Файл: 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Класс является субъектом истории?

Быть субъектом истории значит уметь определять стратегию своего собственного развития. Исходя из этого, класс не является субъектом истории. Номенклатура является.

Откуда произошли классы?

Основой происхождения классов является развитие и усложнение материального производства.

Развитие труда ведет к появлению обмена. А когда появляется, нужны люди, которые его осуществляют. Потому что у производителей на это времени нет. И эти люди постепенно становятся в состоянии накапливать определенное количество материальных благ. Это ведет к дифференциации.

Частная собственность – это причина классового расслоения.

38. социально-этническая структура общества.
Этнос (от греч. народ) – в контексте историческом – исторически конкретная форма существования народа. Всего выделяют три формы этноса.

  • родоплеменная

  • народность

  • нация


Следует отличать этнос от расы.

Раса – образование природное, естественное, не социальное.



Общее и различия в трех этносах

Общие черты:

  • Этнос это общность хозяйственная

  • Общность языковая

  • Общность одного психологического взгляда

Различия:

Родоплеменной строй:

Кровнородственная общность.

В конце концов, наступает понимание, что род неудобен для организации, и он начинает распадаться  появляются соседи и возникает народность.


Народность возникает тогда, когда начинают складываться первые государства.

Особенности:

- территория (это то, что их объединяет; оседлость)

Нация – образование более позднее и более сложное. Нация – образование очень молодое.

На первом плане политико-экономическое развитие.

Нация – исторически сложившаяся высшая форма общности людей, характеризующаяся единством экономического и политического пути, единством самосознания.

Нация – это средство обретения целостности и государственности.

Это средство формирования гражданского общества, где власть не дана богом, а делегированная народом.



Вопрос №39 Проблема периодизации исторического процесса
Периоды всемирной истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время - вот те периоды, которые многие назовут безошибочно.

О.Шпенглер был одним из первых, кто усомнился в "наглядно-популярном членении" всемирной истории. Выделение периодов в истории зависит от критериев, которые положены в основу периодизации.

Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы", проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.
Деление цивилизаций на Западную и Восточную:

1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество; западная - на личность;

2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться;

3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, опираются на духовные ценности прошлого).
Человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором, влияющим на все его развитие.

1) традиционное общество

2) капиталистическое общество

3) постиндустриальное общество


Отличие индустриального и постиндустриального об- ществ, как полагает Д.Белл, состоит в том, что "осевым институтом" индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества - творческое знание.

У. Ростоу выделяет пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига;

4) стадия роста;

5) период высокого уровня массового потребления.

40. Формационный и цивилизационный подходы к анализу
Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.
В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы", проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Деление цивилизаций на Западную и Восточную:

1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация ориентирована на общество; западная - на личность;

2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще всего не удовлетворен настоящим; в восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться;

3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа жизни скорее и чаще скачкообразны; восточные культуры развиваются более эволюционным путем, они стабильны, опираются на духовные ценности прошлого).
Человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором, влияющим на все его развитие.

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),


3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).
Отличие индустриального и постиндустриального об- ществ, как полагает Д.Белл, состоит в том, что "осевым институтом" индустриального общества является частная собственность, а постиндустриального общества - творческое знание.

У. Ростоу выделяет пять "стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига;

4) стадия роста;

5) период высокого уровня массового потребления.


41. проблема человека в философии
Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. человек является и субъектом, и объектом философского познания
Древний мир.

В эту эпоху господствовал космоцентризм. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека – это жить в согласии с этим миром.
Средние Века.

В философии средних веков господствовал теоцентризм.

Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий.

Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему
Философия эпохи Возрождения

Превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм . Человек ставится выше природы.
Новое Время.

Главное качество в человеке – это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.
В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И.Кант, Г.Гегель).

Конечная цель истории – гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения свободы.
Марксизм

Центральные идеи марксизма – идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека – совокупность общественных отношений).
Русская религиозная философия

Призывала человека к поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.

Зарубежная философия XX века.

возник экзистенциализм . Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.


Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

42. Личность и культура. Противоречивость культурного процесса.
Личность – человеческий индивид в аспекте его соц качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений.

Все ли личности в обществе?

С одной стороны, все люди, погруженные в общественные связи – личности.

Исключения:

- дети, не прошедшие первую ступень социализации.

- не могут нести ответственность и люди, лишенные этого в силу патологии.

Остальные люди – личности, однако их можно квалифицировать на типы.

Типология личности

Маск Вебер, профессор Конн занимались этим вопросов.

Есть люди, которые выстраивают свою линию, а есть - которые прислушиваются. Инфантилизм свойственен больше молодым людям, но с возрастом формируется свой взгляд.

Когда и на каком этапе возникает личность?

 Когда может обособить себя от других

 Когда может нести ответственность

 Обладает самосознанием, некой мерой личностной свободы
1. надо соблюсти исторический подход.

2. надо исходить из того, что этот человек владеет в совершенстве хотя бы одной профессией (

Что бы быть профессионалом, поверхностных знаний не достаточно, нужно вникать в глубину.

3.надо исходить из того, что этот человек не может быть глухим к искусству, политике, ярким научным открытиям и др.
Можно предположить, что на первых этапах, когда присутствовал род, личности не существовало. Если бы личность была, она бы привела к разложению рода. Важно было, чтобы никто не выделялся.

А современное общество может существовать только при условии сильного личностного начала.
Личность и культура

Культура – все содеянное людьми. И в духовном смысле, и в материальном.

Культура – мера человеческого в человеке.

К – способ существования человека. Потому что без культуры человек существовать не может. Бывают люди, существующие вне культуры только в узком смысле слова, в локальном.

В отличие от инстинктов, культура не передается по наследству, с нею не рождаются. Процесс освоения культуры и называют социализацией. Он включает освоение, т.е. познание и принятие норм, ценностей, средств общения.