных причин, названных ранее, а также изменением условий, форм и методов обострившейся конкурентной борьбы за рынки сбыта между ведущими фирмами разных стран. Катализатором является "японский феномен" в области качества изделий. Японские фирмы практически вытеснили конкурентов на мировом рынке аудио- и видеоаппаратуры, часов, фотоаппаратов, теснят ведущие американские и европейские фирмы на рынке автомобилей и ряда других товаров.
Большинство стран прилагают огромные усилия, чтобы повысить качество своих товаров и тем самым отстоять свой престиж и положение на мировом рынке в ожесточенной борьбе против конкурентов из Японии. Промышленные фирмы различных стран перенимают японский опыт организации производства и управления качеством.
Особенно остро проблема качества стоит и требует своего решения в нашей стране. Эта проблема для нас застарелая, она возникла еще в условиях директивной экономики, когда все работы по обеспечению и улучшению качества продукции планировались и контролировались сверху. Однако при этом слабо учитывались требования потребителей и качество продукции оценивалось по ее соответствию требованиям нормативных документов, которые чаще всего отставали от запросов потребителей. При монопольном положении производителей и отсутствии мощного рыночного стимула качественного роста - конкуренции - они не были заинтересованы в повышении качества продукции, в расходовании дополнительных финансовых ресурсов на эти цели. Положение с качеством продукции затем усугубилось нарастанием товарного дефицита, когда спрос все больше превышал предложение, и лишенный выбора потребитель был готов купить товар любого качества и по диктуемой цене (правда, цены были доступными). Так как наши производители практически не выходили на внешний рынок (за небольшим исключением), то отсутствовала и внешняя конкуренция и не было необходимости сопоставлять качество наших товаров с товарами других стран.
Сейчас же, когда рынок насыщен импортными товарами, проблема качества встала перед нашими товаропроизводителями в полный рост. Без ее решения наша продукция не будет иметь сбыта ни внутри страны, ни на мировом рынке.
2. Стратегия предприятия в управлении качеством продукции
Управление качеством продукции, как это видно из истории его развития, это не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений - это управленческая деятельность, охватываю
щая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.
Сегодня на большинстве предприятий отсутствует осознанная стратегия в отношении внедрения и развития систем качеств, свидетельством чему являются политики по качеству, из содержания которых зачастую трудно понять, какие цели в области качества поставлены перед организацией и, главное, каким образом предполагается достичь эти цели. Вместе с тем следует отметить, что не только в управлении качеством, но и в управлении организациями в целом определения понятия "стратегия" нуждаются в уточнении.
Некоторые трудности с определением понятия «стратегия» связаны с тем, что очень часто стратегия понимается в значении, близком к «стратегическому плану». Такая подмена понятий не только неправильна с точки зрения терминологии (зачем использовать два разных термина для обозначения одного явления?), но и несет своего рода угрозу для организации. После того как в организации определены миссия и видение, определяется ее стратегия. Понятие «стратегия» исторически связано с искусством руководить борьбой - военной, общественной, политической. Предполагалось, что разработчик стратегии - стратег - имеет дело с умным, хитрым и непредсказуемым противником.
Стратегия организации - это совокупность принципов, которыми стабильно руководствуются организации в процессе их движения от исходного состояния к идеальному проекту, определяемому миссией организации.
Правильно разработанная стратегия направляет предприятие на долгосрочное существование.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии:
• добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
• выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
• отыскать новое применение выпускаемым товарам;
• своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия:
• найти выход на новые рынки, как со старыми, так и с новыми товарами;
• осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
• регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом;
По мнению некоторых специалистов, у большинства организаций отсутствует стратегия в отношении развития систем качества, что свидетельствует о непонимании руководителями организаций той пользы, которую можно извлечь при внедрении и развитии системы качества. В целом соглашаясь с такой точкой зрения, предлагаем уточнить ее формулировку: может быть, имеет смысл говорить не об отсутствии стратегии в отношении внедрения и развития систем качества, а об отсутствии стратегии управления качеством (так как управление качеством может осуществляться не только на основе систем качества). [9]
На рисунке 2.1 представленные способы повышения качества продукции. Воздействие на качество продукции происходит на всех этапах его производства и касается всей деятельности предприятия.
Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия). Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:
-
прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и -
качества продукции; -
планирование повышения качества продукции; -
нормирование требований к качеству продукции и стандартизация; -
разработка и постановка продукции на производство; -
технологическая подготовка производства; -
организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции; -
обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла; -
контроль качества и испытания продукции; -
профилактика брака в производстве; -
внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.; -
сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств; -
стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества; -
внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции; -
технико-экономический анализ изменения качества продукции; -
правовое обеспечение управления качеством продукции; -
информационное обеспечение управления качеством продукции; -
материально-техническое обеспечение качества продукции; -
метрологическое обеспечение качества продукции; -
специальная подготовка и повышение квалификации кадров; -
организационное обеспечение управления качеством продукции; -
технологическое обеспечение управления качеством продукции; -
финансовое обеспечение управления качеством продукции.
Рисунок 2.1 - Основные способы (показатели) повышения качества и конкурентоспособности продукции предприятия [10]
Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем (рис. 2.2). К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.
В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.
Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.[8]
В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой продукции становятся более требовательными и ожидают высокий уровень качества по низким ценам. В то же время покупателей не устраивают лишь заявления производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.
Международной организацией по стандартизации (ИСО;The International Organisation for Standardization, ISO) группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011. В ИСО 9000 устанавливаются единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании.
В настоящее время в Российской Федерации сформировалась Государственная система стандартизации, которая регламентирует процессы построения, изложения, и распрастранения стандартов (ГОСТ, ОСТ, ТУ) в нашей стране. Состав нормативных документов по стандартизации, действующих на территории России, определяется в Законе РФ О стандартизации. Никакие иные документы, устанавливающие обязательные требования к продукции (работам, услугам), не являются документами по стандартизации.
Целями стандартизации продукции являются:
• безопасность продукции (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
• техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий;
• качество в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
• единство измерений;
• экономия ресурсов;
•безопасность хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и технологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
• обороноспособность и мобилизационная готовность страны.
Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.
Главным документом системы качества является руководство по качеству, включающее содержание политики в области качества, границы применимости, а также описание организационной структуры предприятия с указанием ответственности и полномочий.
Рисунок 2.2 - Состав механизма управления качеством
Соблюдение на предприятии стандартов ИСО 9000 подтверждается сертификатом, выданным независимой организацией по результатам проведения сертификации системы качества. Такой сертификатпризнан во всем мире и является достаточной для покупателя гарантией качества продукции. Наличие сертификата на соответствие системы качества предприятия нормам ИСО 9000 становится значительным конкурентным преимуществом, может быть использовано в качестве инструмента маркетинга для создания имиджа предприятия.
В некоторых отраслях сертификат ИСО 9000 является необходимым условием для нормального функционирования, получения заказов. Стандарты ИСО 9000 могут быть применены на любой фирме, функционирующей в любой отрасли и в любой стране мира. Различным будет лишь наполнение элементов системы качества
Сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.
Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Слово "сертификация" (лат.) переводится «делать верно».
Сертификация осуществляется в целях: