Файл: 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже в античности первые идеи: стремление к более совершенным и справедливым формам общественной жизни.

Признаки правового государства.
- верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов;

- принцип разделения властей;

- приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;

- взаимная ответственность государства и личности.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности, как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Гражданское общество – совокупность неполитических отношений в обществе, сфера самоуправления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, союзов, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства со стороны гос-ва.
Признаками высокоразвитого гражданского общества являются:

-Наличие собственности в распоряжении людей

-Наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии.

-Высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способность к самодеятельности

-Законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.

-самоуправляемость;

-свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
Основа гражданского общества — цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид.


50. Глобальные проблемы современности.
Комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы.
Что может философия?

1) может способствовать грамотной постановке вопроса о глобальных проблемах.

2) может исследовать возможные пути решений.

3) обеспечивает систематический вариант обсуждения этого вопроса, системный подход.

4) делает акцент на гуманистическом аспекте проблемы, не на техническом
Глобальность - характеристика фиксирующая перерастание каких-либо явлений в рамках локального качества и превращение этого явления в международную проблему.


Глобальная проблема, проблема, которую наработали люди, и она стала сопоставима с разрушительной силой природы.
1968г. –в Риме круглый стол, с целью обсудить трудные вопросы, которые возникают с развитием прогресса (Римский клуб). Произошел шок! Преобразовательная деятельность людей наносит существенный вред природе. В итоге заседания Олвен Тоффлер написал книгу «Столкновение с будущим», которая шокировала мировую общественность – если тенденция сохранится человечество поставит себя на грань вымирания.
Философия не дает никаких рецептов.

Вернадского «Ноосфера» - ели все живое на земле биомассу всей планеты взять, то человек по весу будет составлять только 0,0001. И эта мизерная часть будет представлять планету, от нее будет зависеть судьба планета.

Человек и природа в одной лодке, и если утонем, то вместе!

1) Природа – среда обитания, дом человека.

2) Природа является источником всех ресурсов для человека.
Природа организована и существует системно, если устранить один элемент – все разбалансируется.

 Человечество должно быть системно, а не раздираться конфликтами и войнами.
Нельзя глобальные проблемы разрешить, если выстраивать только такие программы как, например, «охрана природы»

Идея ненасилия.

Человечество стремиться над природой властвовать. Это искоренить никак нельзя, НО чтобы властвовать надо подчиниться законам природа, а не вопреки природе действовать.

51 Движение как атрибут материи.
Движение – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящее в природе, общ-ве процессы. В самом общем виде Движение – это изменение вообще. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи.

Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов Движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг солнца, вместе с Солнцем – вокруг центра галактики.

Качественная устойчивость тел и стабильность их св-в представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов.

Движение определяет св-ва, структурную организацию и характер существования материи.

Теория относительности указывает, что с увеличением скорости Движения происходит возрастание массы тел, замедляется ритм процессов в телах.



Движение охватывает также все формы развития материи. Развитие представляет собой закономерное, целостное, необратимое изменение систем, имеющее определенную направленность. При восходящем развитии происходит усложнение связей и форм Движения материальных объектов. Нисходящее развитие выражает деградацию и распад системы, упрощение форм ее Движения. По сравнению с развитием Движение является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение.

52. Диалоги Платона.
Как известно Платон вел множество рассуждений с величайшими умами своего времени и одним из них был Гиппий больший. В их диалоге проявляется четкое представление о том как видели мир в то время различные мудрецы. Сократ предстает в данном диалоге представителем идеализма Гиппий же материализма. Когда у Гиппия и Сократа заходит диалог на основную тему: о прекрасном. Сократ задает вопрос Гиппию как мудрецу что же есть прекрасное и тот пытается ему ответить приводя предметы реального мира. Но Сократ показывает что они прекрасны не более чем безобразны и не могут показать что же такое прекрасное само по себе. Каждый раз Гиппий приводит Сократу предмет или традицию или действия которые считает прекрасными но Сократ показывает что хоть они и прекрасны - прекрасны они не абсолютно а лишь в сравнении с чем либо и таким образом не могут считаться образцами: девушка, быть похороненным своими детьми в славе и богатстве, сила, удовольствия. Таким образом материальное не может абсолютно отразить идеальное объять его в полной мере.
Далее Сократ начинает приводить свои примеры что же такое прекрасное и называет прекрасным уже состояния вещи нематериального мира: подходящее, пригодное, разумное, приятное . каждому материальному он противопоставляет идеальное. Но в то же время он опровергает не только доводы Гиппия но и собственные, показывая что и они не совершенны.
Сократ приходит к выводу, что прекрасное связано с реализацией вещи, ибо прекрасно то, что в наибольшей мере соответствует своему назначению. Таким образом, в данном диалоге отчетливее всего видны гносеологические основы идеализма. Сократ показывает всю важность идеальных вещей в то же время показывая что их познание еще далеко от завершения и требует многих и многих усилий, показывая то что прекрасное это трудно


53. Жизненная Драма Платона.
Смерть учителя Сократа потрясла Платона. Сущность Сократова учения вызвала у Платона сомнение: был ли Сократ учителем истины или заблудившийся, неправый человек . При этом разочарование в несправедливости – это оказалось великой трагедией для Платона на всём пути его жизни и творчества.

Помимо общественно-политической и одновременно личной для Платона трагедии погибающего в несправедливости и зле полиса он переживал еще одну трагедию.

Это была трагедия всякого идеализма вообще, плохо понимающего невозможность преобразования жизни при помощи одних только идей. В практической деятельности это помешало ему пользоваться идеями как материальной силой и сводило его участие в политике к проповедям, к призывам следовать идеалам, к красноречию. Поэтому становится понятной мучительная необходимость, с которой идеалист превращается в утописта, в мечтателя, в бессильного.

И в последних трудах Платона (свод законов для будущего образцового города) сквозит полное отречение от идей Сократа, от его философии. В своих законах Платон утверждает тот самый принцип слепой веры, которым был убит его Учитель.

54. Миф о Сизифе.

Сизиф строитель и царь Коринфа, после смерти приговорённый богами вкатывать на гору тяжёлый камень, который каждый раз скатывался вниз.

Отсюда выражения «сизифов труд», «сизифов камень», означающие тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.

Согласно Гомеру — хитрый, и корыстолюбивый человек. Первым среди эллинов воспользовался хитростью и обманом.

Наиболее распространена версия мифа, в которой Сизиф обманом заковывает бога смерти Танатоса и держит его в плену. По другой версии, обманул и заковал в цепи самого Аида. В отсутствие Танатоса люди перестают умирать. Боги обеспокоены сложившимся положением, и по прошествии нескольких лет Арес, бог войны, освобождает бога смерти. Танатос отводит душу Сизифа в царство умерших.
Но и тут сумел Сизиф обмануть богов. Он запретил своей жене совершать после своей смерти погребальные обряды. Аид и Персефона, не дождавшись погребальных жертв, разрешили Сизифу вернуться ненадолго на землю - наказать жену за нарушение священных обычаев и велеть ей устроить подобающие похороны и жертвоприношения.

Сизиф не вернулся в царство Аида. Он остался в пышном дворце пировать и радоваться тому, что единственный из всех смертных сумел вернуться из мрачного царства теней.


Прошло несколько лет, до тех пор, пока отсутствие Сизифа в царстве мертвых не было обнаружено. За хитрецом пришлось посылать Гермеса.

Этот миф трагичен, поскольку его герой наделен сознанием. Однако вынужден совершать однообразные действия, бесполезный труд.

Сегодняшний рабочий живет так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична


55. Насилие.
Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники —Е. Дюринг, Л. Гумплович, Каутский Карл и др. Утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими.

Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких требований. При таком положении дела неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Австрийский государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство:

К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже превращается в государство.
Известен вывод Маркса и Энгельса, сделанный на примере Англии (хотя сама Англия несколько девиантна, по мнению многих исследователей – например, в силу изоляции, в Англии сохранились «ментальные» структуры прямой демократии)