Файл: Налоги с физических лиц и их экономическое значение.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогообложения физических лиц
1.2. Функции и классификация налогов
2. Налоги с физических лиц и актуальные проблемы налогообложения в Российской Федерации
2.1. Виды налогов и сборов с физических лиц
2.2. Актуальные проблемы налогообложения физических лиц в Российской Федерации
3. Анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации
3.1. Анализ доходов в консолидированный бюджет России
- взимаемые с операций от реализации продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы);
- с имущества (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц);
- уплачиваемые при пользовании природными ресурсами (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.).
По характеру использования различают налоги общие (универсальные) и целевые (специальные). Налоги общего назначения обезличены, они поступают в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы и используются для покрытия любых предусмотренных расходов бюджетов.
Целевые (специальные) налоги предназначены для формирования источников финансирования определенных расходов. Они могут быть консолидированы (объединены) в бюджете или поступают в специальные внебюджетные фонды, но в любом случае суммы поступлений по этим налогам направляются на заранее определенные цели.
По признаку постоянства (продолжительности применения) различают обыкновенные и чрезвычайные налоги. Обыкновенные налоги не имеют ограничений по срокам применения, с момента их введения они применяются в каждом налоговом периоде. Чрезвычайные налоги вводятся в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, техногенная катастрофа и т. п.) они носят разовый или временный характер и прекращают свое действие с преодолением этих обстоятельств. Например, в годы Великой Отечественной войны в нашей стране был введен военный налог (1942г.), просуществовавший до 1946г.[17]
Наиболее распространенными являются классификация налогов:
По способу взимания. Все налоги делятся на прямые и косвенные:
- прямые налоги - это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К прямым налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество организаций и физических лиц и др.;
- косвенные налоги - это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика. Плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а субъектом налогообложения косвенным налогом является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.[18]
В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.
Любая классификация достаточно условна, а тем более в сфере налогов, где сплетены политические, социальные, экономические и правовые аспекты. Достаточно сложно выбрать в этих условиях правильные критерии классификации, которые можно использовать и которые могут быть верными одновременно и с экономической точки зрения, и с точки зрения права. Но классификация налогов необходима для систематизации, которая позволяет упорядочить налоги на всех уровнях налоговой системы, избежать их дублирования, более равномерно распределить налоговое бремя, не допускать двойного налогообложения. [19]
Элементы налогообложения
Элементы налогообложения являются важным моментом, способствующим наиболее полному раскрытию сущности налога. Дело в том, что именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретное налоговое обязательство, а их совокупность определяет логику построения того или иного налога.
Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура, в частности порядок и условия исчисления налоговой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и другие условия налогообложения. Важно подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами мира. В экономической и финансовой литературе достаточно часто элементы налогов характеризуют как надстроечные инструменты, составляющие налоговый механизм.[20]
В элементах налогообложения в основном выделяют три группы:
1) обязательные элементы, определяемые в налоговом законодательстве без которых, налог не считается установленным;
2) факультативные, определяются налоговым законодательством
в отношении некоторых налогов, они не являются обязательными для каждого из налогов, а могут устанавливаться избирательно;
3) дополнительные, которые не установлены законодательно, но
практически могут быть выделены как самостоятельные элементы налога и являются его важными и необходимыми характеристиками.
Налог считается установленным лишь тогда, когда определены эти обязательные элементы налога:
- налогоплательщики;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.[21]
Налогоплательщик – это организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. [22]
Налогоплательщиками могут признаваться организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Объект налогообложения – предмет, подлежащий обложению.
Объектами налогов могут служить операции по реализации товаров, (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и другие объекты, имеющие стоимостную, количественную или иную физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщиков в связи с наличием у них тех или иных объектов налогообложения.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. [23]
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, иначе говоря, это величина налога на единицу обложения. В зависимости от вида налоговой базы применяют твердые (специфические) и долевые (адвалорные) ставки. [24]
Твердые устанавливаются в абсолютной сумме (руб.) на единицу измерения налоговой базы, в тех случаях, когда налоговая база имеет не стоимостную оценку.
Долевые ставки выражаются в определенных долях (как правило, в процентах) от налоговой базы, в тех случаях, когда налоговая база имеет стоимостную оценку. Они, в свою очередь, делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки остаются неизменными по отношению к налоговой базе независимо от ее величины. Прогрессивные ставки увеличиваются, а регрессивные уменьшаются по мере роста налоговой базы. Необходимо заметить, что существуют два варианта прогрессии (регрессии): простая и сложная. При простой прогрессии (регрессии) возрастающая (снижающаяся) ставка применяется в отношении всей налоговой базы. При сложной прогрессии (регрессии) налоговая база делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. возрастающие (понижающиеся) ставки применяются не ко всей налоговой базе, а к части, превышающей предыдущую ступень. [25]
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. [26]
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. [27]
Необходимость этого элемента налога определяется двумя обстоятельствами:
Во-первых, тем, что многим объектам налогообложения (получение прибыли, реализация товаров и др.) свойственна повторяемость и протяженность во времени.
Во-вторых, вопрос о налоговом периоде взаимосвязан с соблюдением принципа однократности налогообложения.
Значение установления налогового периода заключается в том, что он позволяет точно определить временные границы исполнения обязанности по уплате налога.
Налоговый период необходимо отличать от отчетного периода. В рамках налогового периода может быть установлено несколько отчетных периодов, по окончании которых необходимо сдавать в налоговые органы налоговые расчеты и производить уплату авансовых платежей по налогам.
Порядок исчисления налога совокупность определенных действий
налогоплательщика (налогового агента или налогового органа) по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, но в случаях, предусмотренных налоговым законодательством обязанность исчисления налога может быть возложена на налоговые органы или налогового агента.
Порядок уплаты налога –это нормативно установленные способы процедуры внесения налога в бюджет. [28]
Рассматривая сложившуюся практику налогообложения, можно выделить три основных способа уплаты налогов:
• уплата на основе налоговой декларации налогоплательщика по окончании налогового периода;
• уплата налога у источника выплаты дохода налоговым агентом;
• уплата на основе налогового уведомления налоговых органов. [29]
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой
подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. [30]
Плата налога у источника выплаты дохода предполагает исчисление, удержание суммы налога из дохода налогоплательщика и ее перечисление в соответствующий бюджет третьим лицом – источником выплаты дохода (налоговым агентом).
Налоговые агенты (физические и юридические лица) – это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством (в соответствии со ст. 24 НК РФ) возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. [31]
Уплата налога на основе налоговых уведомлений применяется в отношении тех налогов, расчет которых возложен на налоговые органы. В России такой способ уплаты налога предусмотрен в отношении большинства имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами (налог на имущество физических лиц, транспортный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения). Конкретный способ взимания налогов должен устанавливаться в налоговом законодательстве, исходя из удобства взимания налогов, с учетом интересов участников налоговых отношений налогоплательщиков, налоговых органов и государства как получателя налоговых доходов.
Сроки уплаты налога – это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.[32] Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 НК РФ «в необходимых случаях в законодательном акте по налогам и сборам могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком».