Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения физических лиц
1.2. Функции и классификация налогов
2. Налоги с физических лиц и актуальные проблемы налогообложения в Российской Федерации
2.1. Виды налогов и сборов с физических лиц
2.2. Актуальные проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3. Анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации
3.1. Анализ доходов в консолидированный бюджет России
2.1. Виды налогов и сборов с физических лиц
Источник налога – доход налогоплательщика (носителя налога), из которого будет выплачиваться налог. В некоторых случаях могут совпадать объект обложения и источник налога (налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц). [33]
Российским законодательством определены виды налогов и сборов с физических лиц такие как:
- транспортное обязательство физлиц;
- налог на доходы физлиц;
- имущественный налог;
- земельный налог;
- госпошлина – сбор, размер которого варьируется зависимо от характерных особенностей предоставляемых госуслуг;
- курортный сбор.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ).[34]
Транспортный налог является региональным налогом, устанавливается законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.[35]
Следует осуществлять оплату транспортного налога после получения налогового уведомления. Налоговое уведомление направляется не позднее 30 дней до наступления срока уплаты.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, являющийся основным налогом на доходы, получаемых физическими лицами.[36]
Виды дохода:
− вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
− доходы, полученные от использования авторских прав;
− доходы, полученные от сдачи имущества в аренду;
− доходы, полученные от реализации имущества, принадлежащего физическому лицу;
− дивиденды, проценты;
− иные доходы, получаемые налогоплательщиком. [37]
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица:
а) являющиеся налоговыми резидентами РФ (постоянно проживающие на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
б) физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный физическими лицами – налоговыми резидентами от источников в РФ и за пределами РФ, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, – полученный только от источников на территории РФ. [38]
Таким образом, резиденты платят налог независимо от того, где они получили доход в России или за её пределами. Нерезиденты же должны платить налог только в том случае, если они получили доход от источников, расположенных в России.
Объект налогообложения НДФЛ охватывает широчайший круг доходов, которые условно можно разделить на доходы в денежной форме, натуральной
форме и в виде материальной выгоды, которая возникает вследствие получения работником займа по ставке ниже 2/3 ставки рефинансирования Банка России в соответствии со статьей 212 НК РФ. [39]
Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок. Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков.
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 9% производится в случаях:
• получения дивидендов до 2015 года;
• получения процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
• получения доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием.
Если физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13% и определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ. [40] К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также некоторые иные доходы.
Среди доходов физических лиц, которые не являются налоговыми резидентам РФ облагаются налоговой ставкой 15%. [41]
Все прочие доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются по ставке 30%. Является максимальной и применяется к следующим доходам:
• стоимости любых выигрышей и призов;
• процентных доходов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, доходов в виде процента (купона) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях, в части превышения установленных размеров;
• суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров;
• в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения установленных размеров.[42]
Налоговым Кодексом РФ предусмотрены налоговые вычеты – это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. В таблице 1 представлен перечень вычетов по налогу на доходы физических лиц, действующих в Российской Федерации. [43]
В имущественном налоге, проходят конкретные изменения, а именно: 1 марта 2018 года, президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию поручил усовершенствовать расчет налога на жилье так, чтобы граждане платили «справедливый и посильный» налог по кадастровой стоимости. 15 мая депутаты Госдумы во главе с председателем палаты Вячеславом Володиным, исполняя поручение президента, внесли законопроект, ограничивающий рост налоговых платежей для собственников квартир и домов. В разработке проекта участвовал и Минфин. [44]
С 2016 года налог на имущество физических лиц вычисляют по новой системе. Теперь размер налога, уплачиваемого владельцами жилого дома, квартиры или комнаты, гаража и прочих строений, и помещений (в том числе, недостроенных), зависит не от инвентаризационной, а от кадастровой стоимости жилья. Сведения о последней содержатся в государственном кадастре недвижимости и представляются органами Росреестра.
Налоговые уведомления с соответствующими изменениями граждане, как сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС), получат во второй половине 2018 года.
Переход на новые правила расчета в регионах происходит постепенно. С 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется в 72 субъектах России. Список регионов, в которых уже принято решение о переходе на кадастровую стоимость, представлен на официальном сайте ФНС, в остальных же пока, как и ранее, будет использоваться инвентаризационная стоимость с учетом коэффициента-дефлятора, который ежегодно устанавливается Минэкономразвития России и учитывает изменение потребительских цен в предыдущем году 1,425 (ранее был 1,329). [45]
Размеры налоговых ставок определяются органами местного самоуправления. Они зависят от вида имущества. Так, для жилых помещений ставки устанавливаются в размере до 0,1% и только по решению органов местного самоуправления могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем до 0,3%. Для элитной недвижимости и объектов офисного назначения предусмотрены повышенные ставки – 2%, для другого имущества ставки не могут превышать более 0,5%. При этом правительство, чтобы не произошло внезапного увеличения налога в несколько раз, предусмотрело переходный период с 2016 по 2020 год, в течение которого сумма налога постепенно увеличивается. Каждый год на протяжении этих 4 лет налог повышается на 20% от суммы разницы между инвентаризационной и кадастровой стоимостью. То есть на этот период введены пониженные коэффициенты на налог на имущество физических лиц. В текущем году этот коэффициент составит 0,4. В 2017 году он был равен 0,2.
Для физлиц неприятным сюрпризом стало расширение списка налогооблагаемой недвижимости – налог на имущество с 2018 года будет взиматься с дачных построек. Он рассчитывается, как произведение кадастровой стоимости (или инвентаризационной стоимости, скорректированной на коэффициент-дефлятор) и ставки налога. Диапазон ставок может колебаться от 0,1% до 2% в зависимости от типа имущества, его общей стоимости и места расположения.
Льготы по нему теперь регламентируется не федеральным, а региональным законодательством. При отсутствии освобождения от налога максимальная ставка по нему составляет 1,1%. [46]
Перечень тех, кто имеет льготы на налог на недвижимость с 2016 года, определен Налоговым кодексом. В список освобожденных от выплаты налогового взноса на имеющееся имущество входят практически все категории граждан, обладающих социальными льготами:
- пенсионеры, в том числе военные (уволенные в запас по выслуге 20 лет),
- ветераны труда,
- кавалеры ордена Славы или Герои Советского Союза и России,
- граждане, служившие в Афганистане или участвовавшие в подразделениях особого риска,
- инвалиды с детства, 1 и 2 группы,
- участники и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
Однако есть нюанс. Льготы по уплате налога на имущество предоставляются только в отношении одного объекта недвижимости каждого вида.
В 2018 году налог на землю подвергся значительным изменениям, отразившись на его размере. Вследствие чего местные бюджеты будут пополнены в большем объеме. Эта составляющая должна положительно отразиться на развитии регионов. В основе расчета земельного налога лежит кадастровая стоимость участка, взятая по состоянию на начало года уплаты. Обычно для рядовых граждан высчитывает размер налога налоговая инспекция. В уведомлении мы видим наименование объекта, кадастровую стоимость, ставку налога и итоговую сумму к уплате. В 2018 году существенным изменением стало увеличение кадастровой стоимости земли, приближаясь к рыночной. Это скажется на росте налога и ударит по кошельку россиян. Чтобы удар по бюджету семей, имеющих в собственности земельные участки любых категорий, не оказался слишком сильным, законодатели приняли решение провести увеличение налога в несколько этапов. Это значит, что кадастровая стоимость будет расти постепенно – ежегодно на 20%. Таким образом, и земельный сбор поэтапно станет больше, а к 2020 году достигнет полной суммы.
В случае прав обладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.[47]
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.[48]
С 2018 года начинается действие норм Закона от 29.07.2017 г. № 214-ФЗ, которым вводится обязательный сбор с лиц, отправившихся на отдых в одну из четырех курортных зон:
- Республику Крым;
- Алтайский край;
- Краснодарский край;
- Ставропольский край.
За каждый день пребывания на этих территориях придется заплатить до 50 руб. за одного человека. Это максимальный размер платы на 2018 год, с 2019 года он вырастет до 100 руб. Эксперимент по взиманию налога с туристов начался с 1 мая 2018 года. Новые налоги в 2018 календарном году в виде «туристического сбора» должны быть уплачены всеми лицами, достигшими совершеннолетия, длительность пребывания которых в объектах размещения на территории указанных курортных зон превышает 24 часа. [49]
Экономическая функция налогов состоит в их воздействии на экономическое развитие страны. Задача государства состоит в том, чтобы сформировать налоговую политику, которая обеспечит необходимый уровень государственного дохода, но не будет тормозить экономическое развитие страны. «Целью проводимой налоговой политики является не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование с целью сбалансирования интересов государства как властного субъекта и налогоплательщиков». [50]