Файл: Тема Управление безопасностью жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельностиЦели изучения темы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей» впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами по деятельности аварийно-спасательных служб, установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Федеральный закон "О гражданской обороне" определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Эти основные федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, отражен в других федеральных законах, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с перечнем, утвержденным Межведомственной
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти».
Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и
статусе спасателей» впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно- спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами по деятельности аварийно-спасательных служб, установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.
Федеральный закон "О гражданской обороне" определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
Эти основные федеральные законы определили основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, отражен в других федеральных законах, разработанных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с перечнем, утвержденным Межведомственной
комиссией по предупреждению чрезвычайных ситуаций и принятых
Государственной Думой.
Вопрос 3. Организация контроля и надзора в области
безопасности жизнедеятельности.
Государственный контроль (надзор) – проведение проверки выполнения органами, организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к изделиям, товарам, работам, услугам, состоянию безопасности, установленных федеральными законами или принятыми на их основе нормативными правовыми актами.
В общем смысле контроль – составная часть, одна из функций управления экономическими и иными объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом и его проверке с целью установления степени соответствия наблюдаемого состояния объекта его желаемому, требуемому состоянию.
При более строгой трактовке термина "надзор" его рассматривают как разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции. Различают авторский, банковский, технический, государственный надзор.
Деятельность органов государственного надзора регулируется соответствующим законодательством и специальными положениями про эти органы и их инспекции.
Контроль за соблюдением технологических процессов, выполнением требований правил безопасности, выполнением распоряжений должностных лиц и органов госнадзора осуществляют:
на рабочем месте – трудящийся;
в группе – бригадир;
на отдельных видах оборудования – трудящийся, ИТР, должностное лицо с соответствующим образованием, ответственный за его техническое состояние;
в структурном подразделении
– руководитель, должностные лица;
на предприятии – служба охраны труда, др. спецслужбы и руководящий состав предприятия.
На всех уровнях контроля при выявлении ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей и окружающей природной среде, обнаруживший обязан принять посильные меры по устранению этой ситуации и оповестить вышестоящие должностные лица.
В сфере охраны труда общественный контроль осуществляют:
Государственной Думой.
Вопрос 3. Организация контроля и надзора в области
безопасности жизнедеятельности.
Государственный контроль (надзор) – проведение проверки выполнения органами, организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к изделиям, товарам, работам, услугам, состоянию безопасности, установленных федеральными законами или принятыми на их основе нормативными правовыми актами.
В общем смысле контроль – составная часть, одна из функций управления экономическими и иными объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом и его проверке с целью установления степени соответствия наблюдаемого состояния объекта его желаемому, требуемому состоянию.
При более строгой трактовке термина "надзор" его рассматривают как разновидность контроля, в котором преобладают наблюдательные функции. Различают авторский, банковский, технический, государственный надзор.
Деятельность органов государственного надзора регулируется соответствующим законодательством и специальными положениями про эти органы и их инспекции.
Контроль за соблюдением технологических процессов, выполнением требований правил безопасности, выполнением распоряжений должностных лиц и органов госнадзора осуществляют:
на рабочем месте – трудящийся;
в группе – бригадир;
на отдельных видах оборудования – трудящийся, ИТР, должностное лицо с соответствующим образованием, ответственный за его техническое состояние;
в структурном подразделении
– руководитель, должностные лица;
на предприятии – служба охраны труда, др. спецслужбы и руководящий состав предприятия.
На всех уровнях контроля при выявлении ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей и окружающей природной среде, обнаруживший обязан принять посильные меры по устранению этой ситуации и оповестить вышестоящие должностные лица.
В сфере охраны труда общественный контроль осуществляют:
трудовые коллективы через выбранных ними уполномоченных;
комиссия по вопросам ОТ;
профсоюзы и созданные ними технические инспекции труда;
общественные инспектора по ОТ.
Общественный контроль осуществляют:
по вопросам пожарной безопасности – добровольные пожарные дружины и противопожарные объединения граждан;
в сфере безопасности дорожного движения - комиссии предприятий по безопасности движения и другие объединения граждан;
за состоянием экологической безопасности
– общественные объединения.
В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, а также ряд указов Президента РФ, постановления
Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ и др.
Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в
Российской Федерации осуществляет прокуратура.
Государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:
беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
получать информацию, приостанавливать работу;
выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Работники Министерства труда и социальной защиты осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации.
Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:
беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
получать необходимую информацию.
Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива. Они имеют право:
контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.
Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:
международные организации;
международные конвенции и соглашения;
многосторонние и двусторонние связи.
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.
Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из
США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку
Финляндии и т.д.
Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию
международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.
Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г.
(расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 82 государства. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. В рамках международных концепций Союз помог более 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий.
Деятельность Союза известна по таким публикациям, как
Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы»,
«Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.
Представительство МСОП было открыто в Москве в рамках европейской региональной программы в 1994 г. Деятельность представительства направлена на укрепление сотрудничества правительственных, научных и общественных организаций, координацию их взаимодействия для улучшения состояния окружающей среды и сохранения биологического биоразнообразия.
Среди опасностей, угрожающих человеку, более всего приковывает к себе постоянное внимание общественности проблема радиации. Особенно много дискуссий и акций протеста возникает по поводу атомной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
В 1957 г. ООН учредила специальную организацию -
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). На сегодняшний день в него входят 173 государств. Штаб-квартира
МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ - проблема безопасности атомных станций.
Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.
Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких- либо военных целей. По Договору о нераспространении оружия на
МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.
Международное агентство по атомной энергии проводит международные конференции и другие совещания для обсуждения вопросов использования атомной энергии, направляет в различные страны (главным образом в развивающиеся) специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические
Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г.
(расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 82 государства. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. В рамках международных концепций Союз помог более 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий.
Деятельность Союза известна по таким публикациям, как
Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы»,
«Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.
Представительство МСОП было открыто в Москве в рамках европейской региональной программы в 1994 г. Деятельность представительства направлена на укрепление сотрудничества правительственных, научных и общественных организаций, координацию их взаимодействия для улучшения состояния окружающей среды и сохранения биологического биоразнообразия.
Среди опасностей, угрожающих человеку, более всего приковывает к себе постоянное внимание общественности проблема радиации. Особенно много дискуссий и акций протеста возникает по поводу атомной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
В 1957 г. ООН учредила специальную организацию -
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). На сегодняшний день в него входят 173 государств. Штаб-квартира
МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ - проблема безопасности атомных станций.
Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.
Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована для каких- либо военных целей. По Договору о нераспространении оружия на
МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.
Международное агентство по атомной энергии проводит международные конференции и другие совещания для обсуждения вопросов использования атомной энергии, направляет в различные страны (главным образом в развивающиеся) специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические
межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов.
Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 194 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.
Такое широкое поле деятельности охватывают многие аспекты: развитие систем первичного здравоохранения, которые достигали бы всего населения стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребенка; контроль за распространением малярии и других заразных заболеваний, включая туберкулез; ликвидация оспы, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения и пр.
Международное сотрудничество необходимо также в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических веществ, пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; применение международного регулирования в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что подразумевается под управлением безопасностью жизнедеятельностью?
2.
Перечислите основные нормативные документы в сфере безопасности жизнедеятельности.
3.
Кто осуществляет общественный контроль?
4.
Назовите основные международные организации в сфере безопасности жизнедеятельности.
Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН – Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 194 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.
Такое широкое поле деятельности охватывают многие аспекты: развитие систем первичного здравоохранения, которые достигали бы всего населения стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребенка; контроль за распространением малярии и других заразных заболеваний, включая туберкулез; ликвидация оспы, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения и пр.
Международное сотрудничество необходимо также в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических веществ, пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; применение международного регулирования в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что подразумевается под управлением безопасностью жизнедеятельностью?
2.
Перечислите основные нормативные документы в сфере безопасности жизнедеятельности.
3.
Кто осуществляет общественный контроль?
4.
Назовите основные международные организации в сфере безопасности жизнедеятельности.