Файл: Тема Управление безопасностью жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельностиЦели изучения темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 4.
Управление безопасностью жизнедеятельности
Безопасность жизнедеятельности
Цели изучения темы:
– Получение знаний об основных нормативно-правовых актах, организации государственного и общественного контроля в сфере безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Задачи изучения темы:
– Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия;
формирования навыков в применении методик прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций.
В результате изучения данной темы Вы будете
Знать:
основные нормативные документы в области безопасности жизнедеятельности;
основы расследования несчастных случаев;
особенности международного сотрудничества в области безопасности жизнедеятельности.
Уметь:
организовывать контроль и надзор в области безопасности жизнедеятельности;
проводить анализ производственного травматизма;
рассчитывать материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности.
Владеть:
законодательными актами в сфере охраны труда и промышленной безопасности;
навыками, необходимыми для идентификации опасностей;
методами контроля требований безопасности и экологичности.
Учебные вопросы темы:
1.
Понятие «управление безопасностью жизнедеятельности».
2.
Основные нормативные документы в сфере безопасности жизнедеятельности.
3.
Организация контроля и надзора в области безопасности жизнедеятельности.
Вопрос 1. Понятие «управление безопасностью
жизнедеятельности».
Управление безопасностью жизнедеятельности – это управление охраной труда и обеспечением необходимых условий труда, управление охраной окружающей среды, обеспечением безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
В силу объективных закономерностей неизбежен переход от осуществления разрозненных, частных мер по охране труда, экологии, ликвидации уже происшедших аварий, катастроф и других чрезвычайных событий к научному, системному управлению безопасностью человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на систему «человек-среда» в целях достижения желаемых результатов.
Управлять БЖД – это значит осознанно переводить объект управления из одного состояния (опасное) в другое (менее опасное).
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит в подготовке, принятии и реализации решений, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья человека в среде обитания, предотвращение или снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
При этом объективно соблюдаются экономической и технической целесообразности, сравнение затрат и получение выгод.
Система управления безопасностью жизнедеятельности
(СУБЖ) – это совокупность органов управления, реализующая определенными методами функции управления в целях достижения заданного, социально приемлемого уровня безопасности.
Сущность управления заключается в том, что управляющий орган на основании информации, поступающей по каналам обратной связи с объекта управления, вырабатывает управленческие решения и осуществляет соответствующие управляющие воздействия, направленные на регулирование входов системы «человек – среда обитания». В результате система «человек - среда обитания» переходит в более безопасное состояние, информация о параметрах которого передается по каналам обратной связи в управляющую систему. Таким образом, происходит целенаправленный замкнутый (циклический) процесс, обеспечивающий достижение приемлемого уровня безопасности.
Конечная цель управления безопасностью жизнедеятельности – обеспечение заданного уровня безопасности системы «человек – среда обитания».
Эта цель подразделяется, в свою очередь, на две подцели:
обеспечение безопасности среды обитания;
обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
Исходя из особенностей сферы деятельности человека, можно выделить следующие основные цели СУБЖ:
обеспечение безопасности производственной деятельности;
обеспечение безопасности деятельности в непроизводственной сфере;
обеспечение экологической безопасности;
предотвращение, снижение риска возникновения и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
Достижение целей и задач СУБЖ обеспечивается в результате выполнения управляющим органом комплекса необходимых, повторяющихся работ – функций управления. Они характеризуют определенную сферу управленческой деятельности и отвечают на вопросы: что нужно делать в системе управления, какие виды управленческих работ необходимо выполнять.
Управление безопасностью жизнедеятельности состоит из следующих взаимосвязанных функций:
учет, анализ и оценка состояния безопасности в системе
«человек – среда обитания»;
прогнозирование условий жизнедеятельности;
планирование мероприятий для достижения целей и задач управления;
организация, координация выполнения работ и оперативное управление;
активизация и стимулирование обеспечения высокого уровня безопасности;
определение эффективности мероприятий;
контроль состояния безопасности и функционирования
СУБЖ.
Перечисленные функции в СУБЖ образуют замкнутый
управленческий цикл.
Функции управления реализуются посредством системы
методов управления, то есть способов целенаправленного воздействия на управляемый объект, с помощью которых осуществляется управленческая деятельность и достигается нужный результат.
В СУБЖ используются все группы методов, применяемых в организационных системах управления:
экономические;
административные;
социально-психологические.
Управление наиболее эффективно при комплексном использовании всех перечисленных методов. Однако в настоящих условиях особую актуальность приобретает проблема создания эффективного экономического механизма обеспечения безопасности жизнедеятельности.
К средствам управления БЖД относятся:
образование (подготовка) населения;
воспитание культуры безопасного поведения;
профессиональное обучение;
профессиональный отбор;
медицинский отбор;
психологические воздействия на субъекты управления;
рационализация режимов труда и отдыха;
технические и организационные средства коллективной защиты (СКЗ);
средства индивидуальной защиты (СИЗ);
система льгот и компенсаций и др.
СУБЖ строится на общих принципах управления. К основным общесистемным принципам управления безопасностью относятся:
комплексность – реализуется путем построения системы управления, охватывающей все области деятельности, все функции управления, все уровни производственной и организационной
структуры, все стадии жизненного цикла продукции, все этапы производственного процесса;
делимость – реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т.д.;
иерархичность
– реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;
целенаправленность – реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями
СУБЖ;
замкнутость цикла управления – реализуется путем осуществления в
СУБЖ полного управленческого цикла
(прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).
В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение), будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль).
В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления – от рабочего места, участка до предприятия в целом.
В рамках данной системы формируются самостоятельные
целевые подсистемы:
управления безопасностью труда;
управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;
управления в чрезвычайных ситуациях.
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя те же виды нормативно- правовых актов.
Это федеральные законы, которые принимаются
Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения.
Подзаконными актами исполнения могут быть постановления
Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления (приказы) специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода
Положений и Правил. Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.
делимость – реализуется путем последовательного деления структуры системы управления на элементы: подсистемы, специальные функции управления, задачи управления и т.д.;
иерархичность
– реализуется путем формирования многоуровневой организационно-функциональной структуры системы управления;
целенаправленность – реализуется путем формирования целевых подсистем в соответствии с основными сферами деятельности и целями
СУБЖ;
замкнутость цикла управления – реализуется путем осуществления в
СУБЖ полного управленческого цикла
(прогнозирование, планирование, организация, координация, оперативное управление, активизация, стимулирование, учет и контроль, анализ и оценка).
В соответствии с принципом иерархичности СУБЖ любое предприятие (учреждение), будучи относительно обособленной информационной системой, является элементом системы управления безопасностью более высокого порядка (республика, регион, отрасль).
В свою очередь, внутри предприятия также могут формироваться различные уровни организационно-функциональной структуры управления – от рабочего места, участка до предприятия в целом.
В рамках данной системы формируются самостоятельные
целевые подсистемы:
управления безопасностью труда;
управления экологической безопасностью и охраной окружающей среды;
управления в чрезвычайных ситуациях.
В каждом из этих направлений соответствующее законодательство включает в себя те же виды нормативно- правовых актов.
Это федеральные законы, которые принимаются
Государственной думой РФ, и региональные, принимаемые представительными органами субъектов Российской Федерации. Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения.
Подзаконными актами исполнения могут быть постановления
Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления (приказы) специально уполномоченных органов в области управления БЖД, в частности, об утверждении разного рода
Положений и Правил. Реализация требований правовых актов в каждой из подсистем законами Российской Федерации возложена на соответствующие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также на руководство объектов экономики, предприятий и учреждений.
Вопрос 2. Основные нормативные документы в сфере
безопасности жизнедеятельности.
Основными законодательными актами по охране труда являются:
Конституция Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральные законы «О пожарной безопасности», "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", «Об основах обязательного социального страхования» и др.
Среди подзаконных актов основными являются:
– постановления Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
– постановления Минздравсоцразвития (Минтруда) РФ «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».
Целями трудового (а также гражданского, административного, уголовного и иного – в части норм, связанных с охраной труда) законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, обеспечение их социальной и производственной безопасности.
Основными задачами трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по следующим направлениям:
организация труда и управление трудом;
трудоустройство у данного работодателя;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений;
участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда;
надзор и контроль (в том числе профсоюзный) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда); разрешение трудовых споров.
Трудовое законодательство определяет основные права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 37) каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или на отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
При приеме на работу или смене ее характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам и приемам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Разумеется, практически невозможно досконально изучить все законы, постановления Правительства и ведомственные нормативные документы. Важно понимать их общую направленность на защиту и обеспечение безопасности работников, изучать практику охраны труда, советоваться с опытными коллегами, юристами, специалистами в области безопасности и охраны труда.
Статьей
212
ТК
РФ регламентированы обязанности работодателя. В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, т.е. обеспечить:
режим труда и отдыха, соответствующий действующим нормам;
обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда;
предварительный (при поступлении на работу) и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников;
выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих средств;
информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и др.
Законодательством устанавливается дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или невыполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми, в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из кодексов
(лесной, водный, земельный, воздушный, об административных правонарушениях и др.), федеральных законов
(«Об охране окружающей среды», «О недрах», «О землеустройстве» и др.), а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности устанавливает
Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Данным законом устанавливаются:
основные принципы охраны окружающей среды
основы управления в области охраны окружающей среды
(разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления);
права и обязанности граждан, общественных и некоммерческих объединений в области защиты окружающей среды;
основы нормирования в области охраны окружающей среды;
требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
порядок определения зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;
организацию экологического контроля и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, прежде всего, нашли отражение в Конституции Российской
Федерации.
Согласно пункту "м" статьи 71 Конституции в ведении
Российской Федерации находится оборона и безопасность, а в
соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нахождение в ведении Российской Федерации означает, что
нормотворчеством занимаются исключительно федеральные органы
государственной власти.
Что касается предметов совместного ведения Российской
Федерации, то это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции и Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепила права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти Конституционные положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Так, в законе Российской Федерации "О безопасности" дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Данный закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.
Определение общих для Российской Федерации организационно- правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера".
Закон содержит:
основные понятия, применяемые в области защиты от ЧС;
основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
гарантирует гласность и информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (5 принципов):
«Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Нахождение в ведении Российской Федерации означает, что
нормотворчеством занимаются исключительно федеральные органы
государственной власти.
Что касается предметов совместного ведения Российской
Федерации, то это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции и Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепила права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти Конституционные положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов
Российской Федерации, постановлений Правительства Российской
Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Так, в законе Российской Федерации "О безопасности" дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Данный закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.
Определение общих для Российской Федерации организационно- правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера".
Закон содержит:
основные понятия, применяемые в области защиты от ЧС;
основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
гарантирует гласность и информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (5 принципов):
«Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров