Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения физических лиц
1.2. Функции и классификация налогов
2. Налоги с физических лиц и актуальные проблемы налогообложения в Российской Федерации
2.1. Виды налогов и сборов с физических лиц
2.2. Актуальные проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3. Анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации
3.1. Анализ доходов в консолидированный бюджет России
«Так, по мнению И. М. Кулишера, «Рука об руку с теорией общественного договора, обосновывающей возникновение государства, идет теория «фискального договора», объясняющая сущность и смысл обложения. В силу первой, люди объединялись в государство, для охраны и за эту охрану «отдают часть своего имущества, чтобы быть уверенными в другой части и спокойно пользоваться ею».[51]
2.2. Актуальные проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
Налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы любого государства, представляя собой не только экономический, но и социальный рычаг управления.
Ученые-экономисты в своих трудах 20 в. неоднократно выдвигали идеи того, что достичь социальную справедливость в обществе и понизить уровень разрыва между доходами богатых и бедных возможно путем применения на практике механизмов прогрессивного налогообложения как доходов, так и имущества физических лиц, элементами налогообложения роскоши и сверх доходов, но все же проблемы формирования справедливого налогообложения до настоящего времени остается одной из самых дискуссионных и малоисследованных в налоговой области. [52]
В.И. Ленин в 1919 г. писал: «В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность. [53]
Последователи либерального направления в развитии экономики российские ученые считают, что переход к прогрессивному налогообложению «позволит получить дополнительные доходы, но с учетом необходимого ухода в «тень» не компенсирует даже половины нынешнего бюджетного дефицита.[54]
Обобщив результаты многолетних исследований ИСЭРТ РАН, В.А. Ленин, А.И. Поварова показали, что без прогрессивного налогообложения все эти процессы имеют место, а в последние годы усиливаются благодаря целенаправленным действиям властей по созданию условий для минимизации налогообложения крупного капитала. [55]
Признанный авторитет В.Г. Пансков не раз заявлял, что «сохраняя плоскую шкалу налогообложения личных доходов населения, государство тем самым расписывается в собственном бессилии навести порядок в установлении цивилизованных форм оплаты труда в экономике страны». [56]
Его мнение разделяет М.М. Соколов, говоря «это выглядит настоящим парадоксом современной налоговой системы, когда бедные содержат богатых – через финансирование за счет подоходного налога школ, больниц, полиции, армии». [57]
По мнению Мусаевой Х.М. «в результате исследования: показано несоблюдение принципов экономической целесообразности и социальной ориентированности в действующем механизме исчисления и взимания налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что сдерживает развитие человеческого потенциала и рост благосостояния граждан». [58]
При этом государство в лице представителей различных инстанций постоянно говорит о том, что введение прогрессивного налогообложения не будет в ближайшей перспективе. Министр финансов А. Силуанов признает, что нынешняя система подоходного налога не учитывает разницу в доходах россиян, но при этом заявляет: «Собираемость подоходного налога резко упадет, если ввести прогрессивную шкалу». [59]
Согласно официального сайта информационного агентства «Клерк.Ру» «Власти намерены отстаивать сохранение плоской шкалы НДФЛ. Сохранение плоской шкалы отстаивают представители либерального крыла органов государственной власти в управлении РФ. Так, заместитель министра экономического развития С. Воскресенский приравнял плоскую шкалу к завоеваниям и призвал охранять ее как институт». [60] (в настоящее время заместитель министра экономического развития И. Торосов с 12 марта 2018 г.)
Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что возможность введения в РФ прогрессивной шкалы подоходного налога можно рассмотреть после 2018 года, когда стабилизируется ситуация в экономике. «Мы считаем, что в нынешних сложных условиях, когда снижаются реальные доходы населения, когда у предприятий зачастую сложное финансовое положение, если говорить об изменении порядка взимания НДФЛ, наверное, это будет стимулировать уход в тень зарплат, мы этого больше всего боимся, – отмечал глава Минфина. – Считаем, что этот вопрос может быть рассмотрен после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация, когда приведем бюджеты РФ и регионов в устойчивое состояние, когда возможные уходы в тень будут минимизированы». [61]
В качестве одного из основных аргументов против введения прогрессивной шкалы приводится рост бегства капитала и вывод доходов из-под налогообложения, в том числе с помощью офшоров. [62]
Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков напротив, уверен, что прогрессивная шкала НДФЛ, предполагающая повышенное обложение доходов свыше 3 миллионов рублей в месяц, необходима. Однако базовая ставка налога должна остаться на уровне 13%. "Каждый человек должен платить налог. 13% считается самой низкой в мире (ставкой – ред.), и ее надо оставить", — полагает он.
Правительство выступает против прогрессивной шкалы – и в этом вопросе в кабинете министров существует некое единодушие. "Коммунисты постоянно предлагают ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы против такого подхода", — сказал Дворкович в ходе общения со студентами РЭУ имени Плеханова.
Последовательным противником повышения подоходного налога и введения его прогрессивной шкалы является министр финансов РФ Антон Силуанов, который называл плоскую шкалу НДФЛ с единой ставкой в 13% столпом российской налоговой системы.
"Не надо трогать налог, который нормально работает и собирается, увеличение ставки, прогрессия приведёт к тому, что начнут задумываться как обойти, плоская шкала 13% налога вполне конкурентоспособна", — говорил Силуанов в феврале 2018г.
Обсуждения касательно налоговых новаций в РФ, в том числе в отношении налога на доход физических лиц (НДФЛ), еще продолжатся, никаких готовых решений пока нет, сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. [63]
3. Анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации
3.1. Анализ доходов в консолидированный бюджет России
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. [64]
Формирование доходной базы консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет налоговых и неналоговых доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются именно налоговые поступления, которые позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также, способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.[65]
Ниже разберем бюджетно-налоговую систему консолидированного бюджета в сравнении с 2015-2017гг. (таблица 1).
В 2016 г. российская экономика находилась в рецессии: по итогам года ВВП сократился на 0,2%. Сжатие совокупного спроса, вызванное снижением реальных доходов населения, инвестиций, а также сокращением бюджетных расходов по большинству статей, обеспечило падение выпуска и замедление инфляции. По данным Росстата, индекс потребительских цен в декабре 2016 г. составил 105,4% по сравнению с декабрем 2015 г. Доходы консолидированного бюджета в 2016 г. составили 27 746,7 млрд.руб. (32,3% ВВП). Их рост в номинальном выражении по сравнению с 2015 г. был настольно незначительным, что не смог компенсировать даже довольно низкий уровень инфляции. В реальном выражении доходы сократились на 0,6%. Структура доходов консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ практически не изменилась в сравнении с 2015 г. По-прежнему, около 59% поступлений приходится на налоговые доходы. Остальная часть поступлений практически в равной пропорции делится между страховыми взносами на обязательное социальное страхование, неналоговыми и прочими доходами. В 2016 г. по сравнению с предыдущим годом заметно выросли поступления по страховым взносам (на 7,1% с поправкой на инфляцию). В результате, их доля в общей сумме доходов бюджета выросла и составила почти 22%. Поступления неналоговых доходов сократились не только в реальном, но и в номинальном выражении, что в основном объясняется падением доходов от внешнеэкономической деятельности. [66]
А вот итоги 2017 г. демонстрируют некоторое оживление деловой активности в сравнении с предыдущим периодом. Так, инвестиции в основной капитал выросли на 4,2%; промышленное производство на 1,0%; на 1,2% вырос оборот розничной торговли. Наибольший рост наблюдался в отношении внешнеторгового оборота - 125,1%. Причем прирост экспорта оказался больше, чем увеличение импорта: 25,8% против 24,1%. В итоге ВВП, по предварительной оценке, вырос на 1,5% относительно уровня 2016 г. При этом реальные располагаемые доходы населения продолжили снижение: они сократились на 1,7% по сравнению с 2016 г. Оживление деловой активности, во многом обусловленное ростом цен на нефть, способствовало увеличению доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. С учетом инфляции в 3,7% (по индексу потребительских цен) рост доходов составил 6,5% (табл. 1). В основном рост доходов был обеспечен существенным увеличением налоговых поступлений: с 16 309 млрд. руб. до 19 278 млрд. руб. (на 14% в реальном выражении). На фоне сокращения неналоговых и прочих доходов на 13,6% в реальном выражении доля поступлений в виде налогов и сборов в общей сумме доходов выросла с 58,8% до 62,9%. Несмотря на снижение реальных доходов населения, среднемесячная начисленная заработная плата работников в 2017 г. выросла на 7,2% (3,4% в реальном выражении) относительно 2016 г. Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование также выросли: с поправкой на инфляцию их прирост составил 4,2%. В основном, прирост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г. обеспечивался увеличением налоговых доходов федерального бюджета. Тем не менее, доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов также выросли, обогнав как темпы роста ВВП, так и инфляцию. Благоприятные условия для роста бюджетных доходов, не привели к формированию профицита. По итогам 2017 г. дефицит консолидированного бюджета составил 1 349 млрд. руб. (1,5% ВВП). В сравнении с предыдущим годом он сократился более, чем в 2 раза. Подавляющая часть дефицита консолидированного бюджета РФ приходится на федеральный бюджет. [67]
3.2. Анализ расходов консолидированного бюджета России
Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам 2017 г. составили почти 32 трлн. руб. и выросли на 5,3% в реальном выражении (т.е. в меньшей степени, чем доходы). Основной вклад в рост расходов внесли такие разделы бюджета, как «социальная политика» (+11,4%), «национальная экономика» (+10,7%), «образование» (+3,7%). Доля расходов, приходящаяся на эти разделы в совокупности, составила 60,1%. Это обеспечило 5,7 п.п. прироста общей суммы расходов консолидированного бюджета РФ. Значительный прирост в реальном выражении отмечается в отношении расходов на охрану окружающей среды - более 56%, физическую культуру и спорт - около 24%, обслуживание государственного и муниципального долга - 23%. Однако доля этих расходов в общей сумме незначительна - 4,0%, что обеспечило лишь 0,9 п.п. прироста общей суммы расходов консолидированного бюджета РФ. Вклад в замедление темпов роста расходов внесли сокращения трат на национальную оборону (-13,5%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (-5,3%), здравоохранение (-4,9%), средства массовой информации (-2,4%) (таблица 2).
Заключение
В курсовой работе освящен частичный предварительный анализ современной налоговой политики, но позволяет сделать вывод о ее противоречивости и неустойчивости. Нестабильность налоговой политики проявляется в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Именно поэтому различные этапы налоговой политики и их критическая оценка остаются в поле зрения ученых экономистов на протяжении длительного времени и особенно актуальны на современном этапе развития современной России.
Налоги с физических лиц и налоги в общем, составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально- экономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма.